Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению.
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
В своей педагогической практике я столкнулась со следующими проблемами:
- дети с трудом запоминают прочитанное;
- зачастую они не понимают смысла прочитанного;
- затрудняются кратко пересказать содержание;
- словарный запас скудный, невыразительный;
- объем, устойчивость внимания у большинства детей недостаточно развиты;
- родители недостаточно уделяют внимания домашнему чтению.
Это подтверждается и результатами исследования.
Данное исследование было проведено в отношении детей дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 112 человек, воспитанников МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №110 «Теремок».
Методика «Корректурная проба»
Цель: оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.
По результатам исследования видно, что внимание у воспитанников развито не достаточно. Это означает, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на достаточно низком уровне.
Методика «10 слов» А.Р.Лурия
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители и воспитатели. Воспитатели читают детям литературные произведения в режимных моментах либо на специально организованных занятиях, используя ту или иную технологию.
Очень важно, чтобы и в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге.
Результаты анкетирования родителей.
Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.
По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы: большинство родителей (законных представителей) признают важность чтения книг в дошкольном возрасте, но на практике выходит, что этого недостаточно для повышения читательской грамотности детей. Книги детям читаются дома не регулярно. В основном, книги читает ребенку мама. Не всегда с ребенком обсуждается прочитанный материал, чем упускается замечательная возможность воспитания ребенка на примере литературных героев. Очень мало в семье читают детям большие произведения. В основном, дети предпочитают читать сказки, чем обедняется их восприятие многогранности литературы. Некоторые дети вообще проявляют безразличие к тому, что им читают. Не всегда дети рассказывают дома о прочитанных в детском саду книгах, что, скорее всего, свидетельствует о маленькой заинтересованности в этом их родителей. Несмотря на это, многие респонденты отметили приоритет книг перед компьютером. Мнения о том, в каком возрасте ребенок должен научиться читать, разделились примерно наполовину.
Нередко уже дети старшего дошкольного возраста умеют читать.
Научиться читать знаки с определенной скоростью, еще не все. Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский: «Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное».
Одна из задач именно дошкольного образования - создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста.
Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (книги не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо). Детей необходимо обучать воспринимать литературные произведения.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Данная технология предполагает несколько этапов работы с текстом.
- Работа с текстом до чтения.
Главная задача взрослого - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
- Работа с текстом во время чтения.
Главная задача взрослого - обеспечить восприятие текста.
Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения.
- Работа с текстом после чтения.
Главная задача взрослого - обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Формирование читательской грамотности дошкольников с применением приемов технологии критического мышления.
В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям.
Имея, достаточный опыт работы с детьми, и столкнувшись с рядом проблем, передо мной встал вопрос отбора наиболее эффективных развивающих технологий, которые я могла бы использовать в своей педагогической практике.
Познакомившись с технологией развития критического мышления, мною было принято решение поэтапного внедрения элементов технологии РКМ в практику своей работы.
Технология РКМ разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Если обратиться к компонентам читательской грамотности: нахождение и извлечение информации; интегрирование и интерпретирование информации; осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Данные компоненты очень схожи с составом критического мышления: наблюдательность и способность к анализу; способность к оценке.
Этапы (стадии) РКМ
Первая стадия - «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно.
Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или
Вторая стадия - «осмысление».
Эта стадия позволяет дошкольнику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - «рефлексия» - размышления.
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме.
В своей практической практике я использую следующие приемы развития РКМ: «Верные - неверные суждения», «Корзина идей», «Перепутанные логические цепочки», «Написание творческих работ», «Дерево предсказаний», «Толстые, тонкие вопросы», «Синквейн», «Шесть шляп мышления», «Что напутал художник», «Письмо с дырками или пробелами», «Кластер» и мн.др..
Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия, можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.
Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в каждом образовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ребенка. Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на этапах взросления ребенка способна решить проблему формирования грамотного читателя.
В заключение хочется отметить, что эффективность данной работы по формированию читательской грамотности, во многом, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором образовательной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами.» (И.Г.Песталоцци)
Ссылки на источники
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически. - С-Пб: "Альянс "Дельта" совм. С издательством "Речь", 2003.
- Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6.
- Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.: 2008.
- Сметанникова Н.Н.Через чтение в мировое образовательное пространство. - М., 2001.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010.
Интернет-ресурсы
- https://psy.1september.ru/article.php?ID=200701004
- https://infourok.ru/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/14/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov-starshego-vozrasta