Практико-ориентированный подход при обучении математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Всё чаще на уроках математики приходиться слышать «Зачем нужна эта тема? Где она нам пригодиться?».

То есть, выполняя задания из учебника, школьники не видят практического применения математики, не осознают необходимость её изучения. А происходит это потому, что содержание предлагаемых заданий либо устарело, либо совершенно не связано с жизнью. Разве интересно шестиклассникам решать задачи про землекопов или про трубы, через которые наполняют бассейн. Нет, не интересно. А если нет интереса, нет хороших знаний. И в результате, оканчивая школу, выпускники не могут снять показания счётчика, рассчитать, сколько нужно заплатить за электроэнергию, т.е. решить простейшие жизненные задачи.

Поэтому последние несколько лет я работаю над темой «Практико-ориентированный подход при изучении математики». Моя цель отобрать и систематизировать прикладные и сюжетные задачи, которые основаны на знакомом, важном и интересном для школьника материале. И сейчас хочу поделиться с вами опытом.

Условно я делю задачи на три блока:

  • это задачи, показывающие межпредметные связи;
  • задачи, связанные с окружающей жизнью;
  • задачи воспитательного характера.

Рассмотрим несколько задач первого блока.

Так, например, для осуществления связи математика и биология я предлагаю ребятам задачи, содержащие энциклопедические знания. Решая их, дети узнают, что

  • жук-носорог, имея массу 3 гр, может перенести груз массой 2,5 кг;
  • новорождённый китёнок за сутки выпивает 100 л молока;
  • самое быстрое животное - гепард бегает со скоростью 120 км/ч, а улитка проползает за этот час всего лишь 4м.

Такие задачи вызывают у учащихся положительные эмоции, интерес, и поэтому ребята лучше запоминают не только сами задачи, но и способы их решения. Кроме того, эти задачи расширяют кругозор, развивают любознательность.(После решения этих задач дети сами начинают разыскивать интересные факты и составлять свои задачи.) (слайды 3-6)

Презентация

Очень большое внимание я уделяю задачам экологического содержания, тем самым приобщая школьников к экологическим проблемам, которые существуют на данный момент в окружающей нас жизни. Ребята в цифрах узнают, какой вред природе приносят современные достижения человека. Так, например, автомобиль расходует 4350 л кислорода в год, выбрасывает 3250 кг углекислого газа, а взрослое дерево восстанавливает 180 л кислорода за сутки, но, чтобы выросло такое дерево, уходят десятилетия, поэтому насколько важно беречь и охранять природу: не ломать и не вырубать леса, например ту же ёлку на новый год, а посадить самому хотя бы одно деревце. (слайды 7-11)

Много точек соприкосновения имеют такие предметы как физика и математика: это и прямая пропорциональность, и построение графиков, и задачи на движение, - решение которых наглядно показывает как различные математические способы применяются в физике. (слайды 12-14)

Следующая серия задач математика + химия. Несмотря на то, что химия изучается с 8 класса, способы, которые используются для решения химических задач, ученики узнают уже в 6 классе, когда составляют и решают задачи на пропорции. А в 7 и 8 классах при изучении тем линейные,а затем рациональные уравнения можно смело решать задачи с химическим содержанием. И тогда на уроках химии эти задачи не будут вызывать трудности. (слайды 15-17)

Таким образом, решение задач, содержание которых связано с различными предметами, позволяет расширить кругозор, развивает любознательность, и, самое главное, решая такого рода задачи, дети видят и понимают значимость математики на уроках физики и химии.

Но математика нужна не только при изучении различных предметов. Мы с вами прекрасно знаем, что математические знания широко применяются и в жизни, и школьникам это нужно показывать. Для этого, подбирая и составляя задачи, я делаю акцент на важный и знакомый для ребёнка материал. Так, например, по теме «Проценты» в 6 классе предлагаю решить задачи о покупке сотового телефона или плеера (для многих из них это очень актуальная тема). В более старших классах, когда ребята, принимая участие в семейных делах, уже сталкиваются с такими понятиями, как кредит, вклад, мы решаем с ними задачи о том,

  • можно ли прожить на %;
  • стоит ли брать кредит;
  • выгодно ли делать вклады. (слайды 18-22)

Подобрать или составить задачи с жизненным содержанием можно практически по любой теме. Даже при изучении прогрессии. Например, это может быть задача про марки или задача о возможностях компьютера, о водорослях или одноклеточных животных, которые размножаются в геометрической прогрессии. Такие задачи показывают, что даже природа живёт по законам математики. Тщательно подобранное содержание задач, мотивирует ребят на изучение этой сложной и вроде бы нигде неприменимой темы. (слайды 23-24)

Ещё хочется сказать несколько слов о геометрических задачах. Уже до того, как объединили алгебру и геометрию, большинство ребят относились к геометрии как очень сложному и непонятному предмету, а после объединения они стараются побыстрее «пробежать» каждую геометрическую тему. Поэтому важно показать практическое применение геометрии. Например, как выложить паркетом пол, при условии, что паркет имеет форму различных геометрических фигур. (слайды 25-28)

Решение практических задач, отвечает на вопрос «Зачем нужна нам эта математика?».

И не только обучением, но и воспитанием мы должны заниматься на уроках математики. Например, целая серия задач посвящена актуальной на сегодняшний день теме о здоровом образе жизни. Решая задачи, дети узнают, что

  • в табачном дыме содержится более 30 ядовитых веществ;
  • одна сигарета забирает у курящего 6 мин жизни;
  • в России каждые 9 сек умирает человек из-за болезней, вызванных курением.

Такого рада задачи заставят хотя бы часть ребят задуматься о том, стоит ли курить. (слайды 29-33)

Решение практических и прикладных задач вызывает не только интерес, способствует повышению мотивации, но вызывает творческую активность. В результате ребята сами придумывают сюжеты и составляют задачи, которые с большим интересом и азартом решают одноклассники.

Итак, даже такое небольшое количество предложенных задач, показывает насколько разным и интересным может быть их содержание. А правильно отобранное содержание дает хорошие результаты обучения.