Спортивный тимбилдинг как средство сплочения детского коллектива

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: Спортивный тимбилдинг


Умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека изо дня в день. И для многих областей они становятся неотъемлемой частью.

Что такое тимбилдинг? Наверняка, многие слышали это слово, но не все точно знают, что же оно означает. Определение этого термина в Википедии:
тимбилдинг (англ. Team building) - построение команды, термин, обычно используемый в котексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.

Еще тимбилдинг можно назвать командообразованием. Другими словами, тимбилдинг - это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр, коллективных развлекательных программ, тренингов и прочего.

Актуальность использования тимбилдинга в ДОУ. Большинство игр для детей основываются на элементах состязания. Для ребенка победа становится очень важной, а поражение воспринимается им как настоящая трагедия. Поэтому неудивительно, что такие игры часто приводят к ссорам между детьми. К тому же, частые поражения в игре формируют у ребенка низкую самооценку. Детский тимбилдинг помогает детям подружиться, научить работать в команде и стремиться к успеху вместе, помогает понять, что в жизни есть что-то, чего он не сможет сделать в одиночку, а вот вместе с друзьями ему это будет по силам. Играя, в объединяющие игры, дети учатся строить дружеские отношения, считаться с мнением друг друга, использовать преимущество каждого для достижения успеха в общем дел. Упражнения и игры на командообразование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно. Тимбилдинг для дошкольников - это командная игра, направленная на сплочение коллектива. Тренинги в виде игр, нацеленные на эффективное взаимодействие со сверстниками. Активный отдых, игра благодаря которой ребенок не только развлекается, но и развивает навыки взаимопомощи в коллективе, получает пользу от обмена эмоциями, ведет незаметную, но активную борьбу со своими комплексами. Почему тимбилдинг так необходим в детском коллективе?

С помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем. Детский тимбилдинг - это активный отдых, мероприятие (игра) способствующее развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. С помощью модулирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы. Руководство опытного педагога направляет общение в необходимое русло. Ребенок при этом обретает те драгоценные качества, какие в дальнейшем ему пригодятся для будущей взрослой жизни. Ребенок в процессе игры становится целеустремленнее, увереннее и предсказуемее и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества.

Цель спортивного тимбилдинга - формирование умения работать в команде.

Задачи спортивного тимбилдинга:

  • Повысить интерес детей к занятиям физической культурой, используя упражнения и игры на командообразование.
  • Обучить детей эффективно взаимодействовать между собой.
  • Сплотить команду, вывести «командный дух» на более высокий уровень.

Тип проекта: долгосрочный, оздоровительный, социально-значимый.

Срок реализации: 2021-2022 учебный год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Виды программ тимбилдинга: по теме, по использованию целевого физкультурного оборудования, по виду спорта, по составу участников, по месту проведения.

Место проведения: Физкультурный зал, спортивная площадка.

Проект направлен на:

  • повышение уровня взаимодействия между членами команды;
  • развитие сплочённости детского коллектива;
  • оценку роли каждого «игрока» в команде;
  • выявление лидеров;
  • оттачивание навыков решения нестандартных задач;
  • повышение мотивации на достижение коллективных целей;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • возможность для членов команды попробовать себя в новой роли;
  • моделирование различных ситуаций;
  • повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива.

Материально-техническое и методическое обеспечение:

  • -предметно-развивающая среда физкультурного зала;
  • - музыкальный центр, мультимедийная установка;
  • - методическая литература.

Этапы реализации проекта

1 этап: организационно-подготовительный

Сентябрь 2021 года

  • формулировка проблемы и актуальности данного проекта;
    подбор методической литературы;
  • определение материально-технического обеспечения проекта;
  • составление перспективного плана;
  • консультация для родителей и педагогов по теме проекта.

2 этап: практический

Октябрь 2021г. - март 2022г.

  • со стороны воспитанников - активное участие в проекте;
  • со стороны педагогов - создание условий для проведения игр и спортивных мероприятий, реализация содержания проекта, привлечение родителей к участию в проекте.
  • со стороны родителей - обсуждение вопросов, связанных с проведением проекта, участие в совместных мероприятиях.

3 этап: аналитический

Апрель - май 2022г.

  • Определение результативности проведения проектной деятельности.
  • Подведение итогов и представление проекта в виде презентации.
  • Анализ эффективности условий, обеспечивающих реализацию проекта.
  • Распространение опыта по реализации проекта.
  • Перспективы реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса детей к занятиям физической культуры;
  • развитие сплочённости коллектива;
  • оттачивание навыков решения нестандартных задач;
  • повышение мотивации на достижение коллективных целей;
  • развитие стрессоустойчивости;
  • повышение эффективности коммуникаций внутри коллектива.

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды в физкультурном зале для реализации проекта. Консультации для педагогов и родителей по ознакомлению с данной темой на сайте.

Инструктор по физической культуре

Октябрь

Создание картотеки игр и развлечений по тимбилдингу.

Инструктор по физической культуре

Ноябрь

Игровые занятия по тимбилдингу «Чудо-парашют», «Волшебный обруч»

Инструктор по физической культуре

Декабрь

Игровые занятия по тимбилдингу «Сказочные превращения», «Все вместе».

Инструктор по физической культуре

Январь

Геокешинг «Вместе мы сила!» на территории ДОУ

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Февраль

Командно-спортивная игра «Зарница» на территории ДОУ

Инструктор по физической культуре, воспитатели

Март

Развлечение с элементами тимбилдинга «Космическое путешествие»

Инструктор по физической культуре

Апрель

Мастер-класс для педагогов по использованию тимбилдинга на физкультурных занятиях.

Инструктор по физической культуре

Май

Выступление на педсовете с результатом проекта

Инструктор по физической культуре

Перспективы развития проекта:

  1. Составление программы по внедрению и реализации детского тимбилдинга в систему физического воспитания дошкольников.
  2. Распространение опыта работы среди других образовательных организаций через выступления на форсайт-центрах, публикация в СМИ.

Таким образом, для того чтобы превратить группу детей в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, необходимы командные игры, совместные походы и «мозговые штурмы», которые помогут сплотить детский коллектив и сделать его настоящей суперкомандой, что и позволяет сделать детский тимбилдинг.

Список использованной литературы

  1. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. - М.: Просвещение, 2005.
  2. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. - М., Центр педагогического образования, 2007.
  3. портал TRENERSKAYA.RU
  4. http://s49.radikal.ru/i123/0911/1d/5493c51781bd.jpg
  5. http://fb.ru/article/155477/timbilding---chto-eto-timbilding-stsenarii-uprajneniya- organizatsiya-timbildinga
  6. https://www.eventcons.ru/timbilding/252-history.html