Обучение в малых группах на уроках математики

Разделы: Математика


Обычно легче изменить индивидов собранных в группу,
Чем изменить любого из них по отдельности.
Курт Левин

Педагогическая методика «Обучение в малых группах» посвящена проблеме выявления и поддержки одаренных и талантливых школьников. Проблема выявления детей, имеющих склонности к математике, является актуальной не только для каждого отдельно взятого педагога, но и во всем мире. Поэтому многие учителя стараются найти подходы, методики, способствующие как можно раньше выявить у детей склонность к математике, развить у них интерес к науке, постоянно поддерживать этот интерес, вовлекая обучающихся в различные формы взаимодействия.

В своей работе я рассматриваю эту задачу как прикладную, заключающуюся в применении принципов и методик диагностирования и развития математических способностей у средних и старших школьников. Основная задача обучения математике, на мой взгляд, - сформировать те качества мышления, которые пригодятся сегодняшнему школьнику в будущей, взрослой жизни.

Применяя различные методики и формы работы с детьми, я пришла к выводу, что наиболее эффективный способ сформировать и поддержать интерес к науке - режим создания живой, здоровой конкуренции, споров, дебатов по тем или иным вопросам. Всё это может обеспечить работа в малых группах, - методика, которую я уже несколько лет применяю в своей работе (сначала со студентами, теперь со школьниками).

Методика не нова: она использовалась учителями нашей страны еще в советские времена, я сама почувствовала все прелести её применения на уроках математики, будучи школьницей. Все новое - хорошо забытое старое, поэтому и я не стала изобретать велосипед и с удовольствием применяю разработки своих предшественников в работе.

Одним из факторов, побудивших меня начать использовать работу в малых группах, является деление на подгруппы в профильных классах на профильных предметах в нашем учебном заведении (при работе с целым классом применение данной методики гораздо менее эффективно).

Подгруппу детей я делю еще на две группы, которые рассаживаются за два стола (деление можно провести как мне нужно, либо произвольным образом - по жребию). Далее можно использовать следующие варианты:

  1. Каждой группе дается одинаковая задача, отводится время на ее выполнение и на защиту решения. Оценивается быстрота решения, его правильность, наличие возможных различных способов решения;
  2. Каждой группе дается свой набор задач, но через определенный промежуток времени происходит обмен заданиями. Каждая подгруппа представляет решения заданий.

Я провожу занятия по подгруппах на уроках, выставленных парами, так как объем работы большой и за один урок решить, обсудить и защитить решение задачи проблематично.

Работа в малых группах дает широкие возможности для самоконтроля, взаимоконтроля. Ведь именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению отстоять свою точку зрения, смотреть на себя со стороны, оценить свой вклад в общее дело.