Данное занятие по обучению грамоте направлено на закрепление пройденного материала у детей 6-7 лет и позволяет детям данного возраста усовершенствовать приобретенные умения и навыки. При использовании данного конспекта, закрепление пройдённого материала проходит в игровой форме и помогает сделать педагогический процесс более эмоциональным и интересным, что дает возможность добиться большей детской активности на занятии. В конспекте присутствуют задания для детей ОВЗ (задания, упрощенные с использование дополнительной наглядности.)
Все задачи реализуются через игровую ситуацию, дети совершенствуют свои умения делать звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике, совершенствуют умение определять местонахождение определенного звука в слове. Также развивается фонематический слух, логическое мышление и произвольное внимание, воспитывается самостоятельность и интерес к учебной деятельности.
Цель: помочь дошкольникам закрепить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
- Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие, глухие).
- Совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове (начало, середина, конец слова)
- Развивать фонематический слух.
- Закреплять умения работать с картами, которые помогают определить место звука в слове.
- Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
- Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
- Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
- Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
- Все эти задачи активно донести до детей которые находятся в статусе ОВЗ, в доступной для них форме.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):
Наглядный материал:
- конверт с письмом (от Пиши - Читай),
- чудесный мешочек с буквами синего, красного, зеленого цвета;
- плакат с гласными буквами;
Конверты с заданиями:
- 1-й конверт "буквы и звуки"
- 2-й конверт "Подели слова на слоги и определи их количество"
- 3-й конверт Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу", картинки слогов (МА, ЛИ, CА, БА и картинки к заданным слогам)
- 4-й конверт «Отгадай зашифрованное слово»
- 5-конверт игра «Найди звук»
- Разрезная картинка "школа"
- Слоги для закрашивания МА, ЛИ, CА, БА
- буквы - ш, к, о, л, а; картинка школа
- Предметы: книга, альбом, пенал, краски, карандаш, мел
- Картинки: шапка, кот, облако, лампа, арбуз
- Счетные палочки для выкладывания букв
Раздаточный материал: конверты с фишками красного, синего, зеленого цвета, колокольчик, шапочка на каждого ребенка; прямоугольник для выкладывания схемы предложения.
Игровой материал:
- Карточки с предметными картинками, в названии которых присутствует звук «К» и "Ш" и "C"
- Карты с 3-мя ячейками и символами, означающими местонахождение звука в слове.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! У нас сегодня не очень обычное занятие, к нам пришли гости, посмотреть на вас. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное веселое.)
Воспитатель: Замечательно! Давайте улыбнемся друг другу и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши - читай
Воспитатель: Вот так сюрприз. Пиши - Читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли нами гордиться.
Воспитатель: Ну, что, ребята, справимся с заданиями? (да)
Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы разных цветов, гласные - красные, согласные- синие, мягкие согласные - зеленые. Дети достают букву говорят какой звук обозначается этой буквой и затем придумывают слово на заданный звук. Каждый ребенок, который правильно придумал слово, тот садится на своё место за столом и выкладывает данную букву на столе палочками.
- Давайте с вами вспомним все гласные звуки, которые обозначаются этими буквами и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е-Ю-Я (выполняется упражнение).
Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.
1 задание: «Буквы и звуки»
- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
- Какими бывают звуки? звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
- Ребята, как определить звук глухой или звонкий? (приложить руку к шее и произнести звук, если есть вибрация - значит звук звонкий, если нет, то глухой.
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
- Как мы обозначаем звонкий согласный звук? (колокольчиком)
- Как мы обозначаем глухой согласный звук? (шапочкой)
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились.
Открываем второй конверт и читаем следующее задание.
2. «Подели слова на слоги и определи их количество»
Воспитатель: Сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Картинки или предметы: кни-га, аль-бом, пе-нал, кра-ски, ка-ран-даш, мел. Ребята, а что это за предметы? (Школьные принадлежности)
Молодцы мы справились еще с одним заданием Пиши - Читай.
Воспитатель: Открываем следующий конверт.
3. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова, за правильный ответ детям дается смайлик, чем больше смайликов тому ребенку аплодисменты.
Дети с ОВЗ, тоже выполняют задание, называют слова с заданным слогом.
(детям с ОВЗ предлагается картинка со славами, которые начинаются на слоги: МА, СА, БА, ЛИ.)
- "МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март, мак
- "СА": санки, самокат, сабля, самолет, салат, сапог, сарай
- "БА": бант, банка, баран, банан, барабан, баранка, бант
- "ЛИ": лимон, лиса, липа, линейка, лилия.
Физкультминутка
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем в право в лево. (вращение головой)
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет. (вращение прямых рук вперёд и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (потягивание - руки вверх и в стороны)
Повороты вправо- влево,
Плавно производим. (повороты туловища в право и влево)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. [4]
Пальчиковая гимнаста для ОВЗ: Один из детей проводит в кругу, четко проговаривая текст пальчиковой гимнастики, загибая в нужной последовательности пальцы.
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.) [6]
4. «Отгадай зашифрованное слово»
Воспитатель: Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски). Воспитатель показывает картинки каждого слова (шапка, кот, облако, лампа, арбуз). Детям ОВЗ предлагается разрезная картинка школа. (пока дети выполняют задание дети ОВЗ складывают разрезанную картинку школы по образцу) Воспитатель: Правильно, это слово ШКОЛА! (воспитатель показывает картинку школы.) Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). Давайте проверим (прохлопаем или посчитаем гласные). А сколько звуков? (5). Дети выполняют звуковой анализ слова. Самостоятельно. Воспитатель помогает детям с ОВЗ в индивидуальном порядке. (так же предлагается разрезная картинка ШКОЛА.) Затем проверяем один ребенок у доски.
В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:
- Первый звук - Ш - согласный, твёрдый; глухой обозначаем синим квадратом и шапочкой;
- Второй звук - К - согласный, твердый глухой; обозначаем синим квадратом и шапочкой;
- Третий звук - О - гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;
- Четвёртый звук - Л - согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синим квадратом и колокольчиком;
- Пятый звук - А - гласный, безударный, означаем красным квадратом
Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с заданием справились.
Воспитатель: Хорошо. А нас ждет следующий конверт.
5. Игра: «Найди заданный звук в слове» [7]
На каждого ребенка раздается карта с ячейками, 5 карточек с предметными картинками, 3 карточки в названии, которых присутствует звук «К» в начале, середине и конце слова и 2 карточки, с картинками, в названии которых отсутствует звук «с» (запутывающие). Если остается время тоже самое со звуком "к" и "ш". Перед тем как дети начнут выполнять задание, воспитатель просит взять нужный конверт и проговорит, какие картинки видит ребенок, после начать выполнять задание самостоятельно, после выполнения воспитатель вместе с детьми подводит итоги данного задания.
Ребенок должен из предложенных карточек выбрать те, в которых звук «К» находится в начале, середине и конце слова и в правильной последовательности расположить их на карте.
Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Пиши - Читаю.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? Молодцы, ребята, вы справились.
Список литературы
- Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте» для занятий с детьми 3-7 лет Москва: «Мозаика синтез», 2012.
- Давыдовна М.М, Гоголева Н.А. «Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО», «Сфера», 2019.
- Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал - Волгоград: «Учитель», 2009
- Коваленко В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников» - Москва: «ВАКО», 2005.
- Марцинкевич Г.Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста планы занятий», Волгоград: «Учитель», 2004.
- Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» - С-Петербург: «Детство-Пресс», 2008.
- Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой, Н.В.Дуровой. Программа ФГОС. «Школьная пресса», 2019.