Информационно-коммуникационные технологии и их использование в учебной деятельности на уроках технологии

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: конструирование фартука


Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы. Это обуславливается следующими факторами:

Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в способах художественной обработки материалов, конструирования, моделирования, изготовлении одежды, создании новых проектов. Соответственно большое количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроках.

Применение информационных технологий на уроках технологии позволяет мне реализовать одну из ключевых образовательных компетенций и информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в предмете «технология».

Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе изучения курса «Технология» является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления, направленного на совершенствование навыков работы на компьютере, развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности; обновление содержания предмета, углубление межпредметных связей, развитие универсальных учебных действий.

Компьютерные технологии основаны на идеях программированного обучения и включает использование таких современных возможностей компьютера как гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, микромиры, демонстрации. Информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

  • как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения отдельных тем и разделов);
  • как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
  • как монотехнология, когда все обучение, все управление, включая виды диагностики мониторинг, опираются на применение компьютера.

В нашем случае уместно говорить о применении компьютерного обучения при изучении отдельных тем и разделов программы по технологии.

Варианты использования ИКТ технологий на уроках в образовательной области «Технология:

  • Демонстрация видеофильмов.
  • Тестирование и диагностирование учащихся с помощью учебных программ.
  • Конструирование одежды с использованием специальных программ.
  • Использование программы POWERPOINT (создание презентации).

Поскольку компьютерные технологии представляют собой совокупность методов и технических средств, расширяющих знания учащихся и развивающих их возможности по управлению техническими процессами, то представляется весьма актуальным использовать данные технологии для более эффективного обучения школьников, в том числе и исследовательской деятельности. Используя компьютерные технологии, учащиеся могут реализовать свои творческие возможности в качестве исследователя, художника-дизайнера, аниматора, стилиста и пр. в виртуальной форме. Изучение педагогического опыта показывает, что ученические исследования по большей мере являются чисто исследовательскими работами, реже - проектно-исследовательскими.

Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ

Для учащихся наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  • Для более глубокого восприятия учебного материала;
  • В проектной деятельности;
  • В презентационной деятельности;
  • При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
  • При работе в локальной и глобальной сети.

На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты. Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Меня, как учителя, привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит их трех этапов:

  • 1 этап - поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском информации по объекту проекта. В частности, для 5-9 классов - это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способы обработки изделий, украшений и аксессуаров. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс, цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет представляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, посылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудио дисках, книгах, журналах, распространяемых через Internet-магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку сети насчитывают более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше этой проблемой занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся. Помимо поиска и обработки информации учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint, Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме, в электронных таблицах Excel проводятся предварительные расчеты себестоимости изделия).
  • 2 этап - технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта - вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
  • 3 этап - заключительный. На этом этапе учащиеся рассчитывают себестоимость изделия с помощью таблиц Excel, сравнивают с предварительными расчетами и анализируют полученные результаты. Затем проводится защита проекта. В зависимости от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты. Так, если это мини-проект по кулинарии, то для защиты учащиеся могут создать буклет в Microsoft Publisher или WordPad, Word. Для защиты крупных проектов используются другие технологии, в частности, учащиеся используют презентации как один из видов проекта.

С открытием операционной системы Windows в сфере обучения открылись новые возможности. Например программы-приложения пакета Microsoft Office помогают решать конкретные задачи:

  • графические редакторы дают возможность создать дизайнерский вариант моделей одежды, использовать графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты и пр.); создавать схемы для лоскутной мозаики;
  • текстовые редакторы позволяют написать реферат о теме или разделу программы, работать с тестами, сканировать фотографии и рисунки;
  • электронные таблицы Excel помогут систематизировать знания по различным видам рукоделия, народным промыслам, фольклору и пр.; их удобно применять для создания схем и рисунков для вышивки крестом, составления орнамента, лоскутного шитья;
  • программы PowerPoint, Adobe PhotoShop предназначены для создания презентации по самостоятельному выполнению учащимися творческому проекту;
  • программа Microsoft Publisher поможет выполнить буклет по изученной теме или внеклассному мероприятию.

Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами мне развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточны, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного и при организации текущего контроля знаний, квестов, викторин и т.п. Презентации-опросы содержат вопросы задачи адресованные ученикам. В них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснениях к рисункам даются учителем на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос.

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизирует мою деятельность, упрощает подготовку к уроку. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала.

Презентация позволяет мне использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме.

От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Педагогические возможности ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ как средства обучения превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы, таким образом, объяснение материала позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее.

Опыт обучения школьников конструированию с применением интерактивной доски

Уроки конструирования одежды являются наиболее сложными во всей программе технологии, девочкам в 5 классе уже приходится обращаться к основам черчения. Приходится запоминать много вычислительных формул, а также выполнять чертежи в двух масштабах.

Многим уроки конструирования не нравятся, поэтому, чтобы повысить положительную мотивацию к таким урокам, я решила обратиться к помощи компьютера.

Выход был найден - это работа на интерактивной доске. Во-первых, когда идет объяснение нового материала, учитель свободен и может проконсультировать ребенка на месте, во-вторых, расположив фрагменты чертежей на разных страницах, девочки могут перелистать страницу обратно, и если она отстала от работы класса, можно посмотреть предыдущий чертеж, в-третьих, каждая девочка может открыть свою страницу и посмотреть чертеж на доске, а самое главное - чертеж и все расчеты можно сохранить на электронном носителе дома самостоятельно построить чертеж в натуральную величину по своим меркам.

У всех детей дома есть персональные компьютеры, поэтому перед практической работой лишь коротко рассказываю девочкам об особенностях работы на интерактивной доске.

Выполнение практической работы «Построение чертежа фартука с нагрудником»

Запускаем программу Star Board. На панели инструментов выделяем новую страницу. Сначала записываем на доске расчетные формулы ширины и длины фартука, для этого выбираем на панели «Инструменты» кнопку «А» (текст) и записываем формулы на доске. Можно также записать формулы маркером интерактивной доски.

ТН=Ди=30см. Длина фартука.

ТТ1=Сб/2+6=40/2=6=26см. Ширина фартука.

Начинаем построение. На панели инструментов находим кнопку линии, выбираем настроить линию. В настройках линии берем тонкую вспомогательную линию и цвет, попутно повторяем виды линий и их назначение. Щелкаем ОК .

Линиями строим прямой угол с вершиной в точке Т. Внизу линии ставим т. Н, вправо откладываем отрезок ТТ1 и ставим т. Т1. Достраиваем прямоугольник, ставим т. Н1.

Построение кармана.

Находим месторасположение кармана от т. Т вниз отмеряем 6 см и ставим т. К. Из т. К строим прямую линию (14 см) и ставим т. К1, достраиваем при помощи линий квадрат с точками К2 и К3.

Построение пояса.

На доске записываем формулу расчета для построения пояса.

ПП2=Стх2+20=30х2+20=80см. Длина пояса.

ПП1=9см. Ширина пояса.

Построение пояса можно выполнить с помощью фигур. На панели инструментов выбираем кнопку «Фигуры». Находим прямоугольник и щелкаем по соответствующей кнопке. Выбираем «Настройки» фигур, открываем панель, выбираем тонкую вспомогательную линию и другой цвет контура. Рисуем пояс нужной длины и ширины. Рисуем маркером соответствующие буквы.

После построения, проверяем детали чертежа. Ученицы на доске подписывают детали фартука и конструктивные линии на них. Выделяют их основным шрифтом, или выполняют фигуры заливкой. Одновременно повторяем все названия деталей и их построение. Все чертежи сохраняем на доске. Ученицы получают домашнее задание - построить чертеж основы фартука по своим меркам в натуральную величину.

Перед уроками конструирования предлагаю принести с собой флешку, поэтому желающие могут скопировать себе построение любого чертежа с расчетными формулами.

На следующем уроке можно провести и повторение изученного материала с практическим закреплением.

Я провожу это так:

На чистых страницах до урока рисую отдельные детали фартука (например, пояс, бретель, нижнюю часть фартука) и предлагаю подписать деталь и рассказать, как ее чертить, записав ее расчетную формулу.

Задание. Достроить недостающие детали: карман, нагрудник.

В 6 классе уроки конструирования намного сложнее, девочки должны выполнить несколько чертежей юбок. С этим трудным заданием они справляются быстро и с большим интересом. Каждая девочка имеет в своей электронной копилке построение чертежа выкройки основы в М 1:4 всех видов конических и клиньевых юбок.

В 7 классе в копилку добавляется чертеж выкройки основы плечевого изделия с цельнокроенным рукавом.

При использовании информационных технологий в процессе повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютерные технологии оказывают и определенное воспитательное воздействие на обучаемого, а также возникает ситуация, когда компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.

В кругу многообразных факторов и отношений, сопровождающих внедрение компьютерной техники в сферу образования, центральным является «человек - компьютер». Глобальность и многоаспектность этой проблемы вынуждают проводить исследования всех многосторонних связей учащихся с компьютером. Однако, главное, что надо помнить учителю - любой компьютер сегодня лишь информационное средство и способ повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности, передача информации сама по себе еще не обеспечит передачи знаний, культуры. Компьютер, как и другие информационные носители, выполняет сугубо вспомогательные функции предоставления по возможности объективной учебной информации, которая поможет учащемуся и учителю достичь планируемых целей обучения, а сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффектным.