Современный педагог: каким его видит общество

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: педагог, компетентностный подход, личностные качества, гуманизация образования


Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Как известно история учительского труда насчитывает не одну сотню лет. В каждую эпоху у людей складывалось свое представление о том, какие цели и задачи преследует труд учителя. Так, в первобытную эпоху главным был принцип «смотри и делай, как я», который за прошедшие столетия модифицировался до целей и задач более важных и существенных, направленных на формирование полноценной личности учащегося, чей интеллектуальный уровень и запас профессиональных знаний позволит в будущем решать серьезные задачи.

Отметим, что уже в начале XVII века были сформулированы обширные и четкие требования к педагогу, многие из которых остаются требованиями со стороны общества и сегодня. Так, например, прославленный чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский считал, что основное предназначение педагога заключается в том, чтобы своей высокой моралью, человеколюбием, знаниями, трудолюбием и прочими качествами стать образцом для подражания и личным примером воспитывать у учащихся человечность. Я.А.Коменский призывал педагогов внимательно относиться к учащимся, быть приветливыми и ласковыми, не отталкивать их от себя своим суровым обращением, а привлекать отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей, считал он, необходимо легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без принуждения, без отвращения, словом, приветливо и приятно» [4; 366].

Представления о том, какими качествами должен обладать учитель складывались на протяжении долгого времени и уже в конце XIX века был представлен перечень главных личностных качеств учителя, которые способствуют успешности педагогической деятельности и которые на сегодняшний день остаются значимыми. Самыми важными среди личностных качеств учителя выделяют:

  • целеустремленность,
  • настойчивость,
  • наблюдательность,
  • трудолюбие,
  • артистичность,
  • ораторские способности,
  • эмпатию.

На вопрос, что же представляет собой сегодня современный учитель и каким требованиям общество он должен соответствовать, не так то легко ответить. Меняется общество, меняются и подходы к процессу обучения, что несомненно приводит к появлению новых требований, предъявляемых к учителям. В настоящее время в профессионально ориентированной литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога. Помимо личностных качеств перечислены профессиональные качества учителя. Среди них особо выделяют:

  • научную увлеченность,
  • любовь к своему профессиональному труду,
  • эрудицию,
  • владение предметом преподавания,
  • знание методики преподавания предмета,
  • психологическую подготовку,
  • широкий культурный кругозор,
  • педагогическое мастерство,
  • владение технологиями педагогического труда,
  • организаторские умения и навыки,
  • педагогический такт,
  • владение технологиями общения,
  • ораторское искусство и другие качества.

Из перечисленного видно, что личность педагога заключает в себе сложный комплекс знания своего предмета, а также важные общечеловеческие качества и умения.

Современная ориентация образования на компетентностный подход рассматривает учителя также с точки зрения наличия/отсутствия необходимых для успешной профессиональной деятельности компетентностей. От этого зависит построение модели современного учителя и складываются определенные требования к нему [6].

Сегодня учитель - это носитель определенного ряда компетентностей:

  • профессиональной,
  • информационной,
  • коммуникативной
  • и правовой.

Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (компетенций), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Она предполагает наличие у учителя как методологической, методической и технологической грамотности, так и его ценностных установок, жизненного опыта. Профессиональная компетенция, в свете стремительно изменяющейся жизни, требует от учителя непрерывного образования и самообразования [1; 106].

В век компьютерных технологий для учителя важно быть сведущим в этой сфере, а значит обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обычные доска и мел постепенно уходят в прошлое, все больше учителя используют компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Помимо этого, учитель должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности.

Поскольку деятельность педагога представляет собой непрерывное решение педагогических задач, то невозможно представить учителя, не владеющего коммуникативной компетентностью. Она представляет собой совокупность навыков и умений в сфере вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения реального действительности в различных ситуациях общения. Именно поэтому коммуникативная компетентность является базисом профессиональной деятельности педагога [1; 107].

Если представить коммуникативные умения учителя в виде нескольких блоков, то можно проследить, какие стороны деятельности они охватывают:

1. Социально-психологический блок, который включает такие умения, как:

    • производить положительное впечатление;
    • рефлектировать;
    • понимать и принимать особенности и индивидуальность каждого ребенка;
    • использовать психологические средства (как вербальные, так и невербальные), психологические механизмы коммуникативного воздействия.

2. Нравственно-этический блок, предполагающий умения:

    • строить общение на гуманной, демократической основе;
    • следовать принципам профессиональной этики;
    • уважать и утверждать личностное достоинство учащихся.

3. Эстетический блок, требующий такие умения, как:

    • приводить в состояние гармонии внутренние и внешние личностные проявления;
    • быть артистичным, эстетически выразительным;
    • приобщать учащихся к высокой культуре общения;
    • активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое восприятие мира, переживание радости общения, чувства прекрасного.

4. Технологический блок включает следующее:

    • применение учебно-воспитательных средств, приемов, методов, стиля руководства общением;
    • соблюдение педагогического такта;
    • гармоничное сочетание коммуникативного и предметного взаимодействия;
    • обеспечение его воспитательной результативности.

Однако невозможно сформировать коммуникативные умения без овладения интеллектуально-речевой компетентностью, поскольку именно язык является главным средством педагогической деятельности учителя:

    • средством донесения учебной информации до аудитории;
    • средством эмоционального воздействия;
    • средством воспитания;
    • средством формирования языковой культуры школьников.

Актуальной и не менее важной сегодня является правовая компетентность, которая с одной стороны - позволяет учителю взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса грамотно, а с другой - обеспечивает воспитание правовой грамотности обучающихся, что является важной задачей школьного образования для построения гражданского общества [1; 108].

Таким образом, современное общество видит учителя как человека, способного создавать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся склонность к нестандартному, даже творческому восприятию знаний. Современный учитель должен научить их самостоятельному мышлению и формулированию вопросов для себя в процессе изучения материала. Именно самостоятельность в обучении позволяет самосовершенствоваться в течении всей жизни. Учитель должен способствовать реализации их потребностей, стимулировать мотивацию к изучению предметов и поощрять их индивидуальные склонности и таланты. Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться них. Он должен как выявлять наилучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, так и прививать полезные, положительные качества, поощрять и хвалить, оценивать по достоинству своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознали свое место в обществе, свою полезность.

Современного педагога, мастера своего дела, должны отличать непрерывное самосовершенствование, самокритичность, широкий кругозор и высокая культура труда. Профессиональный рост и личностный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.

Все выше перечисленные качества сочетает в себе учитель, который воистину является «фанатиком» своего дела, человеком, страстно преданным своей профессии. Таким видит себя современный педагог.

Однако школьники, как часть социума, причем для учителя наиболее значимая, имеют свой собственный образ современного учителя. По данным анкетирования на тему «Имидж современного учителя в представлении учеников», проведенного в 2016 г. в одной из школ Волгоградской области (г.Шубинск) среди учащихся с 5-11 классов был выявлен портрет «идеального» учителя с точки зрения обучаемых, который включает в себя личностные и профессиональные качества. Основное внимание уделялось двум видам имиджа учителя - габаритному и вербальному, как наиболее поддающимся исследованию. Анкета содержала вопросы о внешнем виде учителя: прическа, элементы одежды, цветовая гамма, туфли, макияж, аксессуары; анкета затрагивала черты характера современного учителя и коммуникативные способности? ("Как должен общаться современный учитель со школьниками (искусство речи)?")

В результате исследования было выяснено, что современный учитель для школьников - это, прежде всего, друг, понимающий, ответственный, знающий свой предмет, творческий, эмоциональный, красивый, позитивный.

Большинство учащихся хотели бы видеть современного учителя с разными прическами: косы (36%), стильная укладка (27%), не имеет значения (37%). Элементы одежды: это юбка, блузка, брюки, пиджак, туфли.

На первом месте в рейтинге самых деловых цветов в одежде школьники выбрали коричневый цвет. На втором - серый и черный цвета (они набрали одинаковое количество баллов). На третьем месте - белый цвет. Таким образом, самыми деловыми цветами в одежде являются: коричневый (45%) черный/серый (по 20%), белый (15%).

Макияжу школьники в своих ответах не уделяют большого внимания - главное, чтобы это был не яркий, красивый макияж. Среди аксессуаров выделяют: серьги, бусы.

В характеристике учителя школьник отметили, что современный учитель - это, прежде всего понимающий человек, к которому ты можешь обратиться за какой-либо помощью или советом. Среди основных качеств учителя были названы: доброжелательность, справедливость, ум, чувство юмора, внешний вид (красота, стиль), строгость, любящий свою работу.

Среди необходимых предметов современного учителя учащиеся называли: указка, телефон, ноутбук (компьютер), флешкарта, проектор, интерактивная доска, наглядные материалы (картинки, таблицы, схемы). Самый популярный ответ - ноутбук.

Коммуникативный имидж - это искусство общения. Особенности учителей, которые затрудняют общение со школьниками, по результатам анкеты - это:

  • Непонимание, неспособность поставить себя на место другого - 15%;
  • Громкая, «сухая» речь - 25%;
  • Чрезмерная строгость - 30%;
  • Несправедливое отношение к учащимся - 10%;
  • Стремление делать поспешные выводы - 5%;
  • Отсутствие чувства юмора - 15%.

Таким образом, для школьников идеальный портрет современного учителя может выглядеть так: на первом месте - личностные качества учителя:

  • доброжелательность,
  • искренность,
  • открытость,
  • чувство юмора,
  • а также умение общаться, принимать и понимать учащихся [3].

(Однако данные результаты могут быть субъективны, так как опрос проводился на базе одной школы.)

В российском социуме учитель всегда был больше, чем носитель определённых должностных обязанностей, определённых трудовых функций. Он воспринимался обществом как друг, помощник и наставник. Само учительство принимало и соответствовало большинству предъявляемых требований. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира, старался учить подрастающее поколение истине и терпимости к заблуждению. Именно такие требования предъявляли к себе педагоги, давая клятву: "Клянусь, что покажу ему (ученику), как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему" [5; 6-7].

Что нужно, чтобы выполнить эту клятву? Замечательный ответ на этот вопрос можно дать, процитировав Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель [2; 6]».

Список использованных источников

  1. Гаврилова, Т.С. Современный учитель: вызовы времени [Текст] / Т.С.Гаврилова // Вестник Герценовского университета. - 2012. - №2. - С.105-108.
  2. Григорьева, А., Маневич, И. Подарок учителю [Текст] / А.Григорьева, И.Маневич. - Москва: ООО «Белый город», 2014. - 144 с.: ил.
  3. Исследовательский проект «Имидж современного учителя глазами школьников» [Электронный ресурс]: URL https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-imidzh-sovremennogo-uchitelya-glazami-shkolnikov-1111007.html
  4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие / И.П.Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 405 с.
  5. Тряпицына А.П. Современный учитель: информация к размышлению [Текст] / А.П.Тряпицина // Вестник Герценовского университета. - 2010. - №1. - С.3-11.
  6. Модель современного учителя [Электронный ресурс]: URL https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/vvedenie_v_pedagogicheskuyu_professiyu/model_sovremennogo_uchitelya/