Цель: формирование умения сравнивать трёхзначные числа.
Задачи: освоить технологию сравнения трёхзначных чисел с опорой на схемы и план работы; закрепить знания о нумерации трёхзначных чисел; формировать исследовательские навыки; учить планировать свою деятельность; развивать логическое и критическое мышление, связную речь; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок-проект (практико-ориентированный).
Ход урока
I. Организационный момент
Время очень быстро мчится, и март уж на дворе. Активно любим мы учиться, помогая друг другу и себе. Вижу всё у вас в порядке: глазки, ушки и тетрадки. А главное я вижу искорки творчества в ваших глазах.
1 мин
II. Актуализация знаний
1. Устный счёт
- Прочитайте дату (12 марта), запишите в тетрадь.
- Что вы можете сказать про число 15? (2-значное, чётное, 2-го десятка)
- Увеличьте его в 10 раз. Какое число получилось? (120)
- Сколько в нём всего единиц? (120 ед.)
- Всего десятков? (12 дес.)
- Всего сотен? (1 сот.)
- Назовите единицы 1 разряда. (0)
- Единицы 2 разряда. (2)
- Единицы 3 разряда. (0)
- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых (100+20)
2 мин
2. Минутка открытий
А вы знаете, что волк может весить 120 кг, а медведь и того больше - 420 кг.
- Ребята, а на каком празднике люди переодевались в этих и др. животных? (масленица)
- Что вы знаете про этот праздник? ( в этом году масленица проходит в середине марта, пекут блины, устраивают ярмарки, сжигают чучело,…)
Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре
Слайды праздника
- Масленица - неделя гуляний и вкусностей. Блинчики особое лакомство.
- Без блинов неделя не может существовать. Не проходит этот праздник без игр, конкурсов.
- На масленицу люди переодеваются в животных, скоморох, наряжают чучело, чтобы было весело. Считалось, что если человек провёл масленичную неделю скучно, будет несчастлив в текущем году.
- В последний день масленицы чучело сжигают. Это означает, что с сожжённым чучелом уходят все невзгоды прошлого, а приходит благополучие.
3 мин
III. Новая тема
1. Введение в тему урока
Сегодня к нам на урок пришли медведь и волк из лесной школы с проблемой. (Рисунки зверей и экран)
Они в затруднении: запутались в сравнении трёхзначных чисел. Они не могут понять: почему в трёхзначных числах могут быть одинаковые цифры, а одно число больше другого, т. е. вес их разный.
Они хотят сами разобраться и, вернувшись в лесную школу, объяснить другим лесным жителям.
- Поможем волку и медведю? (да)
- Как можем помочь? (составим проект)
А в результате я предлагаю составить памятку посравнению трёхзначных чисел
- Какая же тема нашего урока? (сравнение трёхзначных чисел) (экран)
2. Целеполагание
Назовите цели нашего урока (разобраться самим и помочь животным в сравнении 3-значных чисел, составить памятку)
3. Мотивация
- Зачем надо знать эту тему?
- Что такое проект? (результат совместной деятельности или исследование, в результате которого получается продукт, т.е. вывод)
- Вспомним этапы работы над проектом (на экране + доска)
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт (результат)
- Презентация
- Какая у нас проблема? (помочь зверям разобраться в сравнении трёхзначных чисел)
5 мин
4. Проектирование
- Итак, проблема есть, что должны сделать сейчас? (спланировать работу)
Как же нам организовать свою работу ведь трёхзначных чисел много, а времени у нас мало? (работать нужно в группах)
Работаем в группах, чтобы исследовать эту проблему и сделать вывод.
У каждой группы есть задание (+ на экране)
Давайте спланируем свою работу.
- Что будем делать вначале? (внимательно прочитаем пары чисел)
- 2-й пункт я предлагаю сравнить разряды.
- Следующий, какой предлагаете пункт? (сделать вывод)
- Что нам поможет в этом? (кубики и весы)
- Затем закрасить схему, помним, что красный цвет у нас большее число, а зелёный - меньшее.
- И в результате, что? (презентовать)
У каждой группы план работы (+ на экране)
- Прочить пары чисел
- Сравнить разряды
- Порассуждать какое число больше
- Сложить числа из кубиков
- Взвесить пары чисел
- Сделать вывод, поставить знак
- Закрасить схему
- Презентовать
4 мин
5. Поиск информации
- Мы спланировали свою работу.
Следующий шаг? (поиск информации или исследование)
- Работа в группе вам известна, начинаем работать.
8 мин
6. Физкультминутка (экран)
Звери довольны нашей работой и предлагают вам отдохнуть под музыку.
1 мин
7. Получение продукта
- До физкультминутки вы занимались поиском информации.
- Какой продукт получили? (получили выводы, которые сделали в результате исследования)
Каждая группа сделала свои выводы, но ведь мы должны обменяться своими умозаключениями, сделать общий вывод, чтобы помочь нашим героям.
Какой следующий шаг? (презентация)
8. Презентация
Слушаем представителей 1 группы (вывешивают работу на доску)
Командир 1-й группы: наши пары чисел отличаются сотнями. Мы сравнивали сотни. В числе 325 - 3сотни, а в числе 425 - 4 сотни. 3<4, значит 325<425 и т.д.
2-й ученик из группы: Мы сделали вывод: больше то число, в котором больше сотен. Указали в схеме:где больше сотен, то число и больше.
Слушаем представителей 2 группы (вывешивают работу на доску)
Командир 2-й группы: наши пары чисел отличаются десятками. Мы сравнивали десятки. В числе 651 - 5 десятков, а в числе 621 - 2 десятка. 5>2, значит 651>621и т.д.
2-й ученик из группы: Мы сделали вывод: больше то число, в котором больше десятков. Указали в схеме:где больше десятков, то число и больше.
Слушаем представителей 3 группы (вывешивают работу на доску)
Командир 3-й группы: наши пары чисел отличаются единицами. Мы сравнивали единицы. В числе 246 - 6 единиц, а в числе 243 - 3 единицы. 6>3, значит 246>243и т.д.
2-й ученик из группы: Мы сделали вывод: больше то число, в котором больше единиц. Указали в схеме: где больше единиц, то число и больше.
7 мин
9. Получение дополнительных сведений
- Ребята, у зверей опять проблема. Им понятно как сравнивать, если числа отличаются одним разрядом. А если в числах все разряды разные или два?
К примеру: вес наших зверей 280кг и 820кг?
(Сначала будем сравнивать сотни и если сотни первого числа больше, то и это число больше.) 280 и 247
- А как же десятки?
(А вот если сотни одинаковые, тогда сравниваем десятки) Почему?
(Т.к. одна сотня больше одного десятка) 264 и 247
- А когда сравниваем единицы?
(Единицы сравниваем только тогда, когда и сотни и десятки равны) 535 и 538
10. Выводы
Теперь, ребята, это всё нужно записать, чтобы звери наши не забыли.
Порассуждайте в группах и впишите нужные слова. (вывесить на доску)
- Сравниваю … . Больше то число, в котором больше … .
- Если сотен в одном числе столько же, сколько в другом, сравниваю … Больше то число, в котором больше ….
- Если десятков в одном числе столько же, сколько в другом, сравниваю …
Больше то число, в котором больше … .
- Наши выводы готовы.
Проверим, сможем ли мы ими воспользоваться.
- 936 и 589
- 754 и 776
- 958 и 953 (экран)
7 мин
11. Решение задачи
- Наши звери довольны, мы решили их проблему.
А кто может составить задачу на сравнение про их вес.
(запись в тетрадь)
Теперь звери знают на сколько их вес отличается
6 мин
IV. Подведение итогов урока
1. Фронтальное обобщение
- Чем занимались на уроке? (решали проблему)
- Какая у нас была цель? (разобраться самим и помочь животным в сравнении трёхзначных чисел и создать памятку)
- Мы смогли помочь волку и медведю? (да)
- Почему у нас это получилось? (работали в группах, были внимательными)
- Кого бы вы могли похвалить за урок?
1 мин
2. Выходной контроль (в тетрадь запись)
- А сейчас вам предстоит самостоятельно сравнить числа (у каждого в тетради карточка с заданием)
- 624 * 387
- 541 * 524
- 836 * 839 (самопроверка с экрана)
Вы разобрались с проблемой. Сейчас смело мы можем подарить зверям нашу памятку. (прикрепляю надпись «памятка»)
3 мин
3. Домашнее задание
- Дома вам нужно будет выполнить аналогичное задание, сравнить числа.
Стр. 47 №1. А вот Алексею Г., Диане З., Денису С. я бы порекомендовала составить задачи на сравнение, они нам пригодятся к следующему уроку.
1 мин
4. Эмоциональная рефлексия
- Посмотрите, как довольны звери. Они вас благодарят (экран)
Какое у вас настроение изобразите на блинчиках. Покажите своё настроение зверям.
1 мин