Технологическая карта проектирования учебной ситуации с использованием учебно-лабораторного оборудования в условиях профилизации общего образования. Тема урока: «Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации»

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: химия, электролиты, Электролиты диссоциация ионные уравнения


Предмет: химия.

Класс: 9.

Базовый учебник: Кузнецова Н.Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара и др. - М: Вентана-Граф, 2012.

Тема урока: «Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации».

Цель урока: "Классификация злектролитов на сильные и слабые".

Задачи урока:

Образовательные:

  • раскрыть понятия о степени диссоциации, слабых и сильных электролитах;
  • обеспечить изучение сущности классификации электролитов;
  • классифицировать электролиты на сильные и слабые;
  • продолжить формирование умений работы с таблицей растворимости для распознавания сильных и слабых электролитов, с таблицей электроотрицательностей по Полингу;
  • совершенствовать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами, электронным оборудованием;
  • продолжить развивать химическую терминологию, обогащать словарный запас при устных ответах;

развивающие:

  • развивать умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи
  • развивать умение обобщать и делать выводы на основе эксперимента;
  • формирование навыков самоконтроля и самооценки
    • создание условий для развития у учащихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

воспитательные:

  • способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей; работать в группе;
  • прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и выполнении химического эксперимента
  • способствовать формированию умений управлять собой, своим поведением

Критерии достижения цели урока: ученик должен-

ЗНАТЬ:

  • определения степени диссоциации, сильных и слабых электролитов;
  • зависимость степени диссоциации от различных факторов;
  • сущность классификации электролитов.

УМЕТЬ:

  • классифицировать электролиты по силе;
  • наблюдать и делать выводы на основе эксперимента;
  • проводить эксперимент с соблюдением правил техники безопасности

ВЛАДЕТЬ:

  • навыками работы с таблицей растворимости
  • навыками работы с электронными датчиками pH, напряжения и температуры, ноутбуком и интерактивной доской.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок «открытия» нового знания)

Методы обучения: активные методы обучения-

  • лабораторная работа в сочетании с беседой;
  • работа в группах

Необходимое оборудование и реактивы: датологер DL120, датологер DL100, датчики pH, напряжения и температуры, ноутбук, интерактивная доска, электронные пособие для 8-9 классов, спиртовка, набор растворов солей, кислот и оснований.

Вид учебной ситуации: проведение мини-исследований

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Выводы:

1. Овладение новыми знаниями и способами действий происходит в результате решения учебных ситуаций на основе предметно-практических действий учащегося, его собственных логических обобщений и обращения к разного рода информационным источникам, в качестве которых могут выступать как «неодушевлённые» средства (учебник, справочные издания, Интернет), так и реальные люди (педагог, одноклассники).

2. Проектирование учебного процесса означает:

  • определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;
  • отбор учебного материала;
  • определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействий учащихся);
  • прогнозирование возможных действий учащихся.

3. Реализация задач на основе учебных ситуаций:

  • учебная ситуация разрабатывается с учетом содержания, адекватных методов и форм взаимодействия учителя и учащихся;
  • содержание отбирается на основе логико-дидактического анализа заданий и упражнений учебника, рабочей тетради, справочников, хрестоматий, которыми располагает УМК

4. Для проектирования и решения учебных ситуаций важную роль играет учебно-лабораторное оборудование. Современный модернизированный кабинет химии, оснащённый цифровыми пособиями и оборудованием, позволяет решать в кратчайшие сроки сложнейшие учебные ситуации исследовательского характера.