Особенности работы по развитию духовно-нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: ОВЗ, духовно-нравственное воспитание, младшие школьники


Тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание детей с ОВЗ «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.

Следующий вопрос - когда нужно? Ответ очевиден - как и физическое воспитание, он должно начинаться с первых дней жизни ребенка. И естественно, что оно должно быть системно представлено ещё в детском саду, но так как дети с ОВЗ в основной своей массе не посещают ДОУ, то и ответ очевиден дети с ОВЗ приходят в ОУ без базового накопления умений и навыков духовно -нравственного развития. Младший школьный возраст - важнейший период у детей с ОВЗ - становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей, формирования определенной суммы знаний, но и в развития базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. В этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность, которая имеет целый ряд направлений и организуется через различные виды деятельности.

В свою работу по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ строю с применением новых методик и технологий. Совершенствование традиционных и не традиционных форм и позволяет создать воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения воспитанников

В первую очередь свою работу начала с организации поведения детей. Поэтому, сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, в достаточной мере стараюсь упорядочить их поведение и постепенно формирую в них привычку организованного, правильного поведения.

В классе воспитание толерантного поведения - один из самых важных моментов. Главной задачей является воспитание в детях способности быть открытым, относиться друг к другу с пониманием. Учу их решать конфликты, споры мирным путем, находя компромиссы. Объясняю, что у каждого человека свой характер, интересы, вкусы, привычки. Мы все разные, но мы должны жить в мире и согласии, в атмосфере взаимопонимания и дружелюбия, терпимости и деликатности.

Работу по воспитанию толерантности продолжаю на классных занятиях по нравственности на темы «Мы дружбой сильны», «В семье единой», «Дружба начинается с улыбки», «Учимся общаться», «Твори добро», «Какой я?» и др. совместно с ребятами выработали «Законы дружбы» и поместили их на классном стенде и стараемся жить согласно этим законам.

Занятия строю и провожу с опорой на душевную теплоту, чуткость и уважение к ребенку, способность оценить любой вывод, сделанный детьми, чтобы достичь положительных результатов.

Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Каждое занятие, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы занятий я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе. Занятия, которые помогли бы обогатить знания детей о родном крае, Родине - стране, дать знания о символике нашего государства. Познакомить с русским народным бытом, традициями и фольклором, народным календарем, русскими народными играми. Огромные возможности для реализации духовно - нравственного воспитания дают занятия «Я - гражданин России», «Символы России », «Кто нас защищает?» Цикл занятий под названием «Уроки доброты и вежливости», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Лучше всего развитию духовно-нравственного воспитания способствует игровая деятельность, которая является не пустой забавой, а имеет высокий смысл и глубокое значение. Широко использую игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребёнок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. В работе с детьми использую коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.

При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок маме (другу…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…».

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ является экологическое воспитание, охрана природы. Провела занятие «Природа родного края», где дети получили много интересной и познавательной информации об окружающей их природе, растениях и животных. Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находили во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинали понимать значение бережного отношения человека к природе.

Одной из форм духовно нравственного развития младших школьников с ОВЗ является экскурсия.

Народно-прикладное искусство является живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивают любознательность, интерес к окружающей действительности, поэтому мы вместе с детьми посетили школьный музей «Изба», в котором произошло ознакомление с произведениями народно-прикладного искусства, промысловой деятельности. Через рассказ воспитателя, рассматривание экспонатов, дети познакомились с предметами старины, рассмотрели в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовали, как меняются со временем предметы быта, одежда. Посещение музея - хорошее средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Как пример высокой духовности и нравственности воспитатели совместно с учителями организовали и провели экскурсию в Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы в Переделкино с целью ознакомления с историей Храма, особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией. Ребятам было очень интересно услышать рассказ священника о Храме, о православных святых. После экскурсии Шеречев Мирослав подготовил презентацию о Храме, с которой познакомил одноклассников и участвовал в олимпиаде.

Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников. Государственные праздники в нашей школе проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи.

Нашим ученикам очень нравится знакомство с календарными православными и народными праздниками, в основу которых положены краткие сведения о сути праздника, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. В нашем центре стало традицией отмечать праздники «Широкая масленица», «Пасха», «Рождество» встречи со священнослужителями, которые имеют большой воспитательный характер. Готовясь и участвуя в праздниках, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа.

На внеурочных занятиях, в рамках проектной деятельности о Великой Отечественной войне, ученики услышали интересные рассказы о силе, воле и подвигах советского народа. На этих примерах воспитывали чувство гордости за свой народ, за своих близких, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Убедительными примерами на занятии «Оборона Москвы» показала, что значит мысль: «каждый, кто мог, в годы войны вносил свой вклад в Великую Победу». Патриотическое воспитание является частью духовного - нравственного воспитания.

Я как воспитатель считаю, что следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность. Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым, поэтому особое место отважу занятиям по бытовому труду «Уход за школьными принадлежностями», «Операция уют», изготовление коллективных поделок и участие в конкурсах - выставках декоративно- прикладного творчества «Дорогая моя столица», фотовыставка «Как я провел лето», «Осенние фантазии», «День матери», «23 февраля - День защитника Отечества» «Новогодние чудеса». «Рождественская сказка», «Пасхальная радость», «Этот День Победы». Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы ребёнок видел то, что он может сделать что-то полезное и красивое своими руками. Коллективные работы объединяют детей и взрослых, дают возможность участия в общем деле, учат радоваться достигнутому совместными усилиями результату.

Развитие коллективных взаимоотношений способствуют формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.

Для того чтобы у детей с ОВЗ появились эти черты личности, с ними провожу ежедневную коррекционно-профилактическую работу. Например, если один ребенок отталкивает другого ребенка, то его поступок не должен пройти не замеченным. Если же один ребенок помог другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Взаимопомощь детей постоянно организовываю и поощряю. Например, поручаю поправить воротник, застегивать пуговицы друг другу или прошу помочь заправить постель в спальне после тихого часа и т.д., при этом фиксирую внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости обогащаю и расширяю с помощью литературных примеров - сказок, рассказов.

Больше значение в воспитании нравственности с детьми ОВЗ отводится народным сказкам, былинам, которые мы не только читаем, но и анализируем после прочтения, делаем выводы

Сказка является одним из важных социально-педагогических средств используемые мной в работе над проблемой, она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.

Содержание сказок вызывает интерес детей, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения.

Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям стараюсь помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, воспитываю нравственные качества личности уважение и почитание старших, дети постигают основы праведной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся с ОВЗ на ступени начального общего образования осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьёй. Поэтому, начиная с первого класса, с родителями своих учеников провожу родительские беседы, на которых обсуждаем и разбираем примеры по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье. Традиционным стало проведение совместных праздников, участие в конкурсах, проектной деятельности. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют воспитатель и семья. Семья - это источник нравственности.

При таком подходе у детей с ОВЗ вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

На основе анализа результатов практической деятельности могу сделать вывод, что роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика. «Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в любом классе. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Литература

1.Аверина Н.Г. «О духовно-нравственном воспитании младших школьников», 2005, №11.

2.Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания», Пособие для учителя, М.: Просвещение, 2012.

3.Воронкова В. В. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе», 1994.

4. Данилюк А.Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,. М., 2009.

5. Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок», М.: ЦГЛ, 2012.

6. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры , - М.: Владос, 2013.

7. Ромашкова Е. Картотека форм нравственного воспитания учащихся, - М.: Сфера, 2012.

8.Трибунская О.А. «Воспитание духовно-нравственной культуры детей в семье и школе» Сборник методических материалов по духовно-нравственному воспитанию школьников. Тамбов: ТОИПКРО, 2009.