Патриотическое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение

Класс: д/с

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Президент Владимир Путин объявил о приоритетной национальной идее - воспитании патриотизма.

В дошкольных образовательных организациях на воспитателе лежит огромная ответственность - воспитание будущего патриота нашей Родины, которое начинается с колыбели: это и любовь к родителям и членам своей семьи, и знание своей родословной, и знакомство с окружающим миром, впитанное буквально с молоком матери через песенки, потешки, колыбельные, это и эмоциональное развитие, и познание себя через изготовление тряпичной куклы, это и народные костюмы, танцы, народные инструменты и промыслы. Именно в дошкольном возрасте происходит знакомство ребенка с национальной культурой, через которую впитывается любовь к Родине.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, в первую очередь, от родителей и окружающих его взрослых.

В понятие «патриотизм» входит любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

Чувство Родины у ребенка начинается с восприятия того, что вызывает отклик в его душе, с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется.

Воспитание у дошкольников чувства национального достоинства и гражданственности - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственности и патриотизма.

В рамках решения данной задачи мы реализовали познавательно-творческий долгосрочный проект «С чего начинается Родина».

Участниками проекта стали дети старших групп, родители, воспитатели групп.

Целью проекта стало воспитание личности, любящей свою семью, свой край, в частности, и всю Россию, в общем. Воспитание чувства любви и привязанности к семье, родному дому, родному городу, родной стране. Мотивация родителей на передачу искреннего и положительного отношения к семейным ценностям и традициям. Пробуждение интереса к патриотическому воспитанию в семье. Развитие чувства гордости за членов семьи и их достижения. Воспитание любви к малой Родине.

Задачами проекта стало создание предметно-развивающей среды. Составление конспектов занятий, праздников, развлечений, досугов, консультаций для родителей. На основе сотрудничества с семьей воспитание в детях стремления к доброте. Воспитание уважения к родителям, товарищам, окружающим людям и к окружающему миру. Снижение уровня агрессии. Поощрение стремления детей к здоровому образу жизни, бережному отношению к своему здоровью. Снижение уровня заболеваемости. Повышение значения семейных ценностей, знания семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества. Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребенка в нравственном воспитании.

Формы реализации проекта: непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, выставки детских поделок, фотовыставка, театрализованные постановки с участием детей, рекомендации родителям.

В проект были включены 5 блоков:

1. «Я и моя семья»

2.«Экология родного края»

3.«Дружба - вот в чем наша сила»

4. «Мой район, мой город, моя страна»

5. «Я - Россиянин»

Рассмотрим более подробно каждый блок.

1. «Я и моя семья». Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество и без чего не может существовать человек. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении.

2. «Экология родного края». Планета Земля - наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен относиться к нему заботливо, сохраняя все его ценности и богатства. Без экологического воспитания невозможно воспитание всесторонне развитой личности. Участие в экологических акциях, таких как изготовление и развешивание кормушек, озеленение пришкольного участка дало возможность детям проявить себя, принести пользу окружающей природе.

Нашей целью было продолжать формировать элементарные экологические знания у детей, чувство сопричастности всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявить заботу о сохранении природы.

3. «Дружба - вот в чем наша сила». Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Нашей целью было: продолжать воспитывать интерес к окружающим детям. Развивать чувство понимания и потребности общения со сверстниками. Развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние в процессе общения. Формировать доверие к собеседнику. Продолжать формировать навыки совместной деятельности детей. Продолжать развивать умение распознавать положительное и отрицательное в поведении человека. Продолжать обучать детей речевым средствам общения.Продолжать обучать детей различать эмоциональные состояния героев художественных произведений и сказок по особенностям речи, жестов, мимики, движений. Учить высказывать мнение о своих друзьях; развивать чувство эмпатии и толерантность к окружающим сверстникам и взрослым.

4. «Мой район, мой город, моя страна». Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания детей. В ходе реализации данного блока проекта дети получают знания о родном городе, о людях, прославивших его, о прекрасных местах, известных всему миру. Дети приобретают знания об истории своего района, города, их символике, достопримечательностях, узнают имена тех, кто основал и прославил город, начинают проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Нашей целью было познакомить детей с родным городом, историей его возникновения. Прививать любовь к Отечеству, воспитывать любовь, доброжелательное и бережное отношение к родному городу. Воспитывать в детях уважение к труду людей, создающих современный город.

5. «Я - Россиянин». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нашей целью стало воспитание любви к родной Отчизне, чувства гордости за страну Россию, знакомство с российским гербом, флагом, гимном. Развитие интереса к историческому прошлому России. Расширение и обогащение представлений детей о русских богатырях. Дать представление о людях, живущих в россии, об их традициях, культуре, религии. Закрепление знаний детей о том, кто такие защитники отечества. Знакомство с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества, героизмом русских солдат и простого народа. Воспитание чувства гордости за свой народ, армию, желания, став взрослыми, встать на защиту своей страны. Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Реализация проекта осуществлялась по всем образовательным областям. С детьми проводились беседы о семье, семейных традициях, родственниках, о необходимости беречь и заботиться друг о друге, профессиях, о соблюдении чистоты дома и на улице, о дружбе, о настроении и эмоциях, о вежливых словах, о дружбе и ее значении. О том, какие они, настоящие мужчины.Обыгрывались различные игровые ситуации («Помоги маме…», «Помоги папе…», «День рождения бабушки» и т.д.)Использовали различные подвижные игры, игры на сотрудничество, психологические игры на развитие самоконтроля, дидактические, пальчиковые и настольные игры («Сохрани слово в секрете», «Слепой и поводырь», «Дорожка препятствий», «Путаница», «Сделай так же», «Угадай мое настроение», «Дружная семейка», «Найди герб», «Узнай по фрагменту» и т.д.)Создавали коллажи и мини-книги о семейных традициях, о животных и птицах родного края. Совместно с родителями сделали генеалогическое дерево семьи. Мы составляли рассказы по коллажам, мини-книгам, картинкам. Читали и обсуждали художественную литературу по теме. Готовили театральные постановки («Репка», В.Осеев «Волшебное слово», «Теремок»). Провели игру-викторину «В дружбе наша сила».

Проводились физкультурные досуги на тему «Сбор урожая», «Путешествие в волшебный лес», различные командные игры и эстафеты. Подготовили и провели смотр строя, посвященный 70-й годовщине Великой Победы. Посетили школьный музей боевой славы России и планетарий.

Активно привлекались к работе и родители. Для них были подготовлены консультации по каждому блоку проекта. Родители помогали детям в конструировании поделок, кормушек, наблюдали вместе с детьми за природой, привлекали детей к помощи дома, ходили с детьми на экскурсии. Приносили фотоотчеты о проделанной работе, на основе которых создавались и обсуждались фотовыставки. В рамках художественно-эстетического развития были созданы рисунки и поделки, посвященные теме семьи, дружбы, народным промыслам, подарки и открытки друзьям и родственникам. Были оформлены выставки детских работ и фотовыставки («Любимая игрушка», «Выходной день в семье», «Как я помогаю родителям», «Вот какие мы бываем», «Портрет друга», «Золотые купола», «Защитники Отечества», «Мы - первые в космосе» и т.д.)

В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Базой патриотического воспитания юных россиян является духовно-нравственная культура народа, основанная на православной христианской религии. В Российской Федерации православие является основной традиционной религией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. В научном сообществе православная религия характеризуется, как культурообразующая в отношении исторически сложившейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации. При этом важно, что ее огромный духовно-нравственный потенциал используется для формирования в детях внутренних побудительных мотивов к активной умственной и прикладной деятельности, коллективистской ориентированности и социальной адаптации, совестливости. В целом, это означает возможность воспитания гармоничной личности, а значит и профилактики многих негативных тенденций, ставших, к сожалению, характерными для современного общества. Задачи духовно-нравственного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для формирования толерантного сознания и вхождение в нашу русскую культуру детей других национальностей, знакомство с православными традициями оказывается очень интересным и развивающим; а в русских детях формирует искренний благожелательный интерес к другим культурам, прежде всего к культурам соседних народов.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.