Информационная карта программы
1 |
Наименование субъекта (региона) Российской Федерации |
Смоленская область
|
2 |
Полное название программы |
«Сделаем мир добрее» |
3 |
Сроки реализации программы |
1 месяц |
4 |
Направленность программы* |
социально-педагогическая |
5 |
ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности |
Ведерникова Оксана Александровна - учитель начальных классов, начальник лагеря с дневным пребыванием детей
|
7 |
Полное наименование организации, реализующей программу, ведомственная принадлежность, форма собственности |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова г.Вязьмы Смоленской области |
9 |
Сайт организации, реализующей программу, ссылки на группы в социальных сетях (если имеются) |
|
10 |
Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика контингента /если есть/) |
Возраст воспитанников 7-10, 11-17 лет. |
11 |
Краткая аннотация содержания программы
|
Программа «Сделаем мир добрее» способствует расширению кругозора детей, активизации познавательных процессов, развитию внимания, эстетического восприятия, образного мышления, творческого воображения. Большинство мероприятий имеет своей целью обучение детей нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей у детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, русским праздникам и традициям, побуждению у детей интереса к природе, культуре, творчеству, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни.
|
12 |
Актуальность и новизна |
Актуальность данной программы заключается в необходимой системе по духовно-нравственному воспитанию, которая помогает создать условия для формирования нравственных качеств воспитанников. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями, в процессе обучения и воспитания. |
13 |
Цель и задачи программы |
Цель программы: содействие развитию личности ребёнка, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
|
14 |
Предполагаемые результаты реализации программы |
1.Организация полноценного отдыха детей и их оздоровления; сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;
|
15 |
Основные этапы реализации программы (кратко) |
Подготовительный этап.
|
16 |
Ключевые мероприятия (перечень) |
Программа включает три модуля: «Наш красивый добрый мир», «Я и мой мир», «Моя Родина».
|
17 |
Условия реализации программы - ресурсное обеспечение
|
Материально-техническое обеспечение:
Необходимые материалы для работы творческих мастерских:
Научно-методическое обеспечение:
|
18 |
Наличие системы детского самоуправления, поручения и механизм функционирования |
Совет отряда |
19 |
Игровая модель и система стимулирования участников (рейтинг, ступени роста, регистрация достижений участников программы) |
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
|
20 |
Кадровое обеспечение программы |
Учителя начальных классов,
|
21 |
Сетевое взаимодействие, наличие социальных и тематических партнёров |
Вяземская епархия,
|
22 |
Предполагаемый социальный эффект |
Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие детской самостоятельности и самодеятельности, получение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности, повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. |
23 |
Механизм оценки эффективности реализации программы |
Организационный период. Диагностика направлена на исследование общей структуры контингента детей, их ожиданий и представлений предстоящей жизнедеятельности; выявление их интересов, потребностей, способностей; исследование ценностного отношения к собственному здоровью.
|
24 |
Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями) |
- Мониторинг-карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня воспитанники заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
|
25 |
Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного) |
- |
26 |
Возможность тиражирования программы |
- |
Аннотация
Программа «Сделаем мир добрее» предназначена для детей школьного возраста 7-10, 11-17 лет и нацелена на развитие духовно - нравственного воспитания дошкольников. Она разработана в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственными требованиями, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, Конституцией Российской Федерации глава 1 статья 28, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Программа «Сделаем мир добрее» разработана для летней смены лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ №10 г. Вязьмы Смоленской области и направлена на формирование духовно-нравственной личности ребёнка.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера - милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма, составляет нравственную основу природы русского человека.
Актуальность данной программы заключается в необходимой системе по духовно-нравственному воспитанию, которая помогает создать условия для формирования духовно-нравственных качеств воспитанников. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями, в процессе обучения и воспитания.
Педагоги школы ведут работу в данном направлении не первый год. При разработке данной программы, были изучены интересы педагогов, родителей и детей.
Цель программы - содействие развитию личности ребёнка, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества, формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- создание условий творческого развития;
- воспитание любви к Родине, семье;
- воспитание у детей ценности здорового образа жизни, формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья, ценности безопасного поведения.
Благодаря данной работе мы сможем:
- вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;
- раскрыть духовные и физические дарования детей;
- сформировать гражданское самосознание;
- взрастить любовь к своему земному Отечеству - России и своему народу.
Программа адресована детям и подросткам в возрасте 7-10,11-17 лет с общим количеством на смене - 30 детей. При комплектовании лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, состоящих на внутришкольном учёте, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
При отборе содержания программы «Сделаем мир добрее» была осмыслена возможность соотнесения знаний в области духовно-нравственной культуры с ее пониманием современными детьми, в семьях большинства которых не знакомы с ее традициями.
Срок реализации программы - 1 месяц (1 смена).
Отбор содержания программы произведен в соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России;
- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
- личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей школьного возраста;
Программа обеспечивает:
- единство воспитательных, обучающих и развивающих задач процесса образования детей школьного возраста;
- направлена на укрепление духовно - нравственного здоровья детей и возможность их всестороннего развития;
- обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей и формах самостоятельной творческой деятельности;
- направлена на взаимодействие с семьей с целью осуществления духовно-нравственного развития личности ребенка, независимо от культурной среды, этнической, конфессиональной принадлежности.
Предполагаемые результаты
С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:
- Организация полноценного отдыха детей и их оздоровления;
- Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- Формирование коллектива, где каждый самоценен и все прибывают в гармонии друг с другом;
- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;
- Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей;
- Формирование умений, навыков, приобретение опыта адекватного поведения в различных ситуациях;
- Предотвращение негативных социальных явлений среди воспитанников;
- Укрепление внутрисемейных связей;
- Личностный рост воспитанников.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Методические рекомендации
Программа «Сделаем мир добрее» ведется в 3-х направлениях:
1 направление включает работу трех модулей: «Наш красивый добрый мир», «Я и мой мир», «Моя Родина» (тематические беседы, просмотр мультфильмов и роликов, соответствующих тематике, экскурсии, встречи со священнослужителем),
2 направление - работа творческих мастерских:
- Музыкальная (дети пробуют свои силы, как вокальные исполнители и знакомятся с музыкальным материалом, соответствующим теме летней смены);
- Театральная (дети выступают в роли артистов театрального жанра, пробуют свои силы в театральных постановках);
- Художественная (дети выражают своё эмоциональное состояние и усвоенный материал через рисунок);
- Декоративно-прикладная (каждый ребёнок может научиться делать подарки и игрушки своими руками из подручного и природного материалов).
3 направление (вторая часть дня) - разнообразные мероприятия, дела, игры, конкурсы, спортивные соревнования.
Основные этапы реализации программы
Подготовительный этап
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя:
- разработку программы;
- решение организационных вопросов;
- подбор кадров;
- подготовку материально-технической базы.
Основной этап
Организация деятельности по реализации целей и задач программы. Он предусматривает следующие направления работы:
- организация досуговой деятельности воспитанников;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- психолого-педагогическая поддержка воспитанников.
Заключительный этап
Проводится анализ деятельности по реализации программы, подведение итогов.
Основные этапы реализации программы
Требования для реализации программы:
- умение организовать группу детей, чтобы они были свободны и самостоятельны, чувствовали себя уютно и комфортно;
- умение решать задачи обучения не только на организованной образовательной деятельности, но и в игровой совместной и самостоятельной деятельности;
- способность видеть каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
- выделение для каждого возраста специфического акцента в содержании образования, который связан с психологическими особенностями ребенка;
- смена методических приемов от возраста к возрасту;
- помнить что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения;
- максимум внимания отстающим детям;
- поощрять стремление познавать новое, учиться новому;
- избегать отрицательных оценок;
- сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей;
- отвечать на вопросы воспитанников;
- проектировать и планировать работу;
- сотрудничество между детьми и взрослыми.
Критерии эффективности
- организация занятости детей на протяжении каждого дня и всей смены;
- разнообразие мероприятий по характеру деятельности;
- психологический климат и характер межличностных отношений в лагере;
- творческий продукт детей, их личных достижений;
- отсутствие травм, серьезных конфликтов;
- отзывы родителей и детей, участников смены.
Ресурсное обеспечение
Педагогические кадры: Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность летней смены.
В реализации программы «Сделаем мир добрее» будут заняты педагоги МБОУ СОШ №10 и педагоги дополнительного образования, имеющих педагогический опыт в области художественного, декоративно-прикладного, спортивного направления. Согласно штатному расписанию лагеря дневного пребывания на каждой смене будут работать:
- Начальник лагеря - 1
- Педагоги - воспитатели - 8
- Медицинский работник (по трудовому соглашению) - 1
Занятия в творческих мастерских будут проводиться педагогами школы и педагогами дополнительного образования с учетом интересов, способностей и возрастных особенностей детей, с опорой на многолетний личный опыт педагогов и разработанную программу.
Все педагоги и медицинский работник несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализируют деятельность отрядов.
Социальные партнёры:
Для реализации программы требуется взаимодействие в плане организации общих мероприятий такими учреждениями как
- Вяземская епархия,
- МБУДО Дом детского творчества,
- МБУК Вяземская Централизованная библиотечная система.
Материально-техническое обеспечение:
- Помещения МБОУ СОШ №10;
- компьютерное обеспечение , проекционный экран, фотоаппарат, принтер,;
- спортивный инвентарь и оборудование: тренажеры, теннисные столы, мячи, обручи.
Необходимые материалы для работы творческих мастерских:
- ватман, гуашь, акварель, кисточки, клей, цветная бумага и картон, пластилин, фольга и пр.;
- канцелярия: бумага, кнопки, скрепки, иголки, скотч, ручки, блокноты, альбомы, фломастеры, маркеры;
- записи русских народных песен и музыки, в том числе в современной обработке;
- русские сказки и былины, загадки, скороговорки и пословицы;
- подборка мультфильмов отечественного производства и презентаций духовно-нравственной тематике.
Научно-методическое обеспечение:
- Локальные акты по организации работы ЛДП, должностные инструкции всех участников процесса.
- Наличие программы лагеря, плана-сетки, информационный стенд по безопасности жизнедеятельности, план эвакуации лагеря.
- Сценарии коллективно-творческих дел, разработки мероприятий.
- Информационные стенды: с распорядком дня, планом смены, планов на день.
- Диагностический инструментарий.
Кадровое обеспечение программы:
- Учителя начальных классов,
- учителя физической культуры,
- педагоги дополнительного образования
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- заведующая школьной библиотекой,
- медицинский работник.
Методы, используемые в программе
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический, наглядно-слуховой.
Наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры) используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевые прогулки;
- моделирования сказок.
Словесный (команды, объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы) представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и так далее);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме, в соревновательной форме) используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Наглядно-слуховой (использование музыки)
Виды детской деятельности, используемые в программе:
- двигательная
- игровая
- продуктивная
- коммуникативная
- трудовая
- познавательно-исследовательская
- музыкально-художественная
- чтение художественной литературы
Содержание программы
Программа «Сделаем мир добрее» состоит из 3-х направлений. Первое направление включает 3 тематических блока:
№ |
Блок |
Цель |
Содержание |
Формы изложения информации |
1 |
«Наш красивый добрый мир». «Добрые правила жизни". |
Цель: познакомить детей с нормами христианской этики; пробудить у них желание к приобретению добрых привычек. |
«Хорошие и плохие поступки».
|
Проведение тематических бесед, с привлечением представителей духовенства, просмотр презентаций и мультфильмов соответствующей тематике. |
2 |
«Я и мой мир» |
Цель: развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. |
Моё Я |
Что есть мое «я»? Совесть, разум, воля - способности души. Как напитать душу добром? |
Моя семья |
Основные законы (почитай отца и мать, послушание старших и др.), составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа. |
|||
Главная заповедь - любовь |
Кто более счастлив: тот, кого любят, или тот, кто любит? Желание любить и быть любимым. Любовь к миру, к людям - это то, что наполняет жизнь радостью. Человеку не любящему других, все люди кажутся неинтересными, «серыми». Для любящего - каждый человек, как драгоценный камень, а весь мир - как прекрасная мозаика. |
|||
Цель: ввести детей в культурную традицию празднования православных праздников; смысл православных праздников. |
День Ангела. |
Проведение тематической беседы, с привлечением представителей духовенства, просмотр презентаций и мультфильмов соответствующей тематике. |
||
Воскресный день |
Зачем нужен праздник? Какие праздники отмечаются в нашей семье? Понятие праздничного дня в Православной Церкви. Великие и малые праздники. Праздник воскресного дня. |
|||
3 |
«Моя Родина» |
Цель: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. |
«Русская земля» |
Знакомство с бытом и традициями, обычаями русского народа, изготовление в творческих мастерских поделок на данную тему. |
«Посиделки» |
||||
Цель: Закрепить представления о России. Уточнить представления о государственной символике. Познакомить с символикой округа.
|
Подвиг воинов ВОВ, вера в победу. |
Беседы о ВОВ (вера православная в годы ВОВ), просмотр презентаций, посещение музея - Боевой Славы, возложение цветов к памятнику «Вечный огонь». |
||
День памяти и скорби (для смены - июнь месяц) |
||||
«Россия - Родина моя» |
Диагностика и мониторинг
Организационный период. Диагностика направлена на исследование общей структуры контингента детей, их ожиданий и представлений предстоящей жизнедеятельности; выявление их интересов, потребностей, способностей; исследование ценностного отношения к собственному здоровью.
Основной период. Диагностика направлена на выявление: психологического комфорта, уровня социальной активности, уровня адаптации в детском коллективе, включенности в смену.
Заключительный период. Диагностика направлена на выявление: психологической удовлетворенности пребыванием в лагере, изменений в ценностных отношениях к собственному здоровью.
Методики: анкета для участника, групповые игры и упражнения.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на Совете отряда, где каждому участнику по итогам дня присваивается «звездочка». За каждую победу в командных соревнованиях отряду присваивается большая звезда - символ рейтинга отряда.
Участники и отряды, набравшие наибольшее количество звезд по итогам смены награждаются грамотами, подарками.
Литература
- Бородина А.В. Основы православной культуры. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., Изд. дом «Покров», 2003.
- Давыдова Н.В. Евангелия и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. - М.: МИРОС, 1993.
- Давыдова Н.В. Мастера. Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Изд. дом «Покров», 2004.
- Детям о Христе. - М.: Издво Московской Патриархии, «Центр Благо», 2000.
- Евангелие для детей. - Киев, Почаевская Лавра.
- **Животворящая святыня. Учебник-хрестоматия по курсу «Русская культура и словесность» для 6 класса. - СПб.: Специальная литература, 1997.
- **Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. - М.: III тысячелетие веры, надежды, любви. 1999.
- Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие. 2-й год обучения: В 2-х книгах. - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
- Янушкявичене О.Л. Дерево доброе. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации МП, 2004.
- *Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. 3-е издание. - М.: Про-Пресс, 2000.