Использование мобильных приложений на уроках английского языка: новые возможности учителя

Разделы: Иностранные языки

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: английский язык, мобильные приложения


С 2018 года в школах Франции запрещено использование мобильных телефонов. В ходе Всероссийского родительского собрания 31 августа 2018 года к Министру просвещения РФ О.Ю.Васильевой обратились родители с вопросом о возможности запрета мобильных телефонов в российских школах. Министр поддержала идею о запрете смартфонов во время учебного процесса, отметив, что в ряде школ России уже пошли по такому пути, организовав отдельные ящички для телефонов учеников. Заявление Министра вызвало оживленную дискуссию на данную тему. Но не будем забывать о том, что с юридической точки зрения учитель не имеет права требовать сдачи телефона перед уроком. Это должно происходить добровольно. Более того, хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, а отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство хранения. Не исключено, что ученик может сдать неисправный телефон, и обвинить в этом хранителя. И тогда возникнут проблемы.

По данным ВЦИОМ, абсолютное большинство россиян - 73% - поддержали идею о запрете использования смартфонов и других гаджетов во время школьных занятий. При этом 69% респондентов считают, что данный запрет должен распространяться на школьников всех возрастов.

Так если запрет на использование мобильных телефонов на уроках имеет неоднозначный характер, то почему мы, учителя и родители, отбираем у наших детей то, без чего они уже не представляют свою жизнь. Официально, ни в одном документе или приказе не прописан запрет на использование смартфонов в образовательных целях.

Ссылаясь на статью министерства просвещения РФ о недавнем исследовании Google, которое показало, что дети в Сингапуре раньше всех в мире получают гаджеты с доступом в интернет (8 лет), тогда как общемировой показатель - 10 лет, можно говорить о том, что и нам, действующим учителям никто не запрещает использовать телефоны детей в целях образования.

В частности, хочу обратить ваше внимание на основную составляющую часть смартфона. Можно даже смело сказать, что наши телефоны станут в наших руках обычными железками без установленных в них приложений.

В Википедии мобильное приложение определено как программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах. Многие мобильные приложения предустановлены на самом устройстве или могут быть загружены на него из онлайновых магазинов приложений, таких как App Store, BlackBerry App World, Google Play, 1mobile market, Windows Phone Store, Яндекс.store и других, бесплатно или за плату.

Первоначально мобильные приложения использовались для быстрой проверки электронной почты, но их высокий спрос привел к расширению их назначений и в других областях, таких как игры для мобильных телефонов и GPS, общение, просмотр видео и пользование интернетом.

Рынок мобильных приложений сегодня очень развит и неуклонно растет. Сейчас с помощью приложений мы работаем, общаемся, играем, узнаём температуру воздуха за окном, покупаем, продаём, узнаём новости, оплачиваем счета, находим места, планируем наш день, читаем, слушаем музыку, следим за собой, за своим здоровьем, находим утерянные вещи, обмениваемся файлами и многое, многое другое. Например, каким бы популярным и солидным не был банк, обслуживающий платежные карты, он в наше время будет значительно проигрывать тому, который взял на вооружение мобильное приложение. В связи с этим, постепенно возрастает число компаний, понимающих ценность и значимость приложений для смартфонов.

Мобильные приложения захватывают все сферы быта - от работы до досуга и даже личной жизни. Таким образом потенциальный пользователь не представляет своего обычного дня без мобильных приложений. Среди всего многообразия различных приложений есть те, без которых мы не обходимся ежедневно. Существуют такие приложения, без которых не может обойтись ни один человек, который пользуется мобильным телефоном с выходом в интернет. Например, такие как гуглкарты или дубльгис, ютуб, погода, ежедневник, шагомер и прочее.

Так если все эти вещи стали уже для нас реальной необходимостью, то, возможно, не стоит от них отказываться и нам, учителям? Почему я могу пользоваться теми или иными приложениями только в повседневной жизни, а не на работе? Я считаю, что мы упускаем большую возможность, реальный шанс заинтересовать детей, замотивировать приходить на наши уроки с удовольствием.

Проблема мотивации продолжает волновать педагогов всех областей науки, ведь нелегко объяснить подростку, что надо учиться усердно по всем предметам, получать хорошие оценки, выполнять домашние задания и т.д. Особенно, если речь идёт о предметах, не выносимых на выпускной экзамен. Я учитель английского языка и даже по моему, казалось бы и без того обязательному предмету в жизни, очень трудно замотивировать детей учить грамматические правила и слова.

Я уверена, что не только в нашей школе дети стоят у кабинета уткнувшись в свои телефоны в течение всей перемены. Речь идёт не о круглосуточном "зависании" в интернете, а о мобильном приложении, как об инструменте мотивации детей к обучению, которое реально работает. С помощью телефона можно легко заинтересовать ребенка любой параллели и, что важно, по любому предмету. Разрешите детям 8-10 минут урока провести с телефоном в руках с пользой, и вы увидите результат вашего труда в заинтересованности класса в том или ином приложении, вы с лёгкостью оцените работу детей на уроке, используя неоспоримую детьми статистику, которую та или иная программа выведет на экран в конце игры или викторины. Зачем тратить время и силы на то, что за вас сделает робот?

Современная школа растет и развивается, появляется всё больше областей и отраслей, с которыми нам, учителям, необходимо знакомить детей, речь идёт далеко не школьных предметах. Развивающаяся система образования ставит перед современным педагогом всё больше новых задач. Ярким примером является проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Это формирование базовых знаний и навыков населения в области финансовой грамотности. Наверняка каждый сегодня знаком с этим проектом, и знает, что это одно из тех направлений, которое находится под жестким контролем со стороны органов управления. Такие знания необходимы каждому не для дополнительного заработка, а для повседневной жизни: ведение личного бюджета, расчеты и платежи (включая банковские карты), кредиты и займы, ОСАГО, валюта, депозиты и т.д. Проект охватывает все слои населения, включая среднее и старшее школьное звено. Безусловно, обучение детей финграмотности падает на плечи педагогов, обучающих этих детей.

Именно в подобные моменты, когда перед педагогом встает задача научить детей тому, с чем он, как учитель ни разу не сталкивался, возникает необходимость использования новой методики преподавания, нового инструмента на уроках. Безусловно мы, взрослые люди, осознаём значимость подобных знаний в нашей жизни, но, чтобы замотивировать ребенка, без того загруженного домашними заданиями и подготовками к контрольным работам, начать изучать «что-то там про деньги», важно использовать необычные и современные подходы. И приходится эти подходы искать и научиться "учить" детей правильно обращаться с финансами.

А что сегодня интересно подростку? Конечно же, смартфон, который круглосуточно находится в его руках.

Сегодня существуют такие распространенные платформы для дистанционного обучения, как якласс или офис 365, которые современные школьники активно осваивают и используют. Это удобно, но не совсем весело. Поэтому на уроках в качестве подведения итогов и рефлексии возможно использование онлайн платформ для командных и индивидуальных игр с детьми прямо во время урока.

Вот список самых известных и распространенных:

Quizalize

Онлайн-викторины, которые могут быть проведены во время урока или как домашнее задание, с панелями прогресса учащихся. Он позволяет привлекать внимание класса и мгновенно оценивать индивидуальное обучение на любом компьютере, планшете или смартфоне. Это помогает быстро определить сильные и слабые стороны и пробелы в обучении отдельных студентов и вмешаться в режиме реального времени, чтобы дать индивидуальную помощь в классе.

Classtime

Это рабочий инструмент для учителей, который помогает мгновенно оценить прогресс обучения класса и каждого ученика индивидуально. Предоставляет возможность создавать свои собственные вопросы и распространять другим учителям, чтобы дополнить свои учебные планы. Предлагает интересные командные игры и пазлы.

Quizlet

Пользователи создают свой контент, где разрабатывают тематические модули, которыми можно делиться с другими учениками и учителями. Можно так же использовать, созданные другими пользователями модули.

Ученики и учителя постоянно создают новые модули, поэтому вы наверняка найдете модули на интересующую вас тему.

Kahoot

Является фаворитом среди школьников. Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста. Использование этого инструмента является прекрасной заменой покупке дорогостоящих пультов для системы обратной связи в классе. Все, что вам понадобится это свой компьютер, проектор и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки понимания, или обсуждение какого-то вопроса превратится в настоящую увлекательную игру.

Преимущество использования смартфона или планшета на уроках заключается в том, что он компактен, мобилен и всегда под рукой у большинства учащихся. Его функции и возможности расширяются за счет свободного доступа в интернет - обмена информацией как между учениками одной рабочей группы, так и между учеником и учителем, возможностью совместной работы над одним проектом в режиме on-line и т.д.

Сейчас практически каждый гаджет может быть использован в образовательном процессе. Просто необходимо научить детей безопасной работе с гаджетами с использованием интернет-пространства.