Конспект НОД по развитию речи детей средствами фольклора в младшей группе «Волшебный сундучок»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: приобщение детей к истокам народной культуры; обогащение активного словаря детей посредством фольклорных произведений.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства: потешки, прибаутки, сказки);
  • Приучать детей к интонационному строю родной речи;
  • Вызвать радость общения с образным языком произведений.

Развивающие:

  • Развивать любознательность;
  • Довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры; формировать душевные качества.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного; расширять представление о добре, правде, красоте.
  • Окружить малышей теплотой добрых чувств.

Предварительная работа и материал: Народный костюм для воспитателя, шапочки петушка и котика для детей, мягкие игрушки петушка и котика, расписной сундук, печка, оформление группы в стиле русской избы, народные мелодии.

Методы и приёмы:

  • Наглядные: Элементы русской избы, утварь и предметы обихода, колодец, вёдра, коромысло, сундук, мягкие игрушки.
  • Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, загадка, индивидуальные ответы детей, объяснение, словарная работа. Напоминание, указание, наблюдение, поощрение, повторение, обобщение.
  • Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра: «Угадай-ка, подвижная игра».

Ход мероприятия

1. Организационный момент

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

- Ребята, к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся.

- Доброе утро!

- Ребята, поедем в путешествие на лошадке.

Дети вместе с воспитателем читают потешку:

«Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке, на одной ножке,
По кочкам, по кочкам. Цок-цок-цок. Приехали.»

Хорошо в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо-невидимо! И лавочка есть, и стол, и самовар, печка русская…

2. Основная часть

- Это - сундук расписной, но не открыть его одной.

Давайте вместе откроем сундучок.

На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?
Повернули, покрутили, постучали и открыли.
Что же там, я погляжу да ребятам покажу.

- Ребята, отгадайте загадку:

«Что за зверь со мной играет?
Нападает на клубки, прячет в лапках коготки?»

(достать из сундучка игрушку кота)

Дети: Котик!

Хозяюшка: Да, это котик, вот он лежит на окошечке. Какая шубка у кота? (мягкая, пушистая). Котик любит слушать потешки да песенки про себя. Слушай, котик сейчас ребятушки про тебя расскажут.

Выходи (имя ребенка) похвали котика.

Ребенок:

Как у нашего кота шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы.
Зубки белые, глазки смелые.

- А сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Мыши водят хоровод».

Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот, разобьет весь хоровод.

- Ребята, а как котик просит молока?

Дети: «Мяу-мяу».

- В сундучок я загляну.
Что же там, я погляжу,
Да ребятам покажу.
Достаю игрушку козы.
Ребята, кто даст молочка?

Дети: Козочка.

Давайте покажем и расскажем про нее потешку.

«Идет коза рогатая, идет коза бодатая,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест, молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает.»
-Ребята, как козочка кричит: «Ме-е-е».

Молодцы, ребятки-котятки.

- В сундучок я загляну, что же там, я погляжу, да ребятам покажу.

Достаю одно зернышко.

Отгадайте загадку, кто ест зернышки:

«Хвост узорами, сапоги со шпорами
Утром рано встает,деткам спать не дает.»

Дети: Петушок!

Хозяюшка: Да, где же мой петушок (достает игрушку).

А давайте петушку расскажем потешку:

«Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь, голосисто поешь?
Деткам спать не даешь?»

Ребята, петушок проголодался, а зернышко только одно.

Давайте нарисуем много зерен.

Дети рисуют зернышки (примакивание).

Коллективная работа (нарисуем петушку зернышки).

Заключение. Сюрпризный момент

- В сундучок я загляну, что же там, я погляжу,
Да ребятам покажу.

Читаю потешку.

«Качи-качи, калачи. глянь баранки, калачи.
С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Налетели тут грачи, подхватили калачи
Нам остались БА-РА-НОЧ-КИ.»

Угощаю детей баранками.

Ребята, пора возвращаться в детский сад.

Дети вместе с воспитателем читают потешку:

«Еду, еду на лошадке, На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,на одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
Цок-цок-цок. Приехали.»

Где вы были в гостях?

Вам понравилось русская изба?

Что мы рассказывали про зверей?

Где прячутся секреты?

Вы бы хотели еще побывать в русской избе?