Программа летнего оздоровительного лагеря "Сделаем мир добрее"

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: Программа летнего оздоровительного лагеря


Информационная карта программы

1

Наименование субъекта (региона) Российской Федерации

Смоленская область
г. Вязьма

2

Полное название программы

«Сделаем мир добрее»

3

Сроки реализации программы

1 месяц

4

Направленность программы*

социально-педагогическая

5

ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Ведерникова Оксана Александровна - учитель начальных классов, начальник лагеря с дневным пребыванием детей
Яковлева Татьяна Алексеевна - зам.директора по УВР
Лобанова Татьяна Сергеевна - зам. директора по ВР

7

Полное наименование организации, реализующей программу, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова г.Вязьмы Смоленской области

9

Сайт организации, реализующей программу, ссылки на группы в социальных сетях (если имеются)

https://school10-vyazma.edusite.ru/p42aa1.html

10

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента /если есть/)

Возраст воспитанников 7-10, 11-17 лет.

11

Краткая аннотация содержания программы
(не более 500 символов)

Программа «Сделаем мир добрее» способствует расширению кругозора детей, активизации познавательных процессов, развитию внимания, эстетического восприятия, образного мышления, творческого воображения. Большинство мероприятий имеет своей целью обучение детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей у детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, русским праздникам и традициям, побуждению у детей интереса к природе, культуре, творчеству, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.
Программа включает спортивные и развлекательными мероприятиями, для детей предусмотрены конкурсы рисунков, познавательные и конкурсно - игровые программы, экскурсии в храм, беседы со священнослужителем, прогулки на природу, подвижные игры на свежем воздухе.

12

Актуальность и новизна

Актуальность данной программы заключается в необходимой системе по духовно-нравственному воспитанию, которая помогает создать условия для формирования нравственных качеств воспитанников. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями, в процессе обучения и воспитания.

13

Цель и задачи программы

Цель программы: содействие развитию личности ребёнка, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества, формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- создание условий творческого развития; воспитание любви к Родине.

14

Предполагаемые результаты реализации программы

1.Организация полноценного отдыха детей и их оздоровления; сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;
2.Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей;
3.Формирование умений, навыков, приобретение опыта адекватного поведения в различных ситуациях;
4.Предотвращение негативных социальных явлений среди воспитанников;
5.Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
6.Укрепление внутрисемейных связей;
7.Личностный рост воспитанников.

15

Основные этапы реализации программы (кратко)

Подготовительный этап.
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя:
разработку программы;
решение организационных вопросов;
подбор кадров;
подготовку материально-технической базы.
Основной этап.
Организация деятельности по реализации целей и задач программы. Он предусматривает следующие направления работы:
- организация досуговой деятельности воспитанников;
- спортивно - оздоровительная деятельность;
- психолого-педагогическая поддержка воспитанников.
Заключительный этап.
Проводится анализ деятельности по реализации программы, подведение итогов.

16

Ключевые мероприятия (перечень)

Программа включает три модуля: «Наш красивый добрый мир», «Я и мой мир», «Моя Родина».
Первая половина дня включает работу трех модулей - это тематические беседы, просмотр мультфильмов и роликов, соответствующих тематике, экскурсии, встречи со священнослужителем и работу творческих мастерских:
- Музыкальная (дети пробуют свои силы, как вокальные исполнители и знакомятся с музыкальным материалом, соответствующим теме летней смены;
- Театральная (дети выступают в роли артистов театрального жанра, пробуют свои силы в театральных постановках);
- Художественная (дети выражают своё эмоциональное состояние и усвоенный материал через рисунок);
- Декоративно-прикладная (каждый ребёнок может научиться делать подарки и игрушки своими руками из подручного и природного материалов).
Вторая часть дня - это самые разнообразные мероприятия, дела, игры, конкурсы, спортивные соревнования.

17

Условия реализации программы - ресурсное обеспечение
- финансовые условия
- материально-технические
- природные
- организационные
- информационные
- кадровые
- методические
- мотивационные

Материально-техническое обеспечение:

    Помещения МБОУ СОШ №10;
  • компьютерное обеспечение, проекционный экран, фотоаппарат, принтер,;
  • спортивный инвентарь и оборудование: тренажеры, теннисные столы, мячи, обручи.

Необходимые материалы для работы творческих мастерских:

    ватман, гуашь, акварель, кисточки, клей, цветная бумага и картон, пластилин, фольга и пр.;
  • канцелярия: бумага, кнопки, скрепки, иголки, скотч, ручки, блокноты, альбомы, фломастеры, маркеры;
  • записи русских народных песен и музыки, в том числе в современной обработке;
  • русские сказки и былины, загадки, скороговорки и пословицы;
  • подборка мультфильмов отечественного производства и презентаций духовно-нравственной тематике.

Научно-методическое обеспечение:

    Локальные акты по организации работы ЛДП, должностные инструкции всех участников процесса.
  • Наличие программы лагеря, плана-сетки, информационный стенд по безопасности жизнедеятельности, план эвакуации лагеря.
  • Сценарии коллективно-творческих дел, разработки мероприятий.
  • Информационные стенды: с распорядком дня, планом смены, планов на день.
  • Диагностический инструментарий.

18

Наличие системы детского самоуправления, поручения и механизм функционирования

Совет отряда

19

Игровая модель и система стимулирования участников (рейтинг, ступени роста, регистрация достижений участников программы)

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на Совете отряда, где каждому участнику по итогам дня присваивается «звездочка». За каждую победу в командных соревнованиях отряду присваивается большая звезда - символ рейтинга отряда.
Участники и отряды, набравшие наибольшее количество звезд по итогам смены награждаются грамотами, подарками.

20

Кадровое обеспечение программы

Учителя начальных классов,
учителя физической культуры,
педагоги дополнительного образования
педагог-психолог,
социальный педагог,
заведующая школьной библиотекой,
медицинский работник.

21

Сетевое взаимодействие, наличие социальных и тематических партнёров

Вяземская епархия,
МБУДО Дом детского творчества,
МБУК Вяземская Централизованная библиотечная система.

22

Предполагаемый социальный эффект

Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие детской самостоятельности и самодеятельности, получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

23

Механизм оценки эффективности реализации программы

Организационный период. Диагностика направлена на исследование общей структуры контингента детей, их ожиданий и представлений предстоящей жизнедеятельности; выявление их интересов, потребностей, способностей; исследование ценностного отношения к собственному здоровью.
Основной период. Диагностика направлена на выявление: психологического комфорта, уровня социальной активности, уровня адаптации в детском коллективе, включенности в смену.
Заключительный период. Диагностика направлена на выявление: психологической удовлетворенности пребыванием в лагере, изменений в ценностных отношениях к собственному здоровью.
Методики: анкета для участника, групповые игры и упражнения.

24

Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)

- Мониторинг-карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня воспитанники заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
- Информационный стенд для родителей.
- Выставки детских творческих работ, концерты.

25

Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)

-

26

Возможность тиражирования программы

-

Аннотация

Программа «Сделаем мир добрее» предназначена для детей школьного возраста 7-10, 11-17 лет и нацелена на развитие духовно - нравственного воспитания дошкольников. Она разработана в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственными требованиями, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, Конституцией Российской Федерации глава 1 статья 28, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Программа «Сделаем мир добрее» разработана для летней смены лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ №10 г. Вязьмы Смоленской области и направлена на формирование духовно-нравственной личности ребёнка.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера - милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма, составляет нравственную основу природы русского человека.

Актуальность данной программы заключается в необходимой системе по духовно-нравственному воспитанию, которая помогает создать условия для формирования духовно-нравственных качеств воспитанников. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями, в процессе обучения и воспитания.

Педагоги школы ведут работу в данном направлении не первый год. При разработке данной программы, были изучены интересы педагогов, родителей и детей.

Цель программы - содействие развитию личности ребёнка, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества, формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
  • создание условий творческого развития;
  • воспитание любви к Родине, семье;
  • воспитание у детей ценности здорового образа жизни, формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья, ценности безопасного поведения.

Благодаря данной работе мы сможем:

  • вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;
  • раскрыть духовные и физические дарования детей;
  • сформировать гражданское самосознание;
  • взрастить любовь к своему земному Отечеству - России и своему народу.

Программа адресована детям и подросткам в возрасте 7-10,11-17 лет с общим количеством на смене - 30 детей. При комплектовании лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, состоящих на внутришкольном учёте, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

При отборе содержания программы «Сделаем мир добрее» была осмыслена возможность соотнесения знаний в области духовно-нравственной культуры с ее пониманием современными детьми, в семьях большинства которых не знакомы с ее традициями.

Срок реализации программы - 1 месяц (1 смена).

Отбор содержания программы произведен в соответствии с принципами:

  • культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России;
  • исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
  • личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей школьного возраста;

Программа обеспечивает:

  • единство воспитательных, обучающих и развивающих задач процесса образования детей школьного возраста;
  • направлена на укрепление духовно - нравственного здоровья детей и возможность их всестороннего развития;
  • обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей и формах самостоятельной творческой деятельности;
  • направлена на взаимодействие с семьей с целью осуществления духовно-нравственного развития личности ребенка, независимо от культурной среды, этнической, конфессиональной принадлежности.

Предполагаемые результаты

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:

  • Организация полноценного отдыха детей и их оздоровления;
  • Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • Формирование коллектива, где каждый самоценен и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;
  • Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей;
  • Формирование умений, навыков, приобретение опыта адекватного поведения в различных ситуациях;
  • Предотвращение негативных социальных явлений среди воспитанников;
  • Укрепление внутрисемейных связей;
  • Личностный рост воспитанников.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Методические рекомендации

Программа «Сделаем мир добрее» ведется в 3-х направлениях:

1 направление включает работу трех модулей: «Наш красивый добрый мир», «Я и мой мир», «Моя Родина» (тематические беседы, просмотр мультфильмов и роликов, соответствующих тематике, экскурсии, встречи со священнослужителем),

2 направление - работа творческих мастерских:

  • Музыкальная (дети пробуют свои силы, как вокальные исполнители и знакомятся с музыкальным материалом, соответствующим теме летней смены);
  • Театральная (дети выступают в роли артистов театрального жанра, пробуют свои силы в театральных постановках);
  • Художественная (дети выражают своё эмоциональное состояние и усвоенный материал через рисунок);
  • Декоративно-прикладная (каждый ребёнок может научиться делать подарки и игрушки своими руками из подручного и природного материалов).

3 направление (вторая часть дня) - разнообразные мероприятия, дела, игры, конкурсы, спортивные соревнования.

Основные этапы реализации программы

Подготовительный этап

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя:

  • разработку программы;
  • решение организационных вопросов;
  • подбор кадров;
  • подготовку материально-технической базы.

Основной этап

Организация деятельности по реализации целей и задач программы. Он предусматривает следующие направления работы:

  • организация досуговой деятельности воспитанников;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • психолого-педагогическая поддержка воспитанников.

Заключительный этап

Проводится анализ деятельности по реализации программы, подведение итогов.

Основные этапы реализации программы

Требования для реализации программы:

  • умение организовать группу детей, чтобы они были свободны и самостоятельны, чувствовали себя уютно и комфортно;
  • умение решать задачи обучения не только на организованной образовательной деятельности, но и в игровой совместной и самостоятельной деятельности;
  • способность видеть каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
  • выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который связан с психологическими особенностями ребенка;
  • смена методических приемов от возраста к возрасту;
  • помнить что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения;
  • максимум внимания отстающим детям;
  • поощрять стремление познавать новое, учиться новому;
  • избегать отрицательных оценок;
  • сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей;
  • отвечать на вопросы воспитанников;
  • проектировать и планировать работу;
  • сотрудничество между детьми и взрослыми.

Критерии эффективности

  • организация занятости детей на протяжении каждого дня и всей смены;
  • разнообразие мероприятий по характеру деятельности;
  • психологический климат и характер межличностных отношений в лагере;
  • творческий продукт детей, их личных достижений;
  • отсутствие травм, серьезных конфликтов;
  • отзывы родителей и детей, участников смены.

Ресурсное обеспечение

Педагогические кадры: Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность летней смены.

В реализации программы «Сделаем мир добрее» будут заняты педагоги МБОУ СОШ №10 и педагоги дополнительного образования, имеющих педагогический опыт в области художественного, декоративно-прикладного, спортивного направления. Согласно штатному расписанию лагеря дневного пребывания на каждой смене будут работать:

  • Начальник лагеря - 1
  • Педагоги - воспитатели - 8
  • Медицинский работник (по трудовому соглашению) - 1

Занятия в творческих мастерских будут проводиться педагогами школы и педагогами дополнительного образования с учетом интересов, способностей и возрастных особенностей детей, с опорой на многолетний личный опыт педагогов и разработанную программу.

Все педагоги и медицинский работник несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оз­доровительно-воспитательной и досуговой деятельнос­ти, работу органов самоуправления и проведение досуго­вых мероприятий в рамках программы, анализируют де­ятельность отрядов.

Социальные партнёры:

Для реализации программы требуется взаимодействие в плане организации общих мероприятий такими учреждениями как

  • Вяземская епархия,
  • МБУДО Дом детского творчества,
  • МБУК Вяземская Централизованная библиотечная система.

Материально-техническое обеспечение:

  • Помещения МБОУ СОШ №10;
  • компьютерное обеспечение , проекционный экран, фотоаппарат, принтер,;
  • спортивный инвентарь и оборудование: тренажеры, теннисные столы, мячи, обручи.

Необходимые материалы для работы творческих мастерских:

  • ватман, гуашь, акварель, кисточки, клей, цветная бумага и картон, пластилин, фольга и пр.;
  • канцелярия: бумага, кнопки, скрепки, иголки, скотч, ручки, блокноты, альбомы, фломастеры, маркеры;
  • записи русских народных песен и музыки, в том числе в современной обработке;
  • русские сказки и былины, загадки, скороговорки и пословицы;
  • подборка мультфильмов отечественного производства и презентаций духовно-нравственной тематике.

Научно-методическое обеспечение:

  • Локальные акты по организации работы ЛДП, должностные инструкции всех участников процесса.
  • Наличие программы лагеря, плана-сетки, информационный стенд по безопасности жизнедеятельности, план эвакуации лагеря.
  • Сценарии коллективно-творческих дел, разработки мероприятий.
  • Информационные стенды: с распорядком дня, планом смены, планов на день.
  • Диагностический инструментарий.

Кадровое обеспечение программы:

  • Учителя начальных классов,
  • учителя физической культуры,
  • педагоги дополнительного образования
  • педагог-психолог,
  • социальный педагог,
  • заведующая школьной библиотекой,
  • медицинский работник.

Методы, используемые в программе

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический, наглядно-слуховой.

Наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры) используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • целевые прогулки;
  • моделирования сказок.

Словесный (команды, объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы) представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и так далее);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме, в соревновательной форме) используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Наглядно-слуховой (использование музыки)

Виды детской деятельности, используемые в программе:

  • двигательная
  • игровая
  • продуктивная
  • коммуникативная
  • трудовая
  • познавательно-исследовательская
  • музыкально-художественная
  • чтение художественной литературы

Содержание программы

Программа «Сделаем мир добрее» состоит из 3-х направлений. Первое направление включает 3 тематических блока:

Блок

Цель

Содержание

Формы изложения информации

1

«Наш красивый добрый мир».

«Добрые правила жизни".

Цель: познакомить детей с нормами христианской этики; пробудить у них желание к приобретению добрых привычек.

«Хорошие и плохие поступки».
«О хвастовстве».
«О послушании». «О жадности» «О трудолюбии».

Проведение тематических бесед, с привлечением представителей духовенства, просмотр презентаций и мультфильмов соответствующей тематике.

2

«Я и мой мир»

Цель: развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Моё Я

Что есть мое «я»? Совесть, разум, воля - способности души. Как напитать душу добром?

Моя семья

Основные законы (почитай отца и мать, послушание старших и др.), составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа.

Главная заповедь - любовь

Кто более счастлив: тот, кого любят, или тот, кто любит? Желание любить и быть любимым. Любовь к миру, к людям - это то, что наполняет жизнь радостью. Человеку не любящему других, все люди кажутся неинтересными, «серыми». Для любящего - каждый человек, как драгоценный камень, а весь мир - как прекрасная мозаика.

Цель: ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников; смысл православных праздников.

День Ангела.

Проведение тематической беседы, с привлечением представителей духовенства, просмотр презентаций и мультфильмов соответствующей тематике.

Воскресный день

Зачем нужен праздник? Какие праздники отмечаются в нашей семье? Понятие праздничного дня в Православной Церкви. Великие и малые праздники. Праздник воскресного дня.

3

«Моя Родина»

Цель: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

«Русская земля»

Знакомство с бытом и традициями, обычаями русского народа, изготовление в творческих мастерских поделок на данную тему.

«Посиделки»

Цель: Закрепить представления о России. Уточнить представления о государственной символике. Познакомить с символикой округа.
Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине.

Подвиг воинов ВОВ, вера в победу.

Беседы о ВОВ (вера православная в годы ВОВ), просмотр презентаций, посещение музея - Боевой Славы, возложение цветов к памятнику «Вечный огонь».

День памяти и скорби (для смены - июнь месяц)

«Россия - Родина моя»

Диагностика и мониторинг

Организационный период. Диагностика направлена на исследование общей структуры контингента детей, их ожиданий и представлений предстоящей жизнедеятельности; выявление их интересов, потребностей, способностей; исследование ценностного отношения к собственному здоровью.

Основной период. Диагностика направлена на выявление: психологического комфорта, уровня социальной активности, уровня адаптации в детском коллективе, включенности в смену.

Заключительный период. Диагностика направлена на выявление: психологической удовлетворенности пребыванием в лагере, изменений в ценностных отношениях к собственному здоровью.

Методики: анкета для участника, групповые игры и упражнения.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Рейтинг определяется ежедневно на Совете отряда, где каждому участнику по итогам дня присваивается «звездочка». За каждую победу в командных соревнованиях отряду присваивается большая звезда - символ рейтинга отряда.

Участники и отряды, набравшие наибольшее количество звезд по итогам смены награждаются грамотами, подарками.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., Изд. дом «Покров», 2003.
  2. Давыдова Н.В. Евангелия и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. - М.: МИРОС, 1993.
  3. Давыдова Н.В. Мастера. Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Изд. дом «Покров», 2004.
  4. Детям о Христе. - М.: Издво Московской Патриархии, «Центр Благо», 2000.
  5. Евангелие для детей. - Киев, Почаевская Лавра.
  6. **Животворящая святыня. Учебник-хрестоматия по курсу «Русская культура и словесность» для 6 класса. - СПб.: Специальная литература, 1997.
  7. **Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. - М.: III тысячелетие веры, надежды, любви. 1999.
  8. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие. 2-й год обучения: В 2-х книгах. - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
  9. Янушкявичене О.Л. Дерево доброе. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации МП, 2004.
  10. *Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. 3-е издание. - М.: Про-Пресс, 2000.