Использование наглядного моделирования в развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, развитие связной речи


Пройдёт совсем немного времени, и наши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи.

Очень важно, чтобы он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она показывает, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Из всех существующих приёмов обучения рассказыванию самым современным является метод моделирования. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть, главное, систематизировать полученные знания.

В своей работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста я выделяю главные направления:

  • развитие связной речи через составление описательных, творческих рассказов;
  • развитие связной речи, памяти через рассказывание стихов, пересказ небольших текстов;
  • привлечение родителей к совместной работе по развитию речевых навыков у детей.

Использование наглядных моделей и графических схем на занятиях по развитию связной речи способствуют развитию внимание, мышления, наблюдательности, активизации опыта детей.

Детям бывает трудно построить связный рассказ, просто пересказать текст. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать последовательность развития событий. Задача взрослых - научить детей выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия.

В этом очень помогают модели - графические схемы, они дают возможность выделить наиболее существенные стороны объекта.

Работа с графическими схемами и наглядными моделями должна проводиться поэтапно. Сначала обыгрываются художественные произведения. При пересказе текстов детям предлагаются схематические изображения основных событий и персонажей. Затем идёт ознакомление с моделями, осознание художественного образа, формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению моделей») и самостоятельное составление рассказов с опорой на модель.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Применяя наглядные модели, педагог добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фрутов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

Примерный план составления рассказа о «Весне».

- Какое наступило время года?

- Какое солнце?

- Какое небо, тучи?

- Какие весной деревья?

- Какую носят люди одежду?

- Что происходит весной с животными? (медведь, ёж)

- Что делают дети и взрослые весной?

С целью формирования навыков запоминания, развития памяти, связной речи можно наглядно использовать «мнемотаблицу для описания птиц» (материал из книги «Год до школы, развиваем память» Н.Гурьева). Например: мнемотаблица «Воробей». Рассматривается схема, где всё отмечается (внешний вид, жильё, польза, какие буквы, звуки в этом слове и т.д.) - такой разбор помогает составить описательный рассказ о птице.

Дополнительно можно использовать для развития внимания, памяти, разлинованную на клетки пустую схему. Дети самостоятельно по памяти заполняют. Затем исправляют, сверяют и рассказывают о птице по своей схеме.

А также в дополнение можно использовать наглядные модели для заучивания скороговорок, пословиц, поговорок, которые дают возможность понять смысл и легче запомнить их. Например: «Красна птица пером, а человек умом» или «Невесело птичке - в золотой клетке».

Использование мнемотаблиц помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему (например: «Хлеб»). Мнемотаблица используется и при пересказывание рассказа на тему «Как выращивают хлеб?». Это наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Она составляет опору и выступает системообразующим каркасом при составлении, пересказывание рассказов. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием символов, обозначающих различные признаки (например: «рука» - какие действия совершают с этим предметом, «знак вопроса» - название предмета или объекта и т.д.).

Составление рассказа «Хлеб» по плану:

  1. Лопата - вскопать землю.
  2. Гряда - посадить зёрна.
  3. Солнце, лейка - для роста растениям нужны свет и вода.
  4. Сноп - собрать колосья.
  5. Мельница - смолоть зерно.
  6. Хлеб - что пекут из муки.

Примерный рассказ «Как выращивают хлеб?».

Для того чтобы вырастить пшеницу, нужно вскопать землю (вскопать поле). Затем посеять зерно. Чтобы выросли хлебные колосья, нужен солнечный свет и дождь (вода). Осенью колосья вырастут, созреют и пшеницу убирают (собирают в снопы). Затем везут на мельницу, чтобы смолоть её в муку. В пекарне из муки пекут хлеб, батон, печенье, булки, хлебцы.

Для расширения словаря и кругозора детей нужно знакомить их с «крылатыми» выражениями. Понимание смысла «крылатых выражений», нужно обязательно воспитывать у ребёнка уже с дошкольного возраста. Для этого можно использовать модели с графическим изображением этих выражений. Например: «Лететь, как стрела», «Льёт, как из ведра». Дети наблюдают разнообразные действия и слышат разное обозначение их словом. При этом у них развивается «чувство языка». И в дальнейшем дети могут эти выражения применять в своей самостоятельной речи.

В работе с предложением, с помощью графической схемы дети самостоятельно составляют схему к предложению, анализируют, сколько слов в предложении, задают вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения в виде схематических рисунков - фрагментов, которые подсказывают ребёнку направление мысли, устанавливают связь между отдельными фрагментами.

Для формирования связной речи в рассказах целесообразно использовать тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить звуки, закрепляют их не только в словах, в предложениях, связном тексте и учится пересказывать. Используются тексты цепной организации, которые обеспечивают последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Примерный рассказ «На рыбалке». Автоматизация звука «Р» в тексте.

Рыбак с удочкой пришёл к реке. В реке плавает много разной рыбы. Рыбак поймал рыбу и положил в ведро. Он принёс домой рыбу. Дома мама сварила рыбаку рыбный суп.

Игры и упражнения с лексическим содержанием - необходимое условие развития связной речи. В них важное значение имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций. Поэтому можно использовать опорную таблицу, (например: «Сравнить две птицы). Ребята сравнивают птиц, составляя предложения с союзом «а». Например: «Аист большая птица, а соловей маленькая».

(В целом по размеру, хвосты по длине, оперенье по цвету, ноги по высоте).

Применяя опорные таблицы можно рассказать о каком-то объекте (например: «О человеке»). Каждый символ обозначает какое-либо качество предмета (цвет, форму, вкус и т.д. и даёт возможность детям лучше запомнить описание.

Примерный рассказ «Портрет моего друга-подружки».

Мою подружку зовут Маша. Она высокая, худенькая. У Маши длинные волосы, заплетённые в косу. Волосы у неё светлые - она светловолосая. У Маши голубые глаза, значит она голубоглазая. У неё пушистые ресницы. У Маши тонкие, розовые губы. У неё маленький прямой носик.

Опорные таблицы используются и для загадывания загадки. Ребёнок загадывает загадку, описывает любой предмет, с опорой на таблицу, не называя его. Предварительное составление схем описания оказывает большую помощь в развитии умений составлять описательные рассказы о предметах.

Успешность обучения ребёнка в школе напрямую зависит от уровня развития его связной речи. Речь ребенка обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи. Применение наглядных моделей, схем в работе над связной речью у детей дошкольного возраста, позволяет педагогу более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу, а также эффективно влияют на развитие психических процессов.

Литература

1. Гурьева Н.А. Год до школы развиваем память. - СПб.: Светлячок, 2000. - 120с.
2. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: Сфера, 2007. - 208с.
3. Бойкова С.В. Занятия с логопедом. - СПб.: Каро, 2010. - 175с.