Все составляющие нашей жизни - и быт, и развлечения, и познавательная активность - давно и прочно связаны с новыми информационными технологиями. По словам Л.С.Выготского, информационная технология перестраивает интеллектуальную деятельность и коммуникацию людей. Игнорировать этот факт неразумно.
Современные обучающиеся, особенно подростки, не согласны изучать иностранный язык лишь традиционным путем, в классе с преподавателем. Новые информационно-коммуникационные технологии и Интернет позволяют им искать и находить разнообразные пути обучения. Но выполнение некоторых задач может потребовать пояснения и инструкций преподавателя. Наиболее оптимальным выходом в такой ситуации представляется организация учебного процесса в формате смешанного обучения.
Согласно определению института Клейтона Кристенсена (США), под смешанным обучением понимается «образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн».
Часто термины смешанное обучение (blended learning), гибридное обучение (hybrid learning) и комбинированное обучение (mixed-mode learning) рассматриваются как синонимичные, взаимозаменяемые. В России наиболее употребляемым стал термин «смешанное обучение», в то время как в американской школе - гибридное обучение.
Обычно отмечают два основных преимущества смешанного обучения:
1) экономия времени (и, как следствие этого, возможность его потратить на то, на что его никогда не хватает в традиционном очном обучении);
2) индивидуализация обучения (на основе мониторинга достижений и прогресса обучащихся).
К основным недостаткам этого подхода часто относят:
1) дополнительные затраты времени учителя на подготовку мультимедийных и дистанционных материалов;
2) дополнительные затраты на техническое сопровождение смешанного обучения.
Институт Клейтона Кристенсена выделяет следующие базовые модели внедрения смешанного обучения в школе: ротационная модель, гибкая, модель а-ля-карт (по запросу). Исходя из предмета, потребностей и уровня знаний и развития навыков, и умений обучающихся, преподаватель может выбрать подходящую данной группе учеников модель.
Ротационная модель (rotation model) - обучение осуществляется путем поочередной смены традиционного обучения в аудитории с самостоятельным обучением (онлайн-обучением). Недистанционные формы организации включают работу в классе, в малых группах, индивидуальную работу (тьюторство), работу над проектом, проверочную работу.
Модель ротации может быть реализована в четырех вариантах:
1. Ротация станций (Station Rotation Model), или, иначе, модель внутриклассной ротации. В рамках этой модели осуществляется переход от одной модальности к другой, включая онлайн-обучение в пределах одного класса.
2. Модель лабораторной ротации (The Lab Rotation Model). В рамках этой модели осуществляется ротация от работы в классе к работе в учебной онлайн-лаборатории.
3. Модель «Перевернутый класс» (The Flipped Classroom Model). В этой модели осуществляется ротация (переход) от учебной работы разной модальности в классе под руководством педагога к дистанционной работе с онлайн-ресурсами дома или вне класса (школы).
4. Модель индивидуальной ротации (The Individual Rotation Model). Отличается от остальных моделей ротации тем, что у учащегося есть индивидуальное расписание ротаций (playlist), не обязательно совпадающее с наличием свободных модальностей в классе.
Гибкая модель (The Flex) - модель, в которой дистанционное обучение является основным стержнем учебного процесса, даже если оно предусматривает некоторые виды офлайн учебных работ учащихся. Учащиеся переходят от одного вида учебной работы к другому по индивидуализированному учебному расписанию, взаимодействуя с учителем преимущественно дистанционно.
Модель «Меню» (A La Carte Model) - модель, в которой учащиеся обучаются по одному или нескольким курсам полностью в онлайн-формате под дистанционным руководством учителя и могут в то же время участвовать в офлайн учебных активностях. Дистанционное обучение может осуществляться как в помещении самой школы, так и вне ее.
Дистанционный формат работы в период пандемии поставил всех педагогов страны перед выбором электронных образовательных ресурсов, образовательных платформ, сервисов коммуникации и проведения онлайн-уроков. При отборе необходимо было учитывать особенности класса, группы. Чаще всего педагоги иностранного языка работают с разноуровневыми группами. Учить в такой группе нелегко: не все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, чувствуется определённый дисбаланс.
Исследования, проводимые учёными разных стран, выявили, что наибольшее влияние на качество образования оказывает качество обратной связи. Поэтому повышение качества обратной связи каждому ребёнку позволяет улучшить результаты. Например, адаптивная онлайн-среда предлагает учащимся новые задания с учётом допущенных ими ошибок, что не всегда может обеспечить учитель в классе с 25-30 учениками.
Таким образом, поиск своей технологии преподавания английского языка в сложившихся условиях, с учётом определённых целей и задач, а также особенностей моих групп, привёл меня к модели «перевёрнутого класса» в смешанном обучении.
Базовой платформой для обмена учебными материалами, ссылками, готовыми работами обучающихся по-прежнему остаётся школьный портал. Нередко ученики и их родители взаимодействуют с педагогом посредством электронной почты. Однако, не стоит забывать, что объёмные фото и видеоматериалы лучше размещать в облачных хранилищах и открывать доступ к ним по ссылке. Мы чаще всего используем сервисы Google Disc, Google Photos, Яндекс Диск.
Для развития навыка говорения помимо фронтальной, парной и групповой работы в классе я теперь предлагаю формат видео и аудиозаписи диалогов и монологов в более комфортной обстановке вне школы. Ребята активно записывают и отправляют мне ссылки на свои файлы и с нетерпением ждут комментариев. Бывает, что записывают повторно, исправляя недочёты в грамматике и произношении. Такой подход я считаю ещё одним шагом к индивидуализации в процессе обучения английскому языку.
При формировании лексических и грамматических навыков я привлекаю такие ресурсы и платформы как Учи.ру, Quizlet, Memrise, Learning Apps, Liveworksheets. Для отработки правильного произношения рекомендую пользоваться онлайн-словарями Cambridge, Macmillan. Они предлагают оба варианта произношения: британский и американский. А для расширения представлений об акцентах можно подключать сервис Forvo.com.
Работая над развитием навыков аудировния, помимо использования на уроках ресурсов УМК Spotlight (аудиозаписи и видео) и готовых заданий из LerningApps, я стала создавать интерактивные видео в сервисе Learnis.ru. Такие видео я выдаю в качестве домашнего задания в рамках урока домашнего чтения. Обучающиеся имеют возможность несколько раз посмотреть эпизод из сказки, выполнить задания и оценить свою работу. Программа проверяет ответы и указывает на недочёты. Приходя на урок, ребята чувствуют себя увереннее, активнее участвуют в чтении и обсуждении литературного произведения. Занятия становятся практико-ориентированными, развивающими метапредметные навыки.
Похожая работа ведётся и в направлении развития навыка чтения на английском языке. Модель «перевёрнутого» класса даёт возможность сильным обучающимся повышать свой уровень, а слабым - тренироваться в чтении. При этом педагогу необходимо подбирать или создавать дифференцированные задания. Моими помощниками в этом направлении выступают платформа Учи.ру, сервисы Liveworksheets и Learning Apps.
Дети поколения Z испытывают трудности в письме. Привыкая пользоваться клавиатурой смартфона, мобильными приложениями с преобразованием голосового сообщения в печатный текст, они испытывают значительные трудности, создавая письменные тексты. Я убеждена, что развитие навыков письменной речи на английском языке - это как раз то, на что у педагога должно хватать времени на уроке, наряду с развитием навыка говорения. Однако, тренируя правописание (spelling), применение современных приложений и сервисов считаю необходимым и рекомендую своим ученикам пользоваться Quizlet.com, Memrise.com.
Планируя свою работу на этот учебный год, как и многие мои коллеги, я старалась подобрать те ресурсы, которые могут поддерживать процесс обучения английскому языку и в период дистанта. Но теперь я понимаю, что можно и нужно сочетать современные интернет-технологии с традиционным обучением, создавая особенную образовательную среду. В ней у каждого ребёнка есть цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут движения к этой цели. Дети должны понимать, что они принимают решения сами, а результаты - это их зона ответственности. Серьёзной проблемой традиционного обучения является отсутствие мотивации, личного смысла обучения: дети не понимают, зачем они изучают тот или иной предмет и вообще учатся. В качественном смешанном обучении персонализация связана с постановкой целей и развитием личной ответственности. Когда учитель помогает ученику выстроить путь к поставленным целям через доступные возможности, школьное образование приобретает личный смысл для каждого, что позволяет сформировать устойчивую мотивацию у учащихся.
Список использованной литературы
- Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б Шаг школы в смешанное обучение - Москва, 2016. - 280 с.
- Марголис А. А. Что смешивает смешанное обучение?//Психологическая наука и образование. - 2018. - Т.23 №3 - с. 5-19.