Педагоги являются одной из наиболее уязвимых социальных групп, подверженных эмоциональному "выгоранию". Работа учителя связана со взаимодействием с другими людьми, имеющим свои привычки, особенности психики и физиологии, собственный внутренний мир.
Задача учителя - преобразовать "исходный материал", сообщив ученикам правильные моральные установки, мысли и знание предмета. Сфера профессиональных интересов преподавателей не ограничивается передачей знаний, учителя воздействуют на подрастающее поколение людей. Общаясь со своими подопечными, учитель пытается понять их мотивацию, чувства и мысли, и скорректировать их методами педагогического воздействия. Неумолимая статистика свидетельствует о большом количестве преподавателей, страдающих неврозами и подверженных эмоциональному выгоранию. Во многом это связано c изменившимся условиями труда, повсеместным введением дистанционных форм обучения и излишней феминизированностью профессии учителя.
Что же такое педагогическое выгорание? По определению Всемирной Организации Здравоохранения, этот синдром - физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушениями продуктивности в работе с присущими им усталостью и бессонницей. Кроме того, "выгорание" расценивается как стрессовая реакция на завышенные эмоциональные требования, связанные с работой. В группе риска оказываются люди, подверженные соматическим заболеванием, а также излишне преданные своей работе и пренебрегающие отдыхом. К неочевидным внешним причинам относится дефицит времени, слишком напряженный ритм работы или некомфортные её условия. Не менее важно работать в сплочённым коллективе, иметь хорошо налаженную обратную связь с учениками, избегать выполнение однообразных мало эффективных действий.
Педагоги - женщины в три раза чаще подвержены стрессом и поэтому более склонны к эмоциональному "выгоранию". Специалисты объясняют это большей озабоченностью женщин обустройством быта своей семьи по сравнению с мужчинами, необходимостью домашних дел и обязанностей по отношению к собственным детям, а также низкой оплатой педагогического труда. Всё это создает фрустрацию как предпосылку возникновения и развития различных психических заболеваний независимо от возраста учителя. И наоборот: ряд исследователей проводит аналогию между устройством семейного положения преподавателя и подверженностью педагогическому выгоранию. Итог: люди, не состоящие в браке, чаще подвержены этому недугу. Именно в семье человек может получить ту необходимую эмоциональную разрядку, которая не позволит приблизиться к порогу выгорания. К тому же семейные дела - прекрасный способ переключить внимание с работы на нечто другое.
Как ни странно, склонностью к выгоранию в гораздо большей степени подвержены молодые преподаватели. Объясняется это наличием сразу нескольких факторов: отсутствие опыта работы, несформированость приоритетов, адаптация в новом коллективе. Но самой главной причиной считают несоответствие ожиданий, которые сопровождают будущего педагога во время обучения, и окружающей его в итоге действительности. Молодым педагогам часто свойственны перфекционизм и максимализм. Осознание, что это не всегда оправдано, приходит только с опытом. Учителю необходимо какое-то время, чтобы чётко понять свои действия, проанализировать ошибки, верно расставить акценты и научиться принимать критику. Подчас молодой специалист хочет изменить всё вокруг, готов работать сутками, общается с учениками, не выставляя "барьеров". Впоследствии этот запас энтузиазма заканчивается, что часто усугубляется отсутствием "отдачи" со стороны учеников. Постепенно у молодого педагога наслаиваются разочарования и заканчивается изначальный запал.
Как правило, психологи выделяют три стадии эмоционального выгорания учителей:
Первая стадия - изначально у педагога могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. На фоне общего эмоционального напряжения возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться.
Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.
Третья стадия - происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.
Каждый учитель должен честно проанализировать свою деятельность и внимательно изучить вопрос: нет ли в его работе признаков эмоционального выгорания? Искренняя увлечённость своим делом, полная эмоциональная отдача любимому предмету могут сыграть с учителем злую шутку. К сожалению, опыт и количество отработанных лет не всегда помогают избежать эмоциональных проблем. Не дожидаясь их возникновения, следует обратить внимание на профилактические меры.
Хорошо известны способы профилактики эмоционального выгорания, ведь, как известно, любой недуг лучше предотвратить. Для начало нужно правильно организовать свое личное пространство. На первый взгляд, это - незначительная деталь, но личный кабинет педагогу необходимо. Класс - место обитания и работы учителя, Он должен быть светлым, удобным и технически оснащенными. Отсутствие личного пространства в большей степени угнетает учителей-интровертов.
Ещё одно важное умение - подстраиваться под изменившейся обстоятельства, быть пластичным и молниеносно реагировать на события. Исследователи называют это альтернативным мышлением, отказом от стереотипизации и выходом за рамки привычного поведения. Здесь очень важно упомянуть людей со склонностью к занижению самооценки. Подобные мысли приводят к излишней трате энергоресурсов.
Очень важно педагогу организовать перерывы между трудовой деятельностью, выходные и время каникул. В эти дни совершенно необходимо хотя бы на время абстрагироваться от рабочих задач. Специалисты советуют сделать отдых активным, включить в него определённые физические нагрузки, а также получать новую, не связанную с работой, информацию: хобби, увлечения, путешествия. Само собой, учителю полезно читать разную литературу. Это, в то же время, способствует эмоциональной разрядки.
Список используемой литературы
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / Борисова М.В. Вопросы психологии. - 2005. - № 2.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Водопьянова Н.Е.- СПб.: Питер, 2005.С. 212 46
- Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: Дис. канд. псих. наук / Мальцева Н.В. Екатеринбург. 2005 - С.190.
- Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога: Психологическая наука и образование. - №2.
- Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2001.