Программное содержание:
- Обобщать представление о птицах: у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных.
- Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.
- Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.
- Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.
- Развитие логики и воображения.
Оборудование: Загадки о птицах, модели, мяч, игрушки для задания «Кто чем питается»: лягушка, рыба, мышь, жук, семена; д/игра «Где чей клюв?», «Где чье гнездо?»; картинки птиц: аист, скворец, кукушка, ласточка, снегирь, голубь, ворона, синица, воробей.
Ход занятия
1. Вступительное слово
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:
«Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится? Догадались? Это….(птица)»
- Правильно, сегодня на занятии мы поговорим с вами о птицах.
Послушайте стихотворение про птиц.
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет.
Целый день она хлопочет,
Целый день она поет.
2. Беседа по картинкам: Как появляются птицы?
Воспитатель: Как и из чего появляются птицы?
На столе разложены модели, изображающие стадии роста птенца. Все они перемешаны. Воспитатель вызывает 1 ребенка и просит найти картинку, на которой изображено то, с чего все началось. (Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог и другие дети помогают ему.)
1 ребенок: - Самка откладывает в гнездо яйца. Каждое яйцо находится в твердой скорлупе. Скорлупа снаружи покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.
Воспитатель: - А кто знает, что было потом?
Выходит 2 ребенок и выкладывает следующую картинку: - Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке - крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.
Воспитатель: - А кто расскажет, что было дальше?
3 ребенок выставляет следующую картинку и поясняет: - Птенец растет внутри яйца. Из желтка он получает питательные вещества.
Воспитатель просит 4 ребенка выставить определенную карточку и объяснить, что на ней изображено: - Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, крылья, лапы.
5 ребенок: - В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и он не выберется наружу.
Воспитатель: - И как только птенец вылупится, он сразу может полететь искать себе корм?
Дети: - Нет, маленькие птенцы беспомощные, они должны оставаться в гнезде, а еду им приносят родители. А вот, когда у птенчиков начнут появляться перья, тогда они смогут улететь из гнезда.
3. Беседа о птицах
На доске вывешены иллюстрации с изображением птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки.
Воспитатель задает вопросы по картинкам.
Воспитатель: Кого вы видите на картинках?
Дети: - Птицы.
Воспитатель: Как вы догадались, что это птицы?
Дети: - Все с крыльями, все умеют летать.
Воспитатель: Но умеют летать не только птицы, но и бабочки, и жуки?
Дети: - Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.
Воспитатель: Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи?
Дети: - Нет, оперение разное.
Воспитатель: Посмотрите на картинки, есть ли у птиц шея?
Дети: - Есть, она закрыта перьями, как воротничком.
Воспитатель: А когда шея птички хорошо видна?
Дети: - Когда птица вытягивает ее, например, когда чистит перья, поворачивает голову.
Воспитатель: На голове у птицы есть глаза, а для чего они ей?
Дети: - Птичий глаз самый, самый зоркий на земле. Он для них и подзорная труба и лупа. Ночные птицы видят даже ночью.
Воспитатель: А для чего нос птице?
Дети: - Нос у птицы не только нос, но и рот, поэтому правильно сказать клюв. Птичий клюв на все руки мастер: он и щиплет, и хватает, и копает, и долбит, и обороняется, и нападает.
Воспитатель: Посмотрите на ноги птицы и расскажите, какие они?
Дети: - Ноги у птицы не только, чтобы ходить. Ногами птицы разгребают землю, гребут по воде словно веслами, прекрасно лазают по веткам, ногами защищаются, нападают. Обычно на птичьей ноге четыре пальца: три впереди, один сзади.
Воспитатель: Есть ли у птицы уши? Хорошо ли птица слышит? Как птица спит?
Дети: - Распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло.
Воспитатель: Как купается птица?
Дети: - Влезает ногами в воду, приседает, бьет крыльями по воде. Потом приглаживает и сушит перышки.
Воспитатель: Почему говорят, что птицы - наши друзья?
Дети: - Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады.
Воспитатель: Давайте объясним, чем еще могут питаться птицы. (На столе выкладываются игрушки: мышь, лягушка, рыба, жук, зерна, крокодил. Дети по очереди объясняют, для какой птицы подойдет то или иное лакомство и почему. (Крокодила птица не сможет съесть. Доказывают ответом.)
4. Игра "Назови птиц"
У меня для вас есть игра (достает мяч). Представьте, что это яйцо и из него должен вылупиться птенец, но мы не знаем, что за птица. Мы по очереди будем передавать это яйцо и вспоминать названия птиц. Вы же много птиц знаете? Кто ответ не знает - из игры выбывает. Должен остаться один знаток птиц. (Ответы детей.)
Игра «Где чей дом?» (На наборном полотне расставлены: скворечник, гнездо в камышах, дупло в дереве, гнездо на дереве, гнездо под крышей. Детям раздаются птицы: скворец, утка, ласточка, аист, сова. Задача детей правильно расселить птиц и назвать их птенцов.)
Игра «Кукушка» (Дети взявшись за руки образуют круг, а в середине с закрытыми глазами стоит 1 ребенок. Дети идут по кругу и произносят текст: «К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты…..(имя ребенка) не зевай, кто кукует, отгадай. Ку-ку.» Водящий открывает глаза и называет того, кто прокуковал.)
Игра «Где чей клюв?» Вам нужно правильно подобрать каждой птице клюв и объяснить, почему он у нее именно такой. (Дети выполняют задание.)
5. Перелетные или зимующие птицы
Воспитатель: - А как называются те, которые остаются на зиму в наших краях?
Воспитатель выставляет на 1 наборное полотно самолет, а на 2 - кормушку.
- Мы сейчас проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Я буду загадывать загадку, а вы, отгадав ее, найдете нужную картинку-отгадку и поставите ее либо на кормушку (значит это зимующая птица), либо к самолету - перелетная.
Дети выполняют задание. Загадки:
1.
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)
2.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Кохи собирает. (Воробей)
3.
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар-кар». (Ворона)
4.
Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
5.
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
6.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
7.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
8.
Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)