Конспект занятия по математическому развитию по формированию у детей старшей группы представлений о величине предметов и измерении величин «Варенье»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: формирование представлений о величине предметов и измерении величин.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить детей устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, ширины, высоты. Располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру, ширине, высоте.
  • Учить отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру: «Зелёная лента - самая широкая, сиреневая немного уже, но она шире жёлтой, а розовая уже жёлтой, но шире оранжевой, оранжевая уже розовой и всех остальных лент» и т.д.
  • Учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику.

Развивающие:

  • Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.

Демонстрационный материал: Дидактическая книжка-игра «Три кота», доска, магниты, ленты разной ширины, полоски разной длины, плоскостные изображения яблок, деревьев и банок разной величины, указка.

Раздаточный материал: Тарелочки для раздаточного материала, ленты, образцы полосок, яблок, деревьев и банок разной величины.

Активизация словаря:

Кладовка - помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов.

Ход занятия

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Вы узнаёте этих героев? Любите их? Это книжка с вашими любимыми героями. Там новая история с вашими любимцами: Коржиком, Компотом и Карамелькой, а также интересные задания, которые помогут вашим друзьям. Вы хотите знать, о чём книжка и помочь трём котам? Готовы? Ну, тогда садитесь за столы и слушайте.

Основной этап

Работа с демонстрационным материалом « книжка-игра»

Воспитатель - Как то утром Коржик, Карамелька и Компот сели завтракать и вдруг оказалось, что у них в кладовке закончилось яблочное варенье. Без варенья котятам пить чай не хотелось. Мама предложила детям сходить в сад, набрать самых спелых, больших яблок и сварить из них варенье. Для прогулки в сад Карамелька захотела украсить свою голову бантом из самой узкой ленты. Давайте поможем карамельке найти самую узкую ленту.

1. «Ленты»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель - Ребята возьмите каждый свои ленты.

- Посчитайте сколько у каждого из вас лент и скажите мне (ответы детей).

- Разложите ленты слева направо, от самой широкой до самой узкой. А Катя расположит ленты на доске (ребёнок работает у доски).

- Давайте скажем, какие ленты у нас по цвету? (ответы детей)

- Пусть Маша подойдёт к доске и скажет нам какие ленты у нас по ширине (самая широкая, уже, ещё уже, ещё уже, самая узкая) (ответ ребёнка).

- А Таня нам ответит, как ленты соотносятся друг с другом по ширине и цвету. (Зелёная лента самая широкая, сиреневая немного уже зелёной, но шире жёлтой, жёлтая ещё уже сиреневой, но шире розовой, розовая уже жёлтой, но шире оранжевой, оранжевая самая узкая) (ответ ребёнка).

- Ребята, все согласны с ответом Тани? (ответы детей)

- Так какая лента самая узкая? (ответы детей)

- Какую ленту надо взять Карамельке для банта? (ответы детей)

- Молодцы. Вот и книжка нам показывает, что надо взять оранжевую ленту для банта, так как она самая узкая.

2. «Дорожки»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель - Карамелька была готова к прогулке в сад, но возникла новая задача. Для того что бы котятам попасть в сад им надо пойти по самой длинной дорожке. Поможем котятам найти самую длинную дорожку?

Дети - Поможем!

Воспитатель:

- Посчитайте дорожки.

- Назовите их по цвету?

- Давайте вы расположите дорожки от самой длинной до самой короткой. А Надя сделает это у доски (вызвать одного ребёнка к доске для расположения дорожек).

- Надя, какие по длине получились дорожки?

- Ребята вы тоже так думаете?

- Как вы думаете, по какой дорожке надо идти котятам? (Ответы детей).

- А почему?

- Правильно. Вот и книжка показывает, что красная дорожка самая длинная и именно она ведёт в сад.

3. «Деревья»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель: Для того что бы варенье получилось сладким котятам надо собрать яблоки с самого высокого дерева, так как оно ближе к солнцу и там растут самые спелые яблоки. Помогите выбрать котятам самое высокое дерево.

- Посчитайте деревья.

- Расположите деревья от самого высокого до самого низкого у себя а Наташа сделает это у доски (вызвать ребёнка к доске и попросить расположить и назвать по величине (самое высокое, ниже, самое низкое )).

- Ребята, вы согласны с ответом Наташи?

- Таня, покажи с какого дерева надо собрать яблоки котятам. (Вызвать одного ребёнка)

- Таня, а почему котятам надо сорвать яблоки именно с этого дерева? (ответ ребёнка)

- Какие вы молодцы! Вот и в книжке мы видим, что самые красные и спелые яблоки растут на самом высоком дереве. Теперь благодаря вам котята знают, где растут самые сладкие и спелые яблоки.

- А что будет дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:

Физкультминутка

Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (Ходьба на месте)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (Руки вверх, потянулись)
Сели Васи на карниз, (Присели)
Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз)
И сказали три кота: (Поднимаемся)
- Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем)
- Свое место занимайте.

4. «Яблоки»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель:
- Нарвали котята яблоки с самого высокого дерева. Теперь им надо выбрать самые большие яблоки для варенья. Давайте тоже поможем им в этом деле.

- Разложите яблоки слева на право, от самого маленького до самого большого.

- Катя сделай это на доске (работа ребёнка у доски).

- Таня назови их по величине (ответ ребёнка ).

- Покажите, какие яблоки надо выбирать для вкусного варенья.

- Настя, а почему мы выбрали именно эти яблоки? (ответ ребёнка)

5. «Банки»

Работа детей с раздаточным материалом.

Воспитатель: - Ну, вот Коржик, Карамелька и Компот нарвали самые большие и сладкие яблоки. Наварили варенья и им его надо разложить в одинаковые банки. Давайте поможем котятам выбрать одинаковые банки для варенья.

- Посчитайте банки.

- Выберите одинаковые банки.

- Покажите, в какие банки нужно разлить варенье.

Заключительный этап

Воспитатель: - Ну, вот котята собрали яблоки и наварили вкусное и ароматное варенье. Сели всей семьёй пить с ним чай. А помогли им в этом - вы ребята.

- Скажите, ребята, про кого мы слушали историю?

- Чем мы помогли трём котам?

- Из какой ленты Карамелька сделала себе бант?

- По какой дорожке котята пошли в сад?

- С какого дерева нужно было сорвать яблоки?

- Из каких яблок надо было сварить варенье?

- В какие банки надо было разлить варенье?

- Понравилась вам история?

- Молодцы, хорошо занимались. В книжке ещё остались интересные задания и мы обязательно в следующий раз их выполним.

Литература

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа./ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 4-е изд., переработанное М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
  2. Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. Помараева И.А., Позина В.А. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2015.