Понятие сенсорная интеграция – обозначает упорядочивание ощущений, которые дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Мы получаем информацию от органов чувств о вкусе, внешнем виде, звуках, запахах, прикосновениях, движении¸ воздействии силы тяжести и положении в пространстве. Далее неосознанно происходит выбор на чем следует сконцентрироваться, например слушать педагога и не обращать внимания на посторонний шум. Это позволяет нам осмысленно действовать и адекватно реагировать на ситуацию. Так формируется база обучения и социального поведения в норме. С помощью сенсорной интеграции, на уровне мозговых структур, формируется цельная картина мира, из отдельных кусочков.
Сбой в сенсорной интеграции обычному человеку определить и сгладить непросто. Родители могут замечать, что у ребенка есть проблемы, но им бывает трудно определить, с чем именно. Они задаются вопросом почему ребенок такой плаксивый, упрямый, постоянно требует внимания, забияка, невоспитанный, легко выходит из себя, отвергает близких. Малыши могут быть неловкими, неуклюжими.
У ребенка с нарушениями часто нервы и мышцы работают хорошо, но при этом он не может собрать из отдельных кусочков цельную картину. У таких детей в дошкольном возрасте бывают плохо развиты игровые навыки, они чаще сверстников ломают игрушки, сами получают повреждения. Часто наблюдается задержка психоречевого развития. Бывает, что ребенок не слышит собеседника, хотя со слухом у него все в порядке. Иногда дети знают, что хотят сказать, но не справляются с артикуляцией или формулировкой.
Немаловажно то, что ребенок часто бывает подавлен, недоволен, семья и развлечения со сверстниками его не радуют. Проигрыши в игре оборачиваются угрозой его несформированной “Я-концепции”, поэтому он может расстроить игру. Ему трудно делиться игрушками. Постоянно стремясь к ощущению успеха и собственной значимости, он не в состоянии думать о нуждах окружающих. Такие дети часто не справляются с ежедневными стрессами, потому их легко зацепить. Нередко окружающие могут невзлюбить такого ребенка и вредить ему намеренно.
Чтобы лучше ощутить чувства таких детей можно представить, что вы оказались в огромном, темном помещении и среди миллиона предметов нужно отыскать что-то похожее на коробку, неизвестного размера. Таким образом можно понять какую растерянность и неопределенность дети испытывают и как следствие ощущают фрустрацию и полнейшую неопределенность.
Мы зависим от того, насколько слаженно работают наши органы чувств, и можем оказаться в крайне неприятной ситуации, если вдруг лишимся привычной сенсорной информации от одного или нескольких органов чувств. Именно так чувствуют себя дети с нарушениями. Им сложно раскрашивать, вырезать ножницами, складывать мозаику, совмещать края листков бумаги. Все задания оказываются для них труднее и непонятнее чем прочим. Слабая сенсорная интеграция часто является причиной гиперактивности, ребенка могут раздражать свет, шум прикосновения.
Если игнорировать подобные нарушения в дошкольном детстве, то учиться в школе такому ребенку будет сложно. Освоение чтения, письма, математики исключительно сложные процессы, возможные лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции.
Ученик должен не только усвоить много нового, но и научится налаживать отношения с одноклассниками и преподавателями. Ребенку сложно будет устанавливать дружеские отношения, он будет часто в школе испытывать стресс, в связи с тем, что придется работать больше, чем сверстникам.
Ребенку в школе приходится выполнять массу заданий: завязывать шнурки, не сломать карандаш, вырезать, переключаться с одного задания на другое, участвовать в спортивных состязаниях, быть собранным в группе детей, от него могут ждать быстрых действий, когда он способен лишь на медленные, выполнять две задачи одновременно, когда он запоминает с трудом даже одну. Его постоянно отвлекают посторонние люди, звуки, свет. Его мозг перевозбужден и отвечает на это гиперактивным поведением. Ребенок может начать прыгать по всему классу, не потому, что этого хочет, а потому, что мозг выходит из под контроля. Чрезмерная активность является вынужденной реакцией на ощущения, которую выключить невозможно. Соответственно ребенок не может в таком состоянии понять, что ему говорят, и что нужно делать. Нарушение интеграции “тяжелый груз”, и проявляться может совершенно по-разному. Определить, что у ребенка проблемы, прежде всего можно во время групповых занятий.
Время от времени какой-либо симптом может проявляться у нормотипичных детей, но если подобные проявления систематически повторяются, то ребенку требуется помощь специалистов, врачей и родителей.
К возможным причинам возникновения подобных расстройств относятся: генетическая или наследственная предрасположенность; внутриутробные факторы (препараты, психоактивные вещества, болезни, стресс, многоплодная беременность); родовая травма; недоношенность; трудная жизненная ситуация; и другие неизвестные науке причины.
Ранее профессиональное вмешательство необычайно эффективно. Семье и родственникам становится значительно легче. Родные становятся более сопереживающими, менее требовательными, начинают получать удовольствие от общения со своим ребенком.
Не существует детей, которые осознанно выбирают дезорганизационную манеру поведения, разбалансированный ребенок может просто не осознавать своего поведения, а при отсутствии коррекционного воздействия, со временем придумать отговорки для его оправдания.
Анализаторами сенсорной интеграции являются: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, проприорецепторы, вестибулярный аппарат. У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, наблюдается несколько признаков нарушений – повышенная чувствительность или наоборот – невосприимчивость к тем или иным раздражителям. Время от времени какой-либо признак может проявляться у нормотипичных детей, но если проявляется несколько признаков систематически, то это целевая аудитория узких специалистов.
Метод сенсорной интеграции предполагает координацию работы различных сенсорных систем, за счет их стимуляции.
Существуют основные виды помощи:
- Консультация специалистов по сенсорной интеграции.
- Создание специальных средовых условий (сенсорная диета).
- Развитие способов полисенсорного восприятия.
- Занятия боевыми искусствами, лечебная физкультура.
- Иппотерапия.
- Оказание психологической помощи.
Если рассмотреть комплексный подход к коррекции нарушений сенсорной интеграции, то в своей работе я применяю технологию помощи детям, которая называется Скаффолдинг. Данная технология заключается в воздействии на зону ближайшего развития по мере взросления и развития ребенка. Суть техники заключается в том, что на первоначальном этапе большая инициатива в решении учебных задач исходит от взрослых, до тех пор пока ребенку сложно. В последующем, при непрерывной поддержке и стимуляции, инициатива переходит к ребенку, что способствует развитию личности, и формированию потребности в самостоятельности.
Примеры применяемых методик:
- Развитие вестибулярной системы: игры и упражнения на досках-балансирах; ходьба по дорожкам из веревок, «кочкам»; танцы и перекрестная ходьба; детские ходули, балансировочная черепаха.
- Развитие проприорецептивной системы: ползанье на четвереньках; стояние на одной ноге; туннели, сухой бассейн; преодоление препятствий; использование утяжелителей; мышечная релаксация, растяжки; упражнения на фитболах. Это игры, позволяющие почувствовать свое тело.
- Развитие зрительного восприятия: игра «Визуальные зашумления», игра «Найди пару»; игра «Что забыл нарисовать художник»; игра «Разрезные картинки»; игра «Что спрятано?»; обведи контур; смешивание красок; игры с цветными палочками; игры с цветной мозаикой
- Развитие слухового восприятия: игры с музыкальными инструментами; звучащими игрушками; игра «Угадай по звуку птицу, насекомое, музыкальный инструмент»; игра «Отличи веселую и грустную музыку»; выстукивание ритма.
- Развитие тактильного восприятия: игра «Узнай на ощупь, что в мешке»; игры с сыпучими и пластичными текстурами; игры с тактильными дорожками; игра «Рисование на теле»; игры с бусами, прищепками; рисование пальчиковыми красками; игры с конструктором, мозаикой, шнуровкой; игры с кинетическим песком; сортировочный кубик; игры с различными видами тканей; игры с массажными мячами; бизиборды.
В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают снижение самооценки, фрустрацию из-за невозможности чувствовать себя на равных среди других детей, чувство физической и психологической небезопасности, трудности в освоении знаний. Здесь крайне важна работа психолога для преодоления эмоционально-личностных нарушений. В своей работе я применяю следующие методики:
Методики, повышающие самооценку, корректирующие психоэмоциональное состояние:
- Игротерапия в сенсорной комнате.
- Песочная терапия.
- Визуальное и звуковое стимулирование.
- Мышечные релаксации.
- Дыхательные техники.
- Сказкотерапия, действует на подсознание детей¸ имеет психотерапевтический эффект.
- Арт-терапевтические методики: мандалотерапия, дудлинг (рисование простых элементов – точек, кружков, линий, из которых формируется сложная картина), зентангл (деление рисунка на сигменты различными узорами).
- Игры, на развитие эмоционального интеллекта: игры-драммы, формируют у детей способность к анализу и саморефлексии; с тревожными детьми применимы игры по преодолению различных страхов «Опасности волшебного леса»; психологические игры повышающие самооценку «Если бы…»; интерактивные игры, нацеленные на развитие коммуникативных навыков «Фанты», «Твистер» и др.
Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может способствовать в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку повысить самооценку, наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях, с последующей успешной социализацией.
Уникальность текста: https://parsesite.ru/ru/antiplagiat-onlajn?task=799897a39f1234aef6c7&download=true