Каждому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. В настоящее время современному производству требуются грамотные инженеры, физики, информатики, т.е. люди, владеющие математическими компетенциями.
В сложившейся ситуации очень своевременно утверждение Правительством Российской Федерации Концепции развития математического образования, разработанной по поручению Владимира Владимировича Путина.
На современном этапе выпускник школы, в полной мере овладевший знаниями только в пределах школьной программы, уже не считается конечной целью образовательного процесса. В центре внимания - формирование способностей обучающихся к самообразованию. На мой взгляд, одной из технологий, выполняющей эту задачу, является проблемно-модульное обучение.
Данная технология предполагает такую организацию учебного процесса, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае усваивает материал осознанно и прочно. Параллельно идет процесс развития интеллекта ученика. Достижение указанной цели может быть осуществлено в результате интеграции «усилий» трех ведущих факторов: «сжатия», модульности и проблемности.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному, обобщает все передовое, прогрессивное, что накопилось в педагогической теории и практике.
Модульное обучение - такая организация процесса обучения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Проблемное обучение - это организация учебного занятия, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. «Сжатие» и модульность направлены на обеспечение мобильности знаний, проблемность ориентирована на развитие критического мышления, а проблемность в сочетании с модульностью обеспечивает гибкость при применении методов решения.
Модульное обучение зародилось и приобрело большую популярность в вузах США, Германии, Англии в 60-70 годах XX века. В отечественной педагогике модульному обучению посвящено немало работ. В области высшей и средней профессиональной школы получили известность труды П.А.Юцявичене, Н.Е.Эрганова, М.А.Чошанова. В рамках общеобразовательной школы изучением реализации технологии модульного обучения занимались учёные П.И.Третьяков, А.Н.Курбатова, С.В.Рудницкая.
Средство модульного обучения -модуль -это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.
В модуль входят:
1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
При составлении модуля необходимо использовать следующие правила:
1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Важное условие совершенствования преподавания математики - усиление ее практической направленности. Лабораторные, лабораторно-графические и практические работы являются одной из форм обучения математики, способствующей развитию и воспитанию ценных графических и вычислительных навыков и умений, необходимых для конструирования и практической деятельности. Проведение лабораторных и практических работ с учащимися вносит разнообразие в уроки математики; повышает активность и самостоятельность учащихся на уроке; способствуют повышению качества знаний учащихся по математике; делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными. Эти работы проводятся в экспериментальном блоке модуля.
Одним из уроков, проведённых 7 классе с использованием проблемно-модульного обучения, был урок по теме «Свойства высоты, биссектрисы, медианы в равнобедренном треугольнике».
Цель данного урока: установление свойств равнобедренного треугольника.
Оборудование: чертежные инструменты, транспортир.
Ход работы
I. Построение равнобедренного треугольника ABC (AB=BC).
1. Проведение высоты из вершины B к стороне AC.
2. Проведение медианы из вершины B к стороне AC.
3. Проведение биссектрисы DB.
II. Построение равнобедренного треугольника НМК (НМ=МК).
1. Проведение высоты из вершины М к стороне НК.
2. Проведение медианы из вершины М к стороне НК.
3. Проведение биссектрисы ÐМ.
III. Формулировка вывода.
Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление. Системы обучения, построенные на "блочном" принципе, позволяют "сжимать" учебную информацию и экономить учебное время. Наиболее успешно применение этой технологии в опыте учителей естественно-математического цикла. Это обусловлено в первую очередь более четкой аксиоматичностью и структурированностью естественно-математического знания по сравнению со знанием гуманитарным. Именно эти качества позволяют формировать укрупненные блоки учебного материала, представлять его в "сжатом", компактном виде, удобном для системного изучения и целостного представления. Систему уроков по теме я обычно представляю в форме целостного блока, включающего 6 этапов:
1) изложение основного содержания учебного материала блока в форме вводной лекции;
2) дифференцированное усвоение и закрепление учащимися основного содержания в форме серии семинарских занятий;
3) формирование экспериментальных умений и навыков по изученной теме в форме лабораторного практикума;
4) углубление и развитие знаний учащихся на уроках по решению задач;
5) проверка усвоения учебного материала блока в форме зачета;
6) практическое применение изученного материала на уроках
"Эта совокупность этапов (1-6) и образует законченный цикл, который повторяется при рассмотрении каждого блока" . На этих уроках использую различные методы и приемы:
- проектов
- опоры на ошибки
- исследовательский (лабораторные и практические работы)
- дифференцированного обучения
- групповая работа
Идеи и принципы технологии проблемно-модульного обучения требуют разработки адекватной системы контроля и оценки учебных достижений учащихся.
Этого можно достичь с помощью рейтинговой системы и оценки учебных достижений, основная особенность которой заключается в передаче «нитей контроля» от преподавателя к обучающемуся.
Преимущества рейтинговой системы:
- активное участие учащихся в контроле и оценке своих учебных достижений;
- пробуждение стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
- стимулирование самостоятельности, инициативности и состоятельности в учебе;
- учет индивидуальных качеств учащихся;
- возможность обеспечения индивидуального темпа продвижения по программе.
Текущие результаты рейтинга отдельного учащегося заносятся в специальные рейтинговые листы.
В процессе работы по этой технологии я постоянно в поиске ответов на вопросы:
- Как обеспечить дифференциацию обучения?
- Как наглядно и компактно конструировать учебные элементы и дидактические материалы?
- Как выбирать и сочетать целесообразные методы и формы обучения?
- Как стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся при помощи рейтинговой системы контроля и оценки?
В поле зрения постоянно находится главный вопрос: «Как учить результативно?!»
Список литературы
1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352с.
2. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения - Каунас, 1989.-286с.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.
4. Голощёкина Л.П., Збаровский B.C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. - СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. - 135с.
5. Яковлева О., Кондратьева Н., Семенова М. Модернизация образования: модульное обучение. - М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная учебно-методическая газета «Математика» №15, №19, 2004г.
8.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.:Народное образование,1996.-160с.
6. www.urok.1sept.ru