Формирование ключевых компетенций на уроках физики используя ситуационные задачи

Разделы: Физика


Для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения выдвигается деятельностный характер образования, направленный на формирование ключевых компетентностей учащихся. На данном этапе ФГОС требует интерактивного изучения школьных курсов естественных наук, включая физику.

Современные исследования показывают, что российские школьники обладают значительным объемом академических знаний, однако, не умеют грамотно пользоваться этими знаниями и применять их в жизненных ситуациях.

Значит, практическая направленность естественнонаучного образования является недостаточной, следовательно педагогическую деятельность необходимо направить на развитие способностей применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях, т.е. дать возможность для самореализации обучающихся, повышению естественнонаучной грамотности и формированию функциональной грамотности школьников.

Поэтому на уроках физики я включаю в уроки решение ситуационных задач. Данный метод использования ситуационных задач при интерактивном изучении школьного курса физики является дополнением и расширением модернизации школьного физического образования.

Ситуационная задача - методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов школьного образования.

Ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией, что позволяет приблизить обучающегося к реальной жизненной ситуации в отличие от решения типовой задачи. Так как, знания формируются в процессе применения их на практике, представляется возможным оптимизировать процесс обучения физики путем включения в его структуру ситуационных задач, построенных на жизненных и учебных ситуациях.

Суть заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Решение ситуационных задач позволяет учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка (таксономия Б.Блума, приложение 1). Этот метод помогает развивать умения учащихся моделировать, проектировать и конструировать, также при этом достигается дифференциация обучения.

При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся - найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Решение таких задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явление действительности, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Решение задачи направлено на достижение образовательных результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применимых в разных видах деятельности. Данная задача связана с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. При решении ситуационных задач учитель и ученик выступают как равноправные партнеры.

Для развития естественнонаучной грамотности на уроках физики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса физики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели - научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.

Успешное решение задач, на мой взгляд, связано с развитием такого общеучебного умения, как умение работать с текстом. Необходимо научить учеников умению внимательно прочитать некоторый связанный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

В заданиях ВПР, ККР и КДР при оценке качества физического образования встречаются задания с текстовой информацией физического содержания, выделение цели проведения опыта или делать выводы на основании опыта, самостоятельно планировать и описывать исследование, описание и объяснение принципа действия технического устройства или объекта, описание сущности явлений, встречающихся в природе и повседневной жизни, быту. Применение метода использования ситуационных задач позволяет обучающимся выполнить эти работы более успешно.

Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении школьников к активному разрешению учебных проблем (реальным, жизненным), позволяет овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями. При этом ученик меняется сам, меняет свое отношение к жизни, к культуре и становится готовым к решению более сложных жизненных задач.

При решении ситуационных задач существует несколько этапов: целевой, актуализации, проблемный, выбора средств, теоретический, результативный, генерализации.

Функции ситуационных задач:

  • Функция организации познавательной деятельности школьников (решение ситуационных задач способствует усвоению содержания физики как школьного предмета).
  • Организация самостоятельной учебной деятельности дает возможность учащимся самостоятельно приобретать знания. Проверять свои достижения с помощью разноуровневых заданий, вести учет результатов.
  • Корректирующая функция (учитель ведет сводную таблицу, что позволяет оценивать результаты работы учащихся и осуществлять корректировку).

Ситуационную задачу можно рассматривать как способ оценки компетентности учащихся, так как обучение учащихся решению проблем предполагает освоение универсальных способов деятельности, применимых в самых разных ситуациях.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Ситуационную задачу сложно решить по готовому шаблону, не понимая сущности явления. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Структура ситуационных задач:

  • название (желательно яркое, привлекающее внимание),
  • ситуацию - случай, проблему, историю из реальной жизни,
  • личносто-значимый познавательный интерес,
  • информацию по данному вопросу (таблица, график, схема, рисунок, статистические данные),
  • вопросы или задания для работы с задачей.

Для создания ситуационных задач по физике можно использовать художественную и публицистическую литературу, информацию из СМИ, статистические данные, научные публикации, ресурсы интернета.

Задания ситуационных задач составляются разного уровня сложности, что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и даже класса.

Проектирование ситуационных задач осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Есть несколько подходов для создания ситуационной задачи:

  • на основе вопросов к параграфам в учебнике.
  • на научных исследованиях.
  • на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в изучении физики.
  • на основе содержания учебника и дополнительной литературы по теме, используя конструктор задач, разработать само задание.

В результате решения задачи учащиеся должны не только изложить само решение, но и способ решения в общем виде, что позволяет использовать этот способ при решении однотипных задач.

Применяя в своей практике решение ситуационных задач отметила активность ребят, желание участвовать в обсуждении, выдвижении гипотез, плана проведения эксперимента. При этом смело используют физические термины, понятия, объясняют факты, составляют схемы.

Ситуационные задачи использую не на каждом уроке, это связано и с нехваткой времени и ограничениями в рамках программы. Включаю 5 - 6 задач в учебном году. В течении учебного года ситуационные задачи распределяю так:

Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание, интерес ко всему годовому курсу физики.

Вторая, третья, четвертая задачи - обучающие методу решения ситуационных задач, они базируются на «основных» темах.

Пятая - оценочная, которая показывает сформированность компетенции современного образования: способность решать задачи в реальных жизненных ситуациях.

Исходя из условия задачи решать можно не только индивидуально, но и группой, в парах и даже коллективно.

В основном применяю ситуационные задачи из сборника ситуационных задач для подготовки уроков физики, составленным учителями физики Красноярского края: «Сборник ситуационных задач по физике», изданный КК ИПК РО (приложение 2). Так же много интересных задач нахожу в Интернете. Но составляла и сама ситуационные задачи, используя конструктор задач Л.С.Илюшина на основе таксономии Б.Блума (приложение 3, приложение 4).

При оценивании решения ситуационных задач заполняю таблицу в течение учебного года на каждого обучающегося, по которой можно отследить уровень повышения самореализации, овладения умениями ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, активно и творчески пользоваться своими знаниями, способность решать задачи в реальных жизненных ситуациях. И по необходимости проводить корректировку (приложение 5).

Конечно, не все получается, но уже сейчас: заметно повысилась активность обучающихся на уроках и оживился интерес к изучению физики, изменилось отношение учеников к индивидуальной и групповой работе, идет процесс отработки навыков планирования и анализа самостоятельной работы.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков, учитель должен научить ученика использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить школьников делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.

Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников. Стремлюсь к этому и я. Целью своей работы я считаю - развитие таких умений, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни.

Список литературы

Приложения

  1. Таксономия Б.Блума
  2. Ситуационная задача: «Вода - разрушитель» по теме «Кристаллизация» (8 класс).
  3. Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)
  4. Конструктор задач (Л.С.Илюшин)
  5. Оценочная таблица