Проект "Великая Отечественная война. Книга памяти"

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Участники: дети старшей группы, педагог, родители.

Продолжительность: краткосрочный.

Цель: создание книги памяти участников ВОВ - предков детей нашей группы.

Задачи.

  • Расширить представление детей о Великой Отечественной войне.
  • Формировать у детей чувство патриотизма и чувство причастности к истории Отечества.
  • Воспитывать уважение и чувство гордости к ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Изучить семейный архив, сайты «Подвиг народа» и «Мемориал», подобрать фото и документы об участнике ВОВ.
  • Привлекать родителей к совместной деятельности.

Методы: практический, словесный и наглядный.

Формы: комплексный.

Планируемый результат:

  • Сближение родителей с детьми, путем совместной деятельности.
  • Формирование умения структурировать найденный материал и умения его изложить.
  • Формирование у детей чувство патриотизма и чувство причастности к истории Отечества.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный этап

Деятельность педагога.

  • Составление плана работы с детьми и родителями.
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед и игр с детьми, изучение литературы.
  • Разработка конспектов:
    - НОД по социально-коммуникативному развитию
    - НОД по художественно-эстетическому развитию
  • Подбор материала для бесед и консультаций с родителями.

2 этап. Основной этап.

Систематизация информации

Совместная деятельность педагога и детей

- чтение художественной литературы:

  • Сказка К.Паустовского «Похождение жука-носорога»
  • Рассказы Нисона Ходзы «Дорога жизни»
  • Рассказы Юрия Яковлева «Как Сережа на войну ходил»

- прослушивание песен

  • «Священная война»
  • «Журавли»
  • «День Победы» Д.Тухманов

- беседы:

  • «Великая Отечественная война»
  • «Дети и война»

- дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»
  • «Военные предметы»
  • «Теневое лото»
  • «Военные профессии»

- просмотр видео о ВОВ

- НОД по социально-коммуникативному развитию «Великая Отечественная война»

- НОД по художественно-эстетическому развитию «Великая Отечественная война глазами детей»

Работа с родителями.

- беседа «Как рассказывать детям о войне?»

- консультация по поиску информации на сайтах «Память народа», «Подвиг народа».

Сбор фото и информации об участниках ВОВ - родственников детей группы.

3 этап. Заключительный этап.

Создание «Книги памяти».

НОД по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы на тему «Великая Отечественная война»

Цель: закрепить представление детей о ВОВ, о военной технике, наградах.

Задачи.

Обучающие:

  • уточнить и обобщить представления детей о ВОВ;
  • расширить знания о военной технике;
  • познакомить детей с боевыми наградами, со знаменем Победы;
  • дать представление о героизме.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к Родине;
  • воспитывать патриотические чувства.

Развивающие:

  • развивать речь и обогащать словарный запас детей;
  • развивать художественное творчество;
  • содействовать воспитанию чувства патриотизма.

Методы и приемы:

  • наглядный (рассматривание картинок, видео о войне, боевых наградах, военной техники);
  • практический (рисование красками);
  • словесный (беседы, вопросы);
  • игровой (дидактическая игра «Четвертый лишний (военная техника)»).

Оборудование: картинки и фотографии орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез», репродукции картин О.Пономаренко «Победа», В.Богаткина «Штурм Рейхстага»), музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны, ноутбук, экран, проектор, краски гуашь, кисточки, листы А4.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

В начале занятия слушаем фрагмент песни «Священная война» и нарезку хроник войны.

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете, прослушивая эту песню?

Дети. Неприятные чувства, волнение.

Воспитатель. Мы чувствуем себя не комфортно, находясь здесь, в группе, в мирное время, а вы представьте себя на месте тех солдат, которых мы видели на видео. Как вы думаете, какие чувства испытывали они?

Дети. Им было страшно.

Воспитатель. Да, они испытывали страх. Ведь они знали, что значит воевать. Они знали, что могут не вернуться. Но, они знали так же то, что должны защитить своих родных: пожилых родителей, маленьких братьев, сестер, жен, детей, которые остались дома.

В каждой семье есть участник этой страшной войны. К сожалению, вы можете и не знать их лично, т.к. с момента окончания войны прошло 76 лет. И мы не должны о них забывать, об их подвигах. Каждый человек нашей страны бесконечно благодарен бойцам за победу в войне. Бойцы совершали подвиги и за это им давали награды. Вы знаете какие-нибудь награды?

Дети. Красная звезда.

Воспитатель, показывая презентацию «Награды в период ВОВ».

Да, это одна из многих наград. Сегодня мы рассмотрим несколько из них.

Первая - «Красная звезда» вручалась за проявленное мужество в боях, умелое руководство военными операциями, другие подвиги и заслуги.

Вторая - медаль «За отвагу». С началом боевых действий медаль «За отвагу» начали вручать за успешные бои.

Третья - медаль «За боевые заслуги» - за успешную разведку.

Четвертая - орден «Красного знамени» вручался бойцам, проявившим особую храбрость и мужество при защите Отечества.

Пятая - «Звезда героя». Герой Советского Союза и золотая звезда являлись высшим государственным поощрением. Золотую звезду вручали за выдающиеся заслуги и подвиги в боях - для этого нужно было отличиться и не один раз. Героизм - это поведение человека, которое в нравственном отношении представляет собой подвиг; это образ действия, присущий герою, берущему на себя решение труднейших задач, связанных с преодолением препятствий. Героизм - это бесстрашие, самопожертвование и сила воли, проявляемые в необычной и опасной обстановке.

Физкультминутка: «Игра идёт!»

Мы лётчики, пилоты Руки в стороны, повороты туловища.
Мы водим самолёты.
Танкисты и ракетчики, Наклоны в стороны.
Мы славные разведчики.
Мы моряки, подводники, Приседания.
Мы храбрые бойцы.
Скоро в Армию пойдём, Шагают на месте.
А пока игра идёт!

Воспитатель. Наши славные бойцы не смогли бы победить, если бы у них не было военной техники. А какую военную технику знаете вы?

Дети. Танки, пушки, катюша.

Воспитатель, презентация «Военная техника».

Катюша БМ-13 - появившееся во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Такие установки активно использовались Вооружёнными Силами СССР во время Второй мировой войны. Снаряды могли разрушать железную дорогу, уничтожать пехоту, военные ресурсы, здания и технику. Катюша стала символом великой победы СССР в войне.

76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3) - советская дивизионная и противотанковая пушка. ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. Любой немецкий танк ЗИС прошивала насквозь.

Танк Т-34, оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. По сочетанию трёх важнейших характеристик - огневой мощи, защищенности и подвижности. Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан одним из лучших танков Второй мировой войны.

А еще, истребители, бомбардировщики.

Воспитатель. А теперь поиграем в дидактическую игру «Четвертый лишний (военная техника)».

Воспитатель. Молодцы! Все правильно. Ребята, я вам предлагаю нарисовать военную технику на ваш выбор.

Звучат песни времен Великой Отечественной войны, дети рисуют военную технику по выбору.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Предлагаю вам сделать выставку «Военная техника».

Вывесим ваши работы с описанием на стенд и покажем всем желающим.

Дети. Мы согласны.

Воспитатель. О чем мы с вами говорили на занятии?

Дети. О войне, о бойцах, о наградах, о военной технике.

Воспитатель. А чем мы закончили наше занятие?

Дети. Выставкой военной техники.

Воспитатель. Да, ребята. Сегодня мы хорошо поработали. Спасибо вам, ребята!

НОД по художественно-эстетическому развитию «Война глазами детей»

Цель: закрепить представление детей о ВОВ, о военной технике, об оружии времен ВОВ, о Дне Победы.

Задачи:

Обучающие:

  • уточнить и обобщить представления детей о ВОВ;
  • расширить знания о военной технике;
  • познакомить детей со знаменем Победы.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к Родине;
  • воспитывать патриотические чувства.

Развивающие:

  • развивать речь и обогащать словарный запас детей;
  • развивать художественное творчество;
  • содействовать воспитанию чувства патриотизма.

Методы и приемы:

  • наглядный (рассматривание картинок, видео о войне, военной техники);
  • практический (рисование красками);
  • словесный (беседы, вопросы);
  • игровой (интерактивная игра «Военное - мирное»)

Оборудование: изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез», репродукции картин О.Пономаренко «Победа», В.Богаткина «Штурм Рейхстага»), музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны, ноутбук, экран, проектор, краски, кисточки, листы А4, подставки, кисточки, салфетки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, прослушивание песен времен ВОВ, беседы о ВОВ, дидактические игры, просмотр видео.

Ход НОД

Звучит фоном песня «День Победы». На экране видео 9 мая - День Победы.

Воспитатель. 9 мая - День Победы, самый значимый день нашей страны. В этот день наши предки закончили войну и вышли победителями на самой страшной и долгой войне 20 века. Они прогнали фашистов с нашей земли (это наши противники) и дошли до Берлина. Там на Рейхстаге (это главное здание в Германии, где проходили заседания парламента) водрузили наш флаг. Это символизировало победу над Германией. А кто сражался на этой войне, кто защищал нашу Родину?

Дети. Солдаты, военные.

Воспитатель. Да, правильно. А при помощи чего они сражались?

Дети. Оружие, танки, пушки…

Воспитатель. Правильно, оружие, военная техника.

Демонстрация на экране и на картинках.

Воспитатель. А теперь поиграем в солдат.

Физкультминутка «Солдат».

Встанем ровненько, ребята,
Пошагаем как солдаты
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись,
Раз - прыжок, два - прыжок,
Отдохнул ли ты дружок?

Воспитатель. А сейчас, я вам предлагаю нарисовать войну, какой её видите вы. Это может быть оружие, техника, сражение или же победа. Давайте еще раз посмотрим иллюстрации, и вы определитесь.

Дети еще просматривают иллюстрации и определяются.

Воспитатель. Определились что будете рисовать?

Дети. Да.

Воспитатель. Прежде чем начнем работать, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Бойцы-молодцы».

Пальцы эти все бойцы.
(показать раскрытые ладони)
Удалые молодцы.
Два - больших и крепких малых
(сжимаем большие пальцы в кулак)
И солдат в боях удалых.
Два - гвардейца-храбреца,
(сжимаем указательные в кулак)
Два - сметливых молодца.
(сжимаем средние в кулак)
Два героя безымянных
(сжимаем безымянные)
Но в работе очень рьяных!
Два - мизинца-коротышки -
(сжимаем мизинчики)
Очень славные мальчишки!

Воспитатель. А теперь, можно приступать к работе.

Звучит фоновая музыка, дети рисуют. Кому нужна помощь, воспитатель помогает.

Когда дети выполнят работу, рассматривают все рисунки и сделать выставку.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Все сегодня постарались. А теперь, вспомним, о чем мы сегодня говорили, а поможет нам в этом интерактивная игра «Военное - мирное».

Дети при помощи игры проводят рефлексию.

Воспитатель. На этом мы заканчиваем, всем спасибо!