Конспект совместного занятия с детьми старшей группы и их родителями: «Сенсорное путешествие»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: путешествие, старший дошкольный возраст, родители


Цель: обогащение сенсорного опыта, создание игровых условий для развития познавательных способностей.

Задачи:

  • Закреплять и расширять сенсорные представления детей.
  • Формировать у детей умение передавать свои ощущения и чувства в речи.
  • Активизировать функции центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды.
  • Познакомить родителей с играми, способствующими сенсорному развитию детей.

Форма проведения: игра-путешествие.

Участники: дети с нарушениями в развитии и родители (законные представители).

Оборудование:

  • макет паровоза;
  • модульно-сенсорный сад-конструктор: модуль с прокаленным мелким песком, модуль с корой лиственницы 2-4 см, модуль с сеном, модуль с крупной белой галькой; деревянный ящик из «Интошка» с галькой «Морское дно»;
  • 8 стульев;
  • мольберт с магнитными геометрическими фигурами;
  • палочки для рисования на песочном столе;
  • 3 разноцветных флажка;
  • 4 фартука по количеству детей;
  • мольберт с контуром паровозика и с магнитными кружками зеленого, синего цветов;
  • пособие для развития мелкой моторики (счетный материал - фигурки «Насекомые»);
  • фигурки животных из ландшафтного стола;
  • бумажные салфетки по количеству детей.

Ход занятия

Вступление

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Я рада снова вас видеть. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы с детьми и уделить внимание сенсорным играм-играм с предметами и их свойствами на основе органов чувств. Нашу встречу я проведу не совсем обычно, а в форме игры-путешествия.

- В какие сенсорные игры вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить эти игры ребёнка? (ответы родителей).

- Путешествие поможет познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей, познакомиться с играми, направленными на закрепление представлений о внешних свойствах предметов: величине, форме, цвете. Уважаемые взрослые, забудьте о времени и давайте поиграем. Вы не против? Тогда отправляемся в путешествие!

Основная часть

Звучит мелодия из м/ф «Паровозик из «Ромашково», ведущий надевает фуражку машиниста, родители с детьми становятся «паровозиком».

Тук, тук, тук -
Мчится паровоз,
Он в сенсорную страну
Всех нас привез.

Психолог: Внимание! Наш поезд прибывает на станцию «Натуралисты». В непрозрачном мешочке лежат фигурки различных животных. Эти животные должны разделятся на 4 категории: 1 - животные пустыни, 2 - животные леса, 3 - животные луга, 4 - животные гор. Ребенок вытаскивает фигурку животного и должен его поселить в правильном модуле. Модуль песка - пустыня, модуль с корой - лес, модуль с сеном - луг, модуль с крупной галькой - горы.

Психолог: Все вы молодцы и правильно расселили всех животных. А можете ли вы определить материал, из которого были изготовлены игрушки животных? (ответы детей)

Звучит музыка, паровоз едет дальше.

Психолог: Приехали. Будем выяснять, какая это станция.

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке (желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести (зелёный цвет)

У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий (красный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий цвет).

Психолог: Вы догадались как станция называется? «Цветная станция». И на этой станции мы будем играть в «цветные» игры. Ребята, посмотрите кто к нам прилетел?

Ведущий показывает разноцветных (красного, зеленого, желтого, синего цветов) насекомых, дети называют их: бабочка, божья коровка, стрекоза, пчёлка.

Психолог: Они заблудились, и не могут найти дорогу домой. Как вы думаете мы поможем им, если построим им цветные дорожки-подсказки?

Участники: да.

Психолог: У меня есть волшебные цветные камни, с помощью них я предлагаю выложить путь нашим букашкам: к синей букашке - синяя дорожка, к желтой - желтая, к красной - красная, к зеленой - зеленому дорожка. Благодаря этим красивым камешкам насекомые точно попадут домой.

Психолог: В корзинке лежат камешки, преступайте к строительству дорожек для наших насекомых (дети под спокойную музыку выкладывают дорожки в деревянном ящике с галькой «Морское дно»).

Игра-разминка «Разноцветные флажки».

Психолог: Давайте разомнемся и поиграем. Когда я подниму красный флажок, вы должны поднять руки вверх, синий - хлопать в ладоши, желтый - шагать на месте.

Психолог: Порезвились? А нам пора дальше в путь.

Звучит музыка из м/ф «Паровозик из «Ромашково».

Психолог: Как станция называется? Догадались? «Фигурная станция».

Ведущий предлагает участникам занять свои места. Перед детьми мольберт с геометрическими фигурами на нём (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник)

Психолог: Ребята, вас встречают плоскостные геометрические фигуры. Они приготовили для вас много интересных игр.

Игра «Волшебный мешочек»

Дети по очереди опускают руку в мешок с геометрическими фигурами, пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, достают её и называют цвет (например, «треугольник, красный»).

Упражнение «Геометрические фигуры»

Психолог: Посмотрите на магнитную доску, какие фигуры спрятал здесь художник? (ответы детей)

Ребята, а солнышко на какую геометрическую фигуру похоже? Солнце ярко светит, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глаза сильно-сильно, откроем. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.

Какие еще фигуры спрятаны на этой картине?

Психолог: А теперь возьмите в руки палочки для рисования и нарисуйте на столе с песком свои геометрические фигуры, которые вы достали из мешочка.

Психолог: Хотите ещё поиграть с песком?

Игра «Необыкновенные следы»

«Идёт медведь» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ..
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Ползёт змея» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бежит сороконожка» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?

Психолог: Молодцы! Посмотрите, какие у нас получились интересные следы.

Психолог: А нам пора снова в путь.

Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на водную станцию
Компанию ребят.

Психолог: Мы с вами подошли к озеру.

- Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется.

«Игра с камешками и водичкой»

Дети бросают в воду цветные камешки. Над озером поднимается ветерок (ведущий вместе с детьми дуют на воду, выполняя дыхательную гимнастику).

Психолог: Ветер над озером то усиливается, то затихает.

Упражнение «Подводная картина»

Психолог: Какие красивые камешки лежат по берегам. Давайте из камешков разного цвета и размера составим с вами подводную картину и пусть работа будет коллективная, с родителями.

Психолог: Какая красота!

Участники вытирают руки бумажными полотенцами, рассматривают изображение на дне озера и фантазируют, что оно им напоминает.

Психолог: Какое чудо наша «Подводная картина».

Подведение итогов.

Психолог: Наше путешествие подошло к концу.

Игра закончена,
Но в сенсорную игру, народ,
Играйте дома круглый год!

- Продолжайте самостоятельное путешествие по сенсорной стране, а наши памятки пусть вам в этом помогут.

Заключительная часть

Психолог: Уважаемые родители, обращаю ваше внимание на то, что сенсорное развитие ребенка составляет фундамент общего интеллектуального развития. Это важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. И ваша задача - создавать условия для полноценного развития ребенка. Сегодня мы познакомились с некоторыми способами, которые вы можете применять дома, занимаясь с ребенком.

Предлагаю оценить нашу встречу. На выходе расположен контур паровозика и фишки: если вам понравилось наше путешествие, то закрепите на нем зеленый смайлик, если вы не удовлетворены - синий. Желающие могут написать свои отзывы. Всем большое спасибо за активную плодотворную работу. До новых встреч.