Одной из важнейших задач дошкольного образования является воспитание у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства надо развивать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев - все это входит в понятие патриотизма.
9 мая - праздник Победы, праздник мира, праздник памяти. В рамках празднования Дня Победы в нашем детском саду была проделана очень интересная и содержательная работа с детьми и их родителями по нравственно-патриотическому воспитанию. В фойе детского сада и коридорах каждой возрастной группы педагогами оформлены стенды «9 мая - День Победы» и выставка детских рисунков «Они сражались за Родину». В групповых комнатах оформлены коллективные работы ребят и воспитателей «Наша Великая победа» и «Уголки памяти».
В преддверии праздника педагоги с детьми проводили беседы о Великой Отечественной войне, о фронтовиках, детях войны, в том числе беседы на тему: «Был великий день Победы!», «Георгиевская ленточка», читали книги, разучивали стихи и песни об Армии.
В уголках для родителей выставлен информационный материал и рекомендации для родителей по знакомству детей с Праздником Победы. Все проведенные нами мероприятия помогают воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, сохранять в наших душах память о героях Великой Отечественной войны и их бессмертных подвигах.
Итоговым мероприятием стала викторина для детей подготовительных групп на тему «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?»
Цель: Формирование представлений о празднике «День Победы» и историческом наследии нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о Великой Отечественной войне, государственном празднике «День Победы»;
- Формировать интерес детей к истории Великой Отечественной войны и её героям.
Развивающие:
- Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны и ее защитникам.
- Развивать социально-коммуникативные навыки путем коллективного решения общих задач, способствовать сплочению детей в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
- Воспитывать чувства патриотизма, чувства благодарности к ветеранам и людям старшего поколения.
Предварительная работа: Тематические беседы: рассказ педагога о ВОВ «День Победы», «Наши ветераны», «Мальчики - будущие защитники Родины», беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ, «Герои в нашей семье», «Герои Великой Отечественной войны - наши земляки», «Георгиевская лента - символ Дня Победы»;
Чтение и разучивание с детьми стихотворения А.Усачев «День Победы», С.Маршак «Ленинградское кольцо», и др.
Чтение художественной литературы: Л.Кассиль «Памятник солдату», С.Баруздин «Точно в цель», «За Родину», Ю.А.Агебаев «День Победы», А.Митяев «Мешок овсянки», О.Высоцкая «Салют», Ю.Коваль «Алый».
Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование; экранно-звуковые средства обучения: доска, презентация, колонки, фишки, бланки жюри, звёзды из цветной фольги на ленточках, дошечки для игры-эстафеты.
Ход викторины
Звучит песня «День Победы» муз. Д.Тухманова, слова В.Харитонова. (Дети заходят в зал и садятся.)
Ведущий: День Победы … «Это радость со слезами н глазах», - сказал поэт.
И, действительно, в этот день радость и скорбь - рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Потому что в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют воинов Великой Отечественной, которые живут сегодня. Их становится все меньше. Это они стояли до последнего - в Бресте и Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли - и выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменившие ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.
Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину, посвященную Великой Отечественной войне и Дню Победы.
«Викторина» - это слово латинского происхождения (Victoria), означающее «победа».
В нашей игре тоже будет целая команда победителей, которые правильно ответят на мои вопросы.
Ведущий: В нашей викторине участвуют две команды со своим названием «Летчики», «Танкисты».Отвечает тот, кто первый поднял руку. Каждый ответ оценивается от 1 до 2 баллов. Дается на размышление минута. Если команда ответила не верно, ответ может дать команда-соперник! За каждый правильный ответ будут давать фишку.Победит та команда, которая насобирает больше фишек.
Ведущая предлагает командам представиться.
Девиз команды «Лётчики»:
Мы смелые пилоты, водим самолеты.
В небе высоко летаем, небо зорко охраняем!
Девиз команды «Танкисты»:
Мы танкисты,
Рвёмся в бой,
Танк любимый
Наш герой!
Ведущий: Вашу находчивость и смекалку будет оценивать жюри.
Пусть оно весь ход сраженья.
За командами следит.
Кто окажется дружнее -
Тот в бою и победит.
Ведущий детям представляет жюри: старшего воспитателя, психолог, двух-трех родителей и предлагает занять свои места.
Звучит гонг. Викторина начинается.
Вопросы командам.
1. Какой праздник мы отмечаем 9 мая? (День Победы.)
2. Как называлась война? (Великая Отечественная война.)
3. Когда началась война? (Летом 22 июня 1941 г.)
4. Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года.)
5. Какое государство напало на нашу страну? (Фашисткая Германия.)
В войне принимали участие разных виды войск (авиация, флот, пехота), использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки). Бои велись и на суше, и на воде, и в воздухе.
6. Где воевал военный флот? (на море, на воде.)
7. Где воевала авиация? (в небе, в воздухе.)
8. Где воевала пехота? (на суше, на земле.)
Предлагаю минитренировку, чтобы собраться с силами и продолжить путешествие.
Физкультминутка: «Мы солдаты»
На горах высоких, (поднимаем руки вверх.)
На степном просторе (руки перед собой, ладонями вверх, разводим в стороны.)
Охраняет нашу Родину солдат, (ходьба на месте.)
Он взлетает в небо, (изображают самолеты.)
Он уходит в море, (туловище наклонили вперед и движение руками, как при плавании.)
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад (ходьба на месте.)
Шелестят березы, (руки подняты над головой, наклоны влево, вправо.)
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны. (присели, руки вниз, и медленно поднимаемся.)
Скоро я в дозоре
Встану на границе, (встать ровно, напрячь мышцы тела, рук, ног.)
Чтобы только мирные
Снились людям сны. (поднять руки вверх, протягивая к солнцу.)
9. Какой формы были письма, приходящие с фронта? Были или они похожи на современные прямоугольные конверты? (Это был конверт - треугольник, обычный тетрадный лист сгибали сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась внутрь треугольника, как клапан.) Попробуйте вместе с родителями сделать такой конверт.
10. Сколько якутян было удостоено высоким званием Герой Советского Союза? Воины из Якутии служили во всех родах войск, показывая дисциплинированность, самоотверженность и мужество. Они прославились как отличные снайперы, умелые разведчики, отважные артиллеристы, танкисты, летчики. За проявленный героизм 24 якутянина были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 5 - стали полными кавалерами ордена Славы, 6 человек удостоены орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Нахимова, свыше десяти тысяч якутян награждены боевыми орденами и медалями. Высокое мастерство и мужество проявили в боях с врагом воины-якутяне, проходившие службу в различных частях военной авиации. За проявленный героизм 24 якутянина стали Героями Советского Союза и 1 Героем Российской Федерации. 4 воинов-якутян удостоены ордена Славы трех степеней, из них 1 саха. Орденами Славы II и III степеней награждены 25 якутян. Орденами Красной Звезды, по неполным данным, 1300 наших солдат и офицеров, в том числе четырьмя - 1, тремя -3, двумя - 44 якутянина.
11. Где состоялся первый парад Победы? (Москва, Красная площадь.)
12. Какой Отечественный танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? (Т-34.)
13. Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны Великой Отечественной войны.)
14. Ребята, отгадайте загадки:
- «Под водой железный кит не спит, не до снов киту, днём и ночью на посту.» (Подводная лодка)
- «На машине катается. Внезапно появляется, больно кусается. Женским именем называется.» (Катюша)
- «Перевернутый котелок голову бойцу защитить помог.» (Каска)
- «Своих глаз нет, а врагов видеть помогает.» (Бинокль)
15. Дата окончания Великой Отечественной войны? (9 мая 1945 года.)
Ведущий: Ребята, пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в игру«Продолжи пословицу»
- Родина-мать - надо её… (защищать).
- Один в поле … (не воин).
- За край родной иди бесстрашно… (в бой).
- Человек без Родины как… (соловей без песни).
- Когда народ един - он… (непобедим).
В центр выходят дети в костюмах летчика, моряка, пехотинца.
Летчик (разглядывая карту)
Пехота - здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдёт от нас.
Пехотинец.
На горизонте самолёт.
По курсу полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!
Моряк (смотрит в бинокль)
Над кораблем алеет наше знамя,
А за кормой - лазурная волна.
Мы подрастем и станемморяками,
Защитой станем мы тебе, страна.
Ведущий: Многие наши мальчики, когда вырастут, станут военными и будут служить в армии, чтобы защищать Родину.
А солдатом стать,
Нужно многое узнать.
Быть проворным и умелым.
Очень ловким, сильным, смелым!Трудно в ученье - легко в бою, -
Так говорил Суворов,
Сейчас нам покажут отвагу свою
Бесстрашные наши сапёры.
Проводится игра-эстафета «Сапёры».
Формируются две команды «Лётчики», «Танкисты».
Необходимо перебраться по очереди, наступая только на две дощечки, на другую сторону зала. Выигрывает та команда, которая быстрее закончит передвижение.
Жюри подводит итоги викторины.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания о Великой Отечественной войне.
За хорошую работу я хочу наградить вас звёздочками. (Вручаются звёзды из цветной фольги на ленточках.)
Ведущий: Мы живем в мирное время, но помним и не забываем героев, которые погибли, защищая нас. Давайте будем радоваться и беречь этот чудесный мир, в котором мы живем.
Мир - это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете.
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям, мир нужен всем.
Дети поют песню о мире (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной).
Список использованной литературы:
1. В.В. Кузьминов. Тематические загадки в детском саду, Воронеж 2010.
2. Е.П.Арнаутова, Т.А.Котова. «Расскажем детям о победе». Москва «Русское слово», 2018.
3. Л.А.Кондрыкинская. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. «Наша Родина». Москва: «Просвещение», 1984.
5. Т.А.Шорыгина. Беседа о детях-героях Великой Отечественной войны. - М.: ТЦ Сфера, 2014.