Цели:
- Расширение и углубление знания учащихся о Рязанской области.
- Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
- Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
- Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям.
- Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
- Формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории.
- Содействовать морально-нравственному развитию детей.
Оформление: Мультимедийная презентация.
Ход занятия
I. Формулирование темы и цели классного часа
Учитель:
- Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
пожалуйста, помните!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
заклинаем, - помните!
Дорогие ребята! Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом классном часу?
Что обозначает фразеологизм вечная память? (На все времена, забывать нельзя).
Что остается как вечная память о событиях? (Памятники)
Предлагаю вам небольшое задание. Посмотрите на фотографии на экране и попробуйте угадать, о чем мы с вами будем говорить сегодня. Что объединяет эти фотографии?
Ученики изучают фотографии на экране, узнают памятники Георгию Победоносцу и памятник рязанскому воеводе Евпатию Коловрату. Предлагают свои варианты темы классного часа.
Учитель: Вы совершенно правы, перед вами два рязанских памятника, которые вы все видели и знаете, памятники Георгию Победоносцу и Евпатию Коловрату. Вы правы, сегодня мы будем говорить о памятных местах нашего города, связанных с военными подвигами, боевой славой наших соотечественников.
II. Актуализация знаний по теме
Ученик 1:
Для России поселок - частица,
А для нас он - родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Учитель: Вы родились в стране, которая называется Россией. Это наша Родина, наше государство. А с чего начинается родина? Наверное, с малой родины, каковой для большинства из нас является рязанская земля. Кто может рассказать о Рязанской области?
Ученик 2: Рязанская область расположена в центре европейской части России, в понижении между Среднерусской и Приволжской возвышенностями в центральной части Русской равнины. Протянулась на 220 километров с севера на юг и на 259 километров с запада на восток. Расстояние от окружной дороги Москвы до границы области - 147 км. В области насчитывают до 1200 памятников архитектуры и свыше 2200 памятников археологии.
III. Физкультминутка
Учитель: Спасибо большое! На ваших партах лежат карточки, как выдумаете, что нужно сделать с ними? Что получится, если вы их сложите? Давайте проверим ваши предположения и немного поиграем.
Ученики в группах складывают из карточек изображение герба Рязани.
Учитель: Что у вас получилось? Правильно, у всех у вас получилось изображение герба Рязани. Что мы знаем о нем? Зачем нужен герб?
Ученик 3: Герб Рязанской области Российской Федерации - официальный символ города Рязани, его достоинства, исторического и административного значения, прав органов самоуправления муниципального образования - город Рязань. Герб утверждён Решением Рязанского городского Совета № 183 от 17 мая 2001 года. 26 декабря 2002 года был утверждён девиз герба Рязани «Славная история - достойное будущее» - начертан чёрными литерами на золотой ленте
Учитель: Спасибо. Да, именно так, герб - официальный символ города.
IV. Просмотр ролика о достопримечательностях Рязани
Учитель: Наш город и область богаты памятниками архитектуры, культуры, местами боевой славы. Сейчас я предлагаю вам вспомнить некоторые из достопримечательностей Рязанской области.
Просмотр фильма о современной Рязани и ее достопримечательностях.
Учитель: Надеюсь, вы узнали много нового о нашем городе. А какие из перечисленных достопримечательностей подходят к теме нашего классного часа? Какие памятные места, памятники Рязанской области связаны с военными подвигами, людьми, прославившими нашу область в военном деле?
Учащиеся называют памятники. Учитель записывает названия на доске.
V. Работа в группах
Учитель: Вы молодцы, назвали много памятных мест. А теперь давайте узнаем о них больше. Каждой группе будут предложены карточки с описанием одного памятника, мемориала, связанного с определенным историческим событием, героическим поступком нашего соотечественника и т.д. Ваша задача определить, какой памятник в нашем городе был воздвигнут в честь этого события, как напоминание о каком человеке, как он называется. Не забудьте, что названия написаны на доске. У вас будет 5 минут.
Учащиеся работают в группах с текстами, обсуждают прочитанное. Выбирают один из написанных на доске вариантов.
Учитель: Кто справился? Молодцы, выходите к доске и расскажите, о каком памятнике нашей области шла речь в вашей карточке.
Группа 1
Монументальный комплекс в честь Победы в Великой Отечественной войне в Рязани
В 1975 году на площади Победы было завершено сооружение монументального комплекса в честь Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Скульптор памятника - Б.С.Горбунов, архитекторы - Н.Н.Истомин и Н.И.Сидоркин.
Ансамбль состоит из стены-стелы, обелиска с изображением ордена Победы и скульптурной композиции, символизирующей единство фронта и тыла, Вечного огня и мемориальных табличек с именами рязанцев - Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.
В центре комплекса - скульптурная группа, символизирующая единство фронта и тыла в то героическое время. Белый обелиск монументального комплекса поднял на 30 метровую высоту многократно увеличенную копию ордена Победы.
Вечный огонь славы, горящий у монумента, зажжён от Вечного огня на могиле Неизвестного солдата в Москве. Справа и слева от стены-стелы расположены мемориальные доски с именами рязанцев - Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.
На слайде презентации демонстрируется фотография комплекса.
Группа 2
Памятник Национальному герою Италии Федору Андриановичу Полетаеву.
Памятник Ф.А.Полетаеву был установлен в Рязани в 1970 году в районе Городской рощи. Памятник герою решен в виде горизонтальной массивной стелы из красного гранита. Портрет Ф.А.Полетаева представляет собой горельеф. Это благородное лицо советского солдата, идущего в бой. Ствол автомата, далеко выходящий за грань стелы, обрамлён колосом пшеницы и ветвью оливы, которые олицетворяют Россию и Италию.
Федор Полетаев - во время Великой Отечественной Войны воевал на территории Италии, и был награжден высшими военными наградами Итальянской Республики, а памятники ему в Италии есть в городах Генуя и Канталупо.
Летом 1942 года дивизия, в которой служил Федор Полетаев, вела боя на Дону, попала в окружение, после чего раненый солдат был взят в плен. Он прошел концентрационные лагеря, которые находились в Польше, Югославии и в Италии. Летом 1944 года с помощью итальянских коммунистов бежал и вступил в партизанский батальон «Нино-Франки» бригады «Орест» дивизии «Пинан Чикеро».
На слайде презентации демонстрируется фотография памятника.
Группа 3
Памятник Советско-Польскому Братству по оружию
Памятник Советско-Польскому Братству по оружию - мемориальный памятник, установленный в честь формирования Рязани и в Сельцах в 1941-1942 годах Войска Польского. Памятник установлен в Рязани, в парке микрорайона Приокский, на пересечении улиц Октябрьской и Пирогова.
Памятник был открыт в 1983 г. в 40-ю годовщину формирования под Рязанью 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко. Памятник представляет грандиозную композицию, высотой 19 м, из бронзы и гранита. По замыслу авторов памятник воплощает в металле залп «катюш». Под этот залп в едином порыве устремились на врага советские и польские воины - два Пана и два Ивана.
Справа от глубокой аллеи, идущей от улицы Октябрьской к памятнику, установлен блок - монолит с эмблемами Советской Армии и Войска Польского и стихотворным текстом на русском языке и польском (написанным поэтом Янушем Лясковским, перевод Роберта Рождественского):
От Оки и до Берлина не страшась преград,
Шли солдаты - братья по оружию.
Был щитом для брата брат,
Умирал за брата брат.
Родила победу эта дружба.
На слайде презентации демонстрируется фотография памятника.
Группа 4
Мемориал на воинском кладбище г. Рязани
В 1985 году к 40-летию Великой победы в парке был построен мемориал, который в Рязани так же называют «Скорбященским мемориалом». Мемориал, воздвигнут на воинском кладбище в г. Рязани по проекту рязанских архитекторов Н.Н.Истомина и А.В.Буслакова при участии В.Л.Сытых. В создании мемориала участвовали многое предприятия и организации города.
Мемориальный парк Рязани расположился недалеко от центрального городского парка, между Голенчинским шоссе и улицей Халтурина. Территория парка занимает более 100 га. Эти места значатся на карте города еще с 18 века как Скорбященское кладбище. Кладбище и церковь, построенная рядом с ним в 1807 году на деньги мецената Петра Мальшина, действуют и ныне.
В начале 20 века территория кладбища стала местом захоронения жертв репрессий и погибших в боях во время Великой отечественной войны. Сейчас здесь находятся могилы более чем 2 тысяч солдат и ленинградцев, эвакуированных в Рязань и скончавшихся здесь в годы блокады.
На слайде презентации демонстрируется фотография мемориала.
VI. Рефлексия
Учитель: Вот и подходит к концу наш классный час. Я предлагаю вам немного поиграть и ответить на несколько вопросов. Если ваш ответ «да» - поднимите руку. Если ваш ответ «нет» - ничего не делайте. Вам понравился классный час? Вы узнали что-то новое? Как вы думаете, можно ли прочесть историю войны через скульптурные изображения, памятники? Допустимо ли оставлять надписи, граффити, мусор возле памятников? Стоит ли относиться к памятникам уважительно?
Спасибо! Я рада, что ваши ответы были именно такими!
А как вы думаете, в чем заключается уважительное отношение к памятникам, посвященным Великой Отечественной войне? (Возможные ответы: цветы на могилы, к Вечному огню, посещение мемориального комплекса, участие в акции Бессмертный полк и т.д.)
Звучит песня «Память о войне».