Тема: изучение техники акварель, прием «алла прима» «по-сырому».
Цель урока: написать несложный натюрморт из трех предметов, помещенных в сильную цветовую среду в технике акварель, используя прием «алла прима».
Задачи: композиционное построение натюрморта в листе, постановка предметов на плоскость на разные уровни, выделение главного, определение пропорций предметов, построение предметов; работа в цвете, передача основной цветовой характеристики предметов и их взаимосвязь со средой, передача материальности предметов по средствам цвета; роль бликов, определение общего колорита работы, выявление цветовых гармоний; совершенствование навыков и умений работы акварелью в технике акварель, прием «алла прима».
Средства: лист формата А2, акварель, кисти, губка, палитра, емкость с водой.
Дидактические материалы: наглядные методические пособия поэтапной работы над натюрмортом, и примеры работ углем выполненные преподавателем.
План урока:
- Организация. Проверка готовности учащихся к уроку - 1 мин.
- Объяснение нового материала. Акцентирование внимания на цели и задачах урока. Педагогический рисунок - 10 мин.
- Практическая работа учащихся - 25 мин.
- Подведение итогов урока(просмотр-анализ работ) - 4 мин.
Ход урока
Приветствие. Учащиеся рассаживаются. Проверка готовности к уроку: наличие необходимых материалов и проверка правильной посадки учащихся.
Цель урока: написать натюрморт из трех предметов, помещенных в сильную цветовую среду в технике акварель, используя прием «алла прима».
Для выполнения цели необходимо выполнить несколько задач. К ним относятся: композиционное построение натюрморта в листе, постановка предметов на плоскость на разные уровни, выделение главного, определение пропорций предметов, построение предметов; работа в цвете, передача основной цветовой характеристики предметов и их взаимосвязь со средой, передача материальности предметов по средствам цвета; роль бликов, определение общего колорита работы, выявление цветовых гармоний; совершенствование навыков и умений работы акварелью в технике акварель, прием «алла прима».
Выясним, что значит прием «алла прима».
«Алла прима» (от итал. Ala prima - «в один присест») - это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.
Достоинства приема «алла прима»
Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Алла прима позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.
Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный, хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества.
При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости.
Сложности техники акварель, прием «алла прима» «по-сырому».
Достоинство и одновременно сложность в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению.
Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки. Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.
Далее преподаватель делает быстрый рисунок с объяснением.
Лист смачивается с двух сторон губкой или опускается в воду, пока он не наберет влагу, затем кладется на ровную горизонтальную поверхность. Легким движением бумага расправляется, выдавливаются воздушные пузыри и лишняя вода.
Теперь возьмем нейтральный цвет и наметим тонкой кистью плоскость стола и расположение предметов на нем, главное помнить, что все предметы находятся на разных уровнях, т.е. какой-то из предметов находится ближе, а какой-то дальше. Чтобы с самого начала не допустить ошибку, вспомним основные правила композиции в листе. Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, тоесть композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Композиционный центр может быть смещен.
Наметим предметы целиком с учетом их пропорций. Если получается, что один предмет сильно перекрывает другой, тогда можно сдвинуть один из предметов в своем рисунке. Ритм драпировок может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Когда все предметы закомпонованы, можно переходить к технике письма.
Прежде чем писать, надо понять и разобраться в характере цветовых отношений натуры. Все это должно быть изучено и установлено до начала работы, так как акварель плохо поддается исправлению.
Работая акварелью, надо стараться вначале не закрашивать те части рисунка, которые должны в конечном результате выглядеть светлыми. Глядя на наш натюрморт, нетрудно убедиться, что самыми светлыми местами в этой постановке будут блики.
В процессе писания работы в технике "по сырому" будут встречаться затруднения следующего характера: линии будут растекаться, а цвет красок после высыхания станет бледнее. Поэтому стоит начинать работу таким методом лучше с самых ярких или темных мест, взяв тон и цвет в полную силу. После этого можно переходить к более светлым местам, одновременно сравнивая все предметы между собой. Главное помнить что холодный предмет лучше читается на теплом, а теплый на холодном. По этому же принципу светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом. Например в картине Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» можно хорошо рассмотреть, что смуглое лицо девочки выделяется темным пятном на фоне светлого окна.
Когда найдено и написано самое темное место в натюрморте, подбираем к нему близлежащий тон драпировок и предметов. Основную светотень прописываем наиболее близкими к натуре тонами и "привязываем" тень, падающую от предметов. Теперь можно применить метод сравнения. Например, тон одного предмета в тени, можно сравнить с тоном другого предмета, а его можно сравнить с падающей тенью от предметов. Сравнивая их по цветовой окраске, силе тона, можно заметить что они объединены гармонией цветового единства. Весь секрет живописи в тенях и в полутонах. Свет только дополняет общий колорит работы. Великий Рембрандт, знаменитый голландский художник, понимая значение теней и полутонов в живописи, уделял особенное внимание их проработке. В этом секрет его колорита.
Тень в данном случае является ослабленным светом, рефлектирующим на предметы от стен помещения. Если невидимые в натюрморте окружающие его стены будут синими, то все тени окрасятся в холодный синеватый цвет. Прописываем остальные предметы натюрморта.
Изображая предмет, необходимо чувствовать его форму, объем и кистью как бы следовать за поверхностью этой формы. Следовательно, форма, направление, и характер мазка живописи зависят от формы предмета и характера его поверхности.
Внимание должно быть обращено также на явление воздушной перспективы. В данном натюрморте предметы расположены на различных расстояниях друг от друга. Между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха, который смягчает яркость окраски дальних предметов. Ближайшие предметы поэтому кажутся ярче, рисунок их определеннее и отчетливее по сравнению с дальними. Вот почему ближайшие к нам фрукты изображаются в более определенных контурах и красках, чем расположенные на втором плане. Контуры дальних предметов не должны быть сильно четкими, за счет этого будет достигнуто впечатление пространства: одни предметы лежат ближе к нам, другие дальше. Если не смягчить краски задних предметов, то последние будут «выпирать» на передний план. Влияние воздушной перспективы при изображении натюрморта не всегда легко подметить в натуре. Тем не менее, надо знать о нем и уметь «удалять» на рисунке один предмет и «приближать» другой.
Особое внимание следует уделить переднему плану, его детализации и прорисовке. По рисунку этот натюрморт не представляет особых трудностей для изображения, но по живописной задаче сложен, потому что передача материальности предметов требует большой точности в соблюдении цветовых отношений. Все тончайшие цветовые взаимоотношения должны быть подмечены и переданы в изображении. Помимо световых и цветовых градаций, на каждом предмете необходимо передать их отношения к фону и плоскости, на которой они находятся. После того как проработаны детали, необходимо все обобщить и привести в единство.
Практическая работа
Учащиеся приступают к выполнению задания. Преподаватель осуществляет контроль за работой учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
Подведение итогов урока (просмотр-анализ работ)
Проводится обсуждение, анализ выполненных работ. Учащиеся демонстрируют свои рисунки. Преподаватель дает пожелания и рекомендации учащимся относительно композиции, цветотонального решения и техники исполнения натюрморта.
В результате пройденного урока учащимися должны быть освоены следующие навыки: приемы работы в технике «алла прима», выразительные возможности акварели; освоение терминологии предмета «живопись»; формирование навыков передачи объема и формы цветом, передачи их материальности, фактуры; выявление планов, на которых расположены предметы; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; умение изображать объекты предметного мира, пространство; навыки последовательного ведения живописной работы.
Список использованной литературы
- "О живописи", Б.В. Иогансон; издание второе, государственное издательство "Искусство", Москва 1960.
- "Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия", Н.Н.Ростовцев, С.В.Игнатьев, Е.В.Шорохов; издательство "Просвещение", Москва 1989.
- "Школа изобразительного искусства в десяти выпусках", выпуск I, издательство "Искусство", издание второе, исправленное и дополненное, Москва 1964.
- "Школа изобразительного искусства в девяти выпусках", выпуск IV, издательство академии художеств СССР, Москва 1962.
- "Методика работы над натюрмортом", А.С. Пучков, А В. Триселев; издательство " Просвещение", Москва 1982.
- "Методика преподавания изобразительного искусства в школе", Н.Н.Ростовцев; издание второе, дополненное и переработанное, Издательство "Просвещение", Москва 1980.