Русская народная кукла «Новогодний Ангел-хранитель»

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: изготовить русскую народную куклу «Новогоднего Ангела-хранителя».

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с историей народной куклы, их особенности и видами;
  • заинтересовать обучающихся в изготовлении народной куклы;
  • сформировать знания в области теории и практики в ходе изготовления народной куклы - Новогоднего Ангела-хранителя.
  • обучить практическим навыкам работы с материалами.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать познавательную активность учащихся через расширение кругозора об истории возникновении тряпичной куклы и ее роли в современной жизни человека.
  • корригировать моторно-двигательные и эмоционально-волевые нарушения учащихся через создание натуральных образцов тряпичных кукол.
  • корректировать речь детей, расширять словарный запас, творческую индивидуальность, любознательность.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения к истории, обычаям нашего народа на народных традициях.
  • прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование старинного вида рукоделия.
  • воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду.

Оборудование и материалы:

  • выставка кукол;
  • видеопроектор, ноутбук, мультимедийная презентация, экран;
  • сундучок с народными куклами разного вида - обереговые, игровые, обрядовые;
  • русские народные костюмы, предметы русского народного быта (глиняная и деревянная посуда, прялка, рубель и т.п.);
  • фоновая русская народная музыка.
  • Новогодняя елка с игрушками;

Раздаточный материал:

  • комплект инструментов и материалов для изготовления куклы; (белые кусочки ткани, нитка тонкой блестящей мишуры, серебристого цвета, нитки «Ирис», небольшой кусок ваты, ножницы)
  • технологическая карта.

План занятия:

I. Организационный момент.
II. Постановка темы занятия и знакомство с особенностями народной игрушки, ее смыслом и значением.
III. Практическая работа - изготовление куклы - Новогоднего Ангела-хранителя.
IV. Подведение итогов выполненной работы. Выставка работ.
V. Рефлексия.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Постановка темы занятия и знакомство с особенностями народной игрушки, ее смыслом и значением

Слайд 1: Учитель (выходит в русском народном костюме под русскую народную музыку и приветствует детей): добрый, добрый день, дорогие ребята. Вы, наверное, удивлены нашей встречи и заметили, как сегодня необычно оформлен наш кабинет. И занятие у нас тоже будет не совсем обычное. Предлагаю небольшое путешествие в далёкое историческое прошлое.
Рассказывает по картинкам, показывая на слайдах:

Учитель: (звучит русские народные напевы) Представьте мы входим в деревянный русский дом. Что вам бросается в глаза в этой просторной комнате? (в углу мы заметили большую расписную русская печь). Деревянный стол, на ней различная утварь, лавки и другая деревянная мебель. А на лавке, возле печи - большой сундук и рядом - маленький сундучок. Волшебным образом этот маленький сундучок оказался у нас под елочкой.

Звучит мелодичная мелодия. Учитель достает сундучок и удивленно постукивает его, приговаривая

Сундучок резной лежит
Кому же он принадлежит?
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?

Что же в нем находится? Чтобы узнать, что лежит в этом сундучке, давайте вместе его откроем.
Открываем вместе с детьми под волшебную музыку. Там все увидели старинных тряпичных кукол. Учитель раздает ребятам рассмотреть их поближе.

Учитель: В современных магазинах много красивых игрушек, а в русских крестьянских семьях дети играли вот такими игрушками.

Дети достают игрушки из сундучка и рассматривают их.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего занятия, о чем пойдет сегодня речь.

Дети: О куклах.

Слайд 2: Правильно, ребята. Тема мероприятия (на слайде) "Русская народная кукла".

Ученики: Как вы думаете, когда появились первые игрушки?

Дети: Давно.

Учитель: Действительно, очень давно. Самые ранние игрушки были просты и представляли собой различные фигурки людей, животных, птичек.

Учитель: Посмотрите на ваших куколок из сундучка и скажите из чего их делали?

Ученики: ответы детей.

Учитель: Из веток, сучков дерева, плодов, цветов, соломы, глины, травы, то есть, из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Каждую куколку красиво наряжали, украшали.

III. Практическое задание

Учитель: Все люди готовятся к веселому, долгожданному празднику - Новый год.

Новый год мы очень ждали,
Елку с вами наряжали.
Чтобы добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.

Что люди делают дома для встречи Нового года?

Ученики: отвечаю свои варианты.

Учитель: Подойдите к нарядной елке. Посмотрите, какая она нарядная и красивая!!! А какие красивые игрушки на ней висят. Но вот одна игрушка на ей необычная. Приглядитесь внимательно и определите ее. А вот какую куклу нам сейчас предстоит с вами сделать? Попробуйте догадаться.

Дети рассматривают игрушки. Определяют ангелочка.

Учитель: снимает и показывает Рождественского ангела.

Учитель: Как вы определили, что он так называется и почему?

Ученик: Ангел - потому что белого цвета, есть крылышки. А Новогодний, потому что присутствует сказочная переливающаяся нитка мишуры.

Учитель: Это самая простая в изготовлении обрядовая куколка.

Учитель: Кто предполагает, из какого материала она выполнена?

Ученик: Изготовлена из белой х/б ткани, х/б ниток и х/б ваты с добавкой мишуры.

А сегодня мы будем учиться делать куклу оберег Ангела-хранителя, который будет оберегать вас от житейских невзгод. Если выполнять работу в хорошем настроении и с добрыми помыслами, то кукла Ангел-хранитель будет оберегать вас невидимым крылом, оберегая от зла и несчастий. Эту куклу вы можете преподнести в подарок, а можно украсить свою елочку. Готовы?

Выполнение практической работы:

На столах у вас уже лежат необходимые материалы и инструменты, а также технологические карты по изготовлению кукол.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами: проговорить все случаи, работа со слайдом + картинки на столах у ребят)

Технологическая карта:

  • I группа - Выполнение работы по технологической карте.
  • II группа - Выполнение работы по технологической карте с частичной помощью при последовательности шагов, при завязывании узелков и др.
  • III группа - Индивидуальная работа.

    1. Разложить приготовленный материал на столах.
    2. Легкими движениями оторвать небольшой комочек ваты, примерив в середину квадратному куску ткани.
    3. Сформируем голову кукле, для этого плотно смять кусочек ваты. Зафиксировать пальцами у основания.
    4. Полученный ватный комочек, положить в центр квадратного лоскута.
    5. Полученный ватный комочек, обернуть белым квадратным лоскутом и плотно собрать ткань у основания пальцами.
    6. Положить на стол, расправить ткань.
    7. Все аккуратно выровнять, расправить
    8. Формируем будущие ручки. С боков вовнутрь сгибаем треугольную часть ткани и складываем половинки
    9. Половинки складываем еще раз пополам.
    10. Проделываем эту операцию со второй ручкой.
    11. Провожаем работу с руками куклы, формируем пальчики.
    12. Берем нитки любого цвета, отступаем примерно 1 см от края, пальцами одной руки придерживаем нитку, другой рукой обматываем ниткой вокруг руки. С задней стороны завязываем нитку на узелочки и аккуратно у основания обрезаем ножницами.
    13. Точно также формируем кисть второй руки.
    14. Начинаем работу с тельцем куклы.
    15. Под руками, собрать гармошкой «тельце» будущей куклы. Теперь внимательно посмотрите на куклу, определить перед и зад куклы. Положите ее «лицом» вниз на стол.
    16. Берем нитки выбранного цвета, и под руками на полученной гармошке, пальцами одной руки придерживаем нитку, другой рукой обматываем ниткой вокруг туловища. С задней стороны куклы, завязываем нитки на узелочки и аккуратно у основания обрезаем ножницами.
    17. Полученную заготовку укладываем на вафельный кусок ткани посередине, лицом вниз.
    18. Кусочек ткани соединяем внахлест и собираем всю ткань гармошкой под руками куклы. Переворачиваем ткань на голову. Завязываем никами по середине и обрезаем.
    19. Положить куклу на стол, просмотреть, равномерно распределив ткань, чтоб складочки были ровные по длине и заложены одинаково по всему телу. Где необходимо, подтягивать ткань, выравнивая длину юбки. Сложить юбку в два раза, перевернув с головы вниз.
    20. Сложить мишуру восьмеркой, сложив в два раза. Прикрепить ниткой к спине, обматывая куклу крестообразно, поворачивая куклу.
    21. Завязать нитки на спине. Перекинуть на голову, сформировать нимб, обвязав несколько раз голову, нитка к нитке. Снова сделать крест вокруг тела, завязать. И оставить длинную нитку для украшения юбки.
    22. Для подвешивания куклы на елку, нужно продеть нитку под руками и завязать узелок, остатки обрезать.

    IV. Подведение итогов. Рефлексия

    • Узнали ли что то новое на занятии?
    • С чем на занятии мы познакомились? (с народной куклой)
    • Какие куклы вы обнаружили в сундучках?
    • Как называются кукла на выставке?
    • Сложно ли было вам выполнять Ангелочка?
    • Понравилась ли вам выполненная кукла?
    • Какие действия вы совершите с куклой: подарите ее или нарядите елку?

    Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

    Выходя из кабинета, приклейте магнитик со смайликом.

    Спасибо за работу вашу, за старание!

    Выставка детских работ.

    Приложение