Урок-проект по математике. Тема: «Сравнение трёхзначных чисел». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: сравнение чисел


Цель: формирование умения сравнивать трёхзначные числа.

Задачи: освоить технологию сравнения трёхзначных чисел с опорой на схемы и план работы; закрепить знания о нумерации трёхзначных чисел; формировать исследовательские навыки; учить планировать свою деятельность; развивать логическое и критическое мышление, связную речь; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок-проект (практико-ориентированный).

Ход урока

I. Организационный момент

Время очень быстро мчится, и март уж на дворе. Активно любим мы учиться, помогая друг другу и себе. Вижу всё у вас в порядке: глазки, ушки и тетрадки. А главное я вижу искорки творчества в ваших глазах.

1 мин

II. Актуализация знаний

1. Устный счёт

- Прочитайте дату (12 марта), запишите в тетрадь.

- Что вы можете сказать про число 15? (2-значное, чётное, 2-го десятка)

- Увеличьте его в 10 раз. Какое число получилось? (120)

- Сколько в нём всего единиц? (120 ед.)

- Всего десятков? (12 дес.)

- Всего сотен? (1 сот.)

- Назовите единицы 1 разряда. (0)

- Единицы 2 разряда. (2)

- Единицы 3 разряда. (0)

- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых (100+20)

2 мин

2. Минутка открытий

А вы знаете, что волк может весить 120 кг, а медведь и того больше - 420 кг.

- Ребята, а на каком празднике люди переодевались в этих и др. животных? (масленица)

- Что вы знаете про этот праздник? ( в этом году масленица проходит в середине марта, пекут блины, устраивают ярмарки, сжигают чучело,…)

Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре

Слайды праздника

  1. Масленица - неделя гуляний и вкусностей. Блинчики особое лакомство.
  2. Без блинов неделя не может существовать. Не проходит этот праздник без игр, конкурсов.
  3. На масленицу люди переодеваются в животных, скоморох, наряжают чучело, чтобы было весело. Считалось, что если человек провёл масленичную неделю скучно, будет несчастлив в текущем году.
  4. В последний день масленицы чучело сжигают. Это означает, что с сожжённым чучелом уходят все невзгоды прошлого, а приходит благополучие.

3 мин

III. Новая тема

1. Введение в тему урока

Сегодня к нам на урок пришли медведь и волк из лесной школы с проблемой. (Рисунки зверей и экран)

Они в затруднении: запутались в сравнении трёхзначных чисел. Они не могут понять: почему в трёхзначных числах могут быть одинаковые цифры, а одно число больше другого, т. е. вес их разный.

Они хотят сами разобраться и, вернувшись в лесную школу, объяснить другим лесным жителям.

- Поможем волку и медведю? (да)

- Как можем помочь? (составим проект)

А в результате я предлагаю составить памятку посравнению трёхзначных чисел

- Какая же тема нашего урока? (сравнение трёхзначных чисел) (экран)

2. Целеполагание

Назовите цели нашего урока (разобраться самим и помочь животным в сравнении 3-значных чисел, составить памятку)

3. Мотивация

- Зачем надо знать эту тему?

- Что такое проект? (результат совместной деятельности или исследование, в результате которого получается продукт, т.е. вывод)

- Вспомним этапы работы над проектом (на экране + доска)

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт (результат)
  5. Презентация

- Какая у нас проблема? (помочь зверям разобраться в сравнении трёхзначных чисел)

5 мин

4. Проектирование

- Итак, проблема есть, что должны сделать сейчас? (спланировать работу)

Как же нам организовать свою работу ведь трёхзначных чисел много, а времени у нас мало? (работать нужно в группах)

Работаем в группах, чтобы исследовать эту проблему и сделать вывод.

У каждой группы есть задание (+ на экране)

Давайте спланируем свою работу.

- Что будем делать вначале? (внимательно прочитаем пары чисел)

- 2-й пункт я предлагаю сравнить разряды.

- Следующий, какой предлагаете пункт? (сделать вывод)

- Что нам поможет в этом? (кубики и весы)

- Затем закрасить схему, помним, что красный цвет у нас большее число, а зелёный - меньшее.

- И в результате, что? (презентовать)

У каждой группы план работы (+ на экране)

  1. Прочить пары чисел
  2. Сравнить разряды
  3. Порассуждать какое число больше
  4. Сложить числа из кубиков
  5. Взвесить пары чисел
  6. Сделать вывод, поставить знак
  7. Закрасить схему
  8. Презентовать

4 мин

5. Поиск информации

- Мы спланировали свою работу.

Следующий шаг? (поиск информации или исследование)

- Работа в группе вам известна, начинаем работать.

8 мин

6. Физкультминутка (экран)

Звери довольны нашей работой и предлагают вам отдохнуть под музыку.

1 мин

7. Получение продукта

- До физкультминутки вы занимались поиском информации.

- Какой продукт получили? (получили выводы, которые сделали в результате исследования)

Каждая группа сделала свои выводы, но ведь мы должны обменяться своими умозаключениями, сделать общий вывод, чтобы помочь нашим героям.

Какой следующий шаг? (презентация)

8. Презентация

Слушаем представителей 1 группы (вывешивают работу на доску)

Командир 1-й группы: наши пары чисел отличаются сотнями. Мы сравнивали сотни. В числе 325 - 3сотни, а в числе 425 - 4 сотни. 3<4, значит 325<425 и т.д.

2-й ученик из группы: Мы сделали вывод: больше то число, в котором больше сотен. Указали в схеме:где больше сотен, то число и больше.

Слушаем представителей 2 группы (вывешивают работу на доску)

Командир 2-й группы: наши пары чисел отличаются десятками. Мы сравнивали десятки. В числе 651 - 5 десятков, а в числе 621 - 2 десятка. 5>2, значит 651>621и т.д.

2-й ученик из группы: Мы сделали вывод: больше то число, в котором больше десятков. Указали в схеме:где больше десятков, то число и больше.

Слушаем представителей 3 группы (вывешивают работу на доску)

Командир 3-й группы: наши пары чисел отличаются единицами. Мы сравнивали единицы. В числе 246 - 6 единиц, а в числе 243 - 3 единицы. 6>3, значит 246>243и т.д.

2-й ученик из группы: Мы сделали вывод: больше то число, в котором больше единиц. Указали в схеме: где больше единиц, то число и больше.

7 мин

9. Получение дополнительных сведений

- Ребята, у зверей опять проблема. Им понятно как сравнивать, если числа отличаются одним разрядом. А если в числах все разряды разные или два?

К примеру: вес наших зверей 280кг и 820кг?

(Сначала будем сравнивать сотни и если сотни первого числа больше, то и это число больше.) 280 и 247

- А как же десятки?

(А вот если сотни одинаковые, тогда сравниваем десятки) Почему?

(Т.к. одна сотня больше одного десятка) 264 и 247

- А когда сравниваем единицы?

(Единицы сравниваем только тогда, когда и сотни и десятки равны) 535 и 538

10. Выводы

Теперь, ребята, это всё нужно записать, чтобы звери наши не забыли.

Порассуждайте в группах и впишите нужные слова. (вывесить на доску)

  • Сравниваю … . Больше то число, в котором больше … .
  • Если сотен в одном числе столько же, сколько в другом, сравниваю … Больше то число, в котором больше ….
  • Если десятков в одном числе столько же, сколько в другом, сравниваю …

Больше то число, в котором больше … .

- Наши выводы готовы.

Проверим, сможем ли мы ими воспользоваться.

  • 936 и 589
  • 754 и 776
  • 958 и 953 (экран)

7 мин

11. Решение задачи

- Наши звери довольны, мы решили их проблему.

А кто может составить задачу на сравнение про их вес.

(запись в тетрадь)

Теперь звери знают на сколько их вес отличается

6 мин

IV. Подведение итогов урока

1. Фронтальное обобщение

- Чем занимались на уроке? (решали проблему)

- Какая у нас была цель? (разобраться самим и помочь животным в сравнении трёхзначных чисел и создать памятку)

- Мы смогли помочь волку и медведю? (да)

- Почему у нас это получилось? (работали в группах, были внимательными)

- Кого бы вы могли похвалить за урок?

1 мин

2. Выходной контроль (в тетрадь запись)

- А сейчас вам предстоит самостоятельно сравнить числа (у каждого в тетради карточка с заданием)

  • 624 * 387
  • 541 * 524
  • 836 * 839 (самопроверка с экрана)

Вы разобрались с проблемой. Сейчас смело мы можем подарить зверям нашу памятку. (прикрепляю надпись «памятка»)

3 мин

3. Домашнее задание

- Дома вам нужно будет выполнить аналогичное задание, сравнить числа.

Стр. 47 №1. А вот Алексею Г., Диане З., Денису С. я бы порекомендовала составить задачи на сравнение, они нам пригодятся к следующему уроку.

1 мин

4. Эмоциональная рефлексия

- Посмотрите, как довольны звери. Они вас благодарят (экран)

Какое у вас настроение изобразите на блинчиках. Покажите своё настроение зверям.

1 мин