Воспитание и ресоциализация обучающихся в условиях школы пенитенциарной системы

Разделы: Внеклассная работа


Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспитательных задач определенной подготовки педагогов, организации педагогического процесса, корректировки учебных планов с учетом специфики обучающихся и тесному взаимодействию педагогов с воспитательным отделом учреждения. Ключевые слова: воспитательный процесс, образование в исправительном учреждении, план внеурочной деятельности в соответствии со статьей 9 Уголовно-исправительного кодекса России получение осужденными основного общего и среднего общего образования является сегодня одним из основных средств поощрительного воздействия и должна стимулировать осужденных к обучению. В этом заключается ключевая идея, согласно которой образовательное обучение в исправительном учреждении имеет воспитательную направленность.

Обучение в условиях исправительного учреждения решает важную воспитательную задачу ресоциализации или социальной реабилитации. И решение данной непростой задачи возможно, в том числе и через методы и формы обучения, которые реализует основная образовательная программа школы. Нам необходимо довести до сознания наших учащихся тот факт, что обучение в школе позволит им в дальнейшем узнать себя и свои возможности, благодаря приобретенным знаниям в школе, а также приобрести навыки в общении с людьми, научиться владеть собой. Для того чтобы успешно реализовывать воспитательный процесс в школе, мы, несомненно, должны учитывать влияние трех основных факторов: наследственности, социального окружения и воспитания. Очевидно, что на наших воспитанников в данных условиях, семья не может оказать существенного влияния. Если в вольных школах задачи нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей и их воспитания решаются совместно с семьей, то в условиях тюремной школы это звено выпадает. Но воздействие семьи является всё же не прямым, а косвенным фактором, который может стимулировать учащегося на деятельность. В тоже время, связь учащихся - осужденных с семьей имеет огромное значение для организации педагогического процесса.

Социальное окружение - это, в наших условиях, один из самых сложных компонентов, который необходимо учитывать при реализации программы социализации учащихся нашей школы. Специфика заключается в том, что ближайшее окружение наших учеников - это люди, осужденные за различные составы преступлений, в большинстве своем за тяжкие или особо тяжкие преступления, такие как убийство, тяжкие телесные повреждения, преступления против собственности, распространение наркотиков. В том числе в это окружение входят злостные нарушители режима, неустойчивые из числа осужденных, члены малых отрицательных групп, приспособленцы. К сожалению, данная среда оказывает больше негативного влияния на учащихся. Негативное влияние данного фактора частично удаётся снижать благодаря совместной работе учителей, ответственных за ведение классной документации и воспитателей отрядов. Данный подход способствует реализации воспитательной работы в единой системе в соответствии с концепцией деятельности образовательного и исправительного учреждения. Как мы знаем, воспитание и формирование личности взрослого человека, конечно, проходит сложнее. А в нашем случае, процесс воспитания осложняется еще и тем, что это еще и категория людей со «смещёнными» социальными установками. Большинство наших учеников имеют средний возраст 23-28 лет и многие из них начали свой преступный путь с детского возраста. Основная масса обучающихся имеет посредственные знания, есть среди них лица, с крайне негативным отношением к обучению и самообразованию, но наряду с этим, имеются учащиеся и с повышенными образовательными потребностями. Основными целями педагогического коллектива в данных условиях являются:

‒ утверждение в сознании учащихся стремления преодолеть низкую или вовсе отсутствующую потребность в образовании;

‒ воспитание личности с положительной нравственной направленностью;

‒ формирование социально-адаптированного потенциального члена общества. Исходя из этого, работа нашей школы выстраивается с учётом следующих ведущих принципов:

‒ более пристальный личностно - ориентированный подход в вопросах обучения и воспитания;

‒ дифференцированный подход к каждому учащемуся;

‒ принятие учащегося таким, какой он есть, точнее принятие знаковости партнера по взаимодействию.

На сегодняшний день образование и воспитание являются неразрывными понятиями и составляют основу образовательного процесса. Поэтому и методики обучения, применяемые в образовании, становятся средством реализации, воспитательной и развивающей задач. В их число входят методики активного обучения и дифференцированного обучения, проектная деятельность и интерактивные технологии. Все они, в равной степени позволяют реализовать нам воспитательные возможности образовательных областей, заложенных в учебном плане. Например, реализация факультативов и спецкурсов по учебному плану позволяет создать условия для формирования гражданских и патриотических чувств, регионального патриотизма учащихся через обращение к исторической памяти и культуре народов России в целом, воспитание межнационального уважения.

Воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных и применяется с учетом вида наказания, совершенного преступления и личности осужденного.

Воспитательная работа с обучающимися представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление личностных деформаций через интеллектуальное и духовное развитие, а также соблюдение установленного порядка и условий отбывания наказания. Одновременно под воспитательной работой следует понимать и целенаправленное позитивное воздействие на осужденного путем включения его в работу над собой, в результате которой происходит осознание вины, раскаяние. При осуществлении воспитательного воздействия педагоги школы опираются на положительные качества ученика, разрушая отрицательные свойства его характера.

Воспитательная работа в школе включает в себя два взаимосвязанных блока: воспитательная работа в процессе обучения и во внеурочной деятельности. Воспитательная работа строится в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности школы, целью которой является формирование полноценной психически и физически здоровой личности, способной строить жизнь, достойную человека.

В нашей школе воспитательная работа проводится с использование педагогических методов, разных видов воспитания и проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах. Внеурочная воспитательная работа по данному направлению в классных коллективах проводится в традиционных для школы закрытого типа формах, а именно: классные часы, индивидуальные беседы, дискуссии, общешкольные мероприятия.

План воспитательной работы составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В частности, мероприятия, которые проводятся по плану воспитательной работы, позволяют реализовать требования ФГОС: освоение обучающимися социального опыта; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся; формирование экологической культуры.

Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется по направлениям развития личности, определяемым образовательным стандартом: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное. Миссия школы состоит в вовлечении школьников в интересную и полезную для них деятельность, в предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития обучающегося, для накопления опыта социально значимых отношений, что позволит успешной ресоциализации и адаптации к жизни в обществе.

Большую внеурочную деятельность проводят школьные МО, главной задачей которой является формирование познавательного интереса, что способствует увеличению количества обучающихся, проявляющих интерес к обучению, а как следствие участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, олимпиады, викторины и т.д. результатом участия являются дипломы и сертификаты, что влияет также и на повышение мотивации учащихся). Решать данную задачу позволяет и проведение предметных декад. Каждое МО разрабатывает план воспитательных мероприятий, которые помогают углубить знания учащихся, способствуют развитию речи, мышления. Формы проведения таких воспитательных мероприятий разнообразны: беседы, конкурсы, диспуты, турниры, олимпиады, устные журналы и т.д. Особое внимание уделяется культуре речи учащихся, так как речь большинства из них содержит жаргонные слова, вульгаризм, нецензурную брань.

Каждое направление внеурочной воспитательной работы и ее тематическое наполнение направлено на обогащение опыта коллективного взаимодействия, обучающегося в различных видах деятельности.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Результатом внеурочной деятельности является личностный рост обучающегося. Это те позитивные изменения, произошедшие с обучающимся за тот или иной промежуток времени.

Внеурочной деятельности принадлежит значительное место в исправлении осужденных. Она оказывает положительное влияние на осужденных - обучающихся, способствует развитию у них моральных качеств, расширяет поле их коллективной деятельности и общения. Участия в школьных мероприятиях осужденных-обучающихся укрепляют их положение в коллективе, способствуют самоутверждению. В ходе подготовки и проведения мероприятия осужденные вступают во взаимодействие с организатором этого процесса - учителем, а также с другими осужденными. В процессе этого взаимодействия устанавливаются смысловые, эмоциональные и психологические контакты, служащие источников формирование коллективных взаимоотношений и общения между ними. В результате осужденные - обучающиеся не просто приобретают полезную информацию, но и развивают в себе такие качества как уверенность в себе, коммуникабельность, обогащают опыт коллективной деятельности, вступают во все новые взаимодействия с окружающей действительностью.

Главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:

На школьном уровне:

- общешкольные традиционные праздники, ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:

- мероприятия, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность: «День Знаний», «Последний звонок»;

- выступление школьной экологической агитбригады «Я выбираю жизнь»;

- день защитника Отечества;

- день матери;

- день Космонавтики;

- Вахта Памяти;

- торжественное вручение аттестатов;

- День Дублёра (поздравление учителей, проведение учениками уроков вместо учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися);

- предметные декады - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом;

- День науки (интеллектуальный марафон, подготовка проектов, исследовательских работ и их защита);

- церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы;

- общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей.

На уровне классов:

- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

- проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел.

На индивидуальном уровне:

- вовлечение по возможности большинства обучающихся в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;

- индивидуальная помощь обучающемуся в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

- наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями с другими участниками коллективного дела;

- при необходимости коррекция поведения, обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для него, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Отмечается, что для довольно значительной части обучающихся в школе при исправительных учреждениях одним из стимулов является положительный результат обучения как доказательство и (или) свидетельство стремления к исправлению. Сам факт наличия положительных оценок по нескольким дисциплинам, во-первых, дает возможность обучающимся показать свою индивидуальность и способности, в первую очередь для родных и близких, а во-вторых, повысить свою самооценку, что очень важно в тюремной среде. Опыт также показывает, что успевающие ученики становятся значительно спокойнее и психологически увереннее, овладевая новыми знаниями и навыками. В школе разработана система стимулов для обучающихся, добросовестно относящихся к учебе, активно участвующих в заочных дистанционных предметных конкурсах, воспитательных мероприятиях школы. Для создания портфолио, обучающихся были разработаны бланки «Свидетельство», наиболее активные обучающиеся награждаются «Благодарственными письмами», по итогам полугодий начальнику колонии представляются ходатайства на поощрение обучающихся.

Профориентационная работа ответственных за ведение классной документации и педагога - психолога рассчитана на обучающихся - осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях старше 18 лет, часть которых уже имеет профессию и опыт работы, но большинство из них хотели бы получить образование и овладеть новыми профессиями, востребованными на рынке труда. Данные курсы, программы и мероприятия выступают как компонент воспитания и социальной адаптации осужденных, позволяют реализовать задачи по развитию творческих способностей обучающихся и их профессиональному самоопределению в условиях изменяющихся запросов рынка труда, позволяют получить знания и умения, учащихся в конкретной профессиональной области. Реализация программы воспитательной работы является еще одним составным компонентом организации концепции деятельности нашего образовательного учреждения.

Также, для успешной реализации воспитательной программы, требуется работа со службами исправительного учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций исправительного учреждения и школы в данном вопросе. Работа осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

1. Согласование расписания учебных занятий с режимными требованиями исправительных учреждений.

2. Создание условий для получения образования работающими осужденными (разработка индивидуального графика посещения занятий, разработка плана индивидуального обучения, разработка дидактического материала и его обновление).

3. Взаимодействие с отделами воспитательной работы исправительных учреждений:

- участие представителей школы в работе совета воспитателей;

- участие администрации школы в «социальных лифтах»;

- предоставление ходатайства о поощрении учащихся за добросовестное отношение к учебе при рассмотрении условно-досрочного освобождения;

- участие начальников отряда, начальника отдела ВР, заместителя начальника исправительного учреждения по КиВР в заседаниях Совета школы;

- участие начальников отрядов и зам. нач. по ВР с осуждёнными в информационно-методических совещаниях;

- проведение методических семинаров с целью обмена опытом, выработки единых методов в вопросах воспитания учащихся - осужденных между учителями и сотрудниками воспитательного отдела.

4. Осуществление психологического сопровождения совместно с психологической службой учреждения содействие в правовой защите и социальной поддержке обучающихся - осужденных:

- информированность учителей специалистами психологической службы о личностных особенностях, обучающихся осужденных;

- консультация психолога исправительного учреждения по построению работы с осужденными с учетом их личностных особенностей;

- проведение индивидуальных консультаций психолога учреждения с учащимися;

- проведение индивидуальных консультаций психолога учреждения с учителями.

5. Взаимодействие с отделом безопасности колонии:

- согласование режима работы школы с режимными требованиями учреждения;

- проведение инструктажей по технике безопасности и режимным требованиям.

6. Взаимодействие с медсанчастью колонии: проведение сотрудниками медсанчасти мероприятий (бесед, лекций) для учащихся по профилактике распространения инфекционных заболеваний в пенитенциарных учреждениях.

Таким образом, организация воспитательного процесса как составной части обучения осужденных положительно сказывается на их исправлении, является средством возвращения в общество, позволяет развить у них активность и ответственность, дает осужденным дополнительную возможность предотвратить личностную деградацию в условиях изоляции, снижает уровень их антисоциальных действий.