Имя в истории отечественного флота: Степан Осипович Макаров, вице-адмирал, мореплаватель, военно-морской теоретик и практик, командующий Тихоокеанским флотом в 1904 году (к 180-летию со дня рождения)

Разделы: Классное руководство


Введение

116 лет назад 31 марта (по старому стилю) 13 апреля (по новому стилю) 1904 года на японской мине подрывается флагманский корабль Тихоокеанской эскадры «Петропавловск» вместе с ним погибает командующий эскадрой легендарный вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Вся его жизнь стала образцом служения своему Отечеству. Погиб он, как и подобает морскому офицеру в море. На боевом посту, на военном корабле. Но до сих пор его смерть остается одной из самых загадочных для гибели военачальника такого ранга.

Изучая биографию и особенно последние минуты жизни Макарова С.О. можно понять какой это был неординарный человек, самородок, умеющий предвидеть и организовать дело так, что однозначно приводило к победе. В ходе боя придумывал самые неожиданные решения, что у врагов стыла в жилах кровь. И поэтому можно говорить о том, что человек, будь он в мундире младших чинов, хоть в погонах адмирала, никогда не гнущийся от вражеских снарядов, он стоит того, чтобы каждый потомок знал о нем больше. И поэтому я поставил перед собой цель более подробно изучить жизненный и боевой путь данного адмирала еще и потому, что мой дед, является Председателем Морского собрания города-героя Севастополя Кот Виктор Павлович и мой родной брат Александр является курсантом Морской академии им. Адмирала Макарова С.О. в городе Санкт-Петербурге, а также мой 4 учебный курс носит имя великого адмирала.

До сих пор многие историки и специалисты недоумевают как флагманский корабль с командующим на борту мог налететь на мину. Почему не протравили фарватер, почему корабль с Макаровым шел первым, ведь это не парадный выход, а боевая операция. И как вообще могло случится, что командующий целой Тихоокеанской эскадрой мог оказаться на борту оного из кораблей. Что это предательство, халатность, чей-то злой сговор, умысел?

Постараюсь разобраться. Была ли смерть Макарова стечением обстоятельств или есть кто-то кто целенаправленно вел его на эту мину.

Глава 1: Детство. Мореходное училище

Родился Степан Осипович 8 января 1849 года по новому стилю) в семье морского офицера в городе Николаеве на черном море. (Приложение 1)

С юных лет он мечтает стать военным моряком. И, казалось бы, что этому может помешать, но удивительна история России она на столько великая, на сколько и трагичная.

Это сложно представить, но Степан даже, будучи сыном моряка и живя на берегу моря мог бы не стать тем самым Макаровым, которого мы все знаем. Если бы не проведение максимум в кого он вырасти, так это в капитана какого-нибудь рыболовецкого суденышка. Дело все в том, что согласно Парижскому мирному договору, подписанному по итогам Крымской войны всем Черноморским странам, запрещалось иметь военный флот, не могла иметь его и Россия. Так и не взошла великая звезда Макарова, если бы не случилось чудо. Его отца перевели на Дальний Восток. Семья юного Степана переезжает в Николаевск-на-Амуре. В те времена это было равносильно ссылке на край света, мало кто испытывал восторг от многонедельного путешествия не перекладных, в неведомые края, отдаленные столицы, губернии уже известных понятных географических названий.

Но Степан был счастлив, его отец уехал служить на флот, а значит есть шанс найти учебное заведение где обучат морскому и военному делу.

Юного молодого человека интуиция не подвела, вскоре он поступает в мореходное училище. Безошибочная интуиция и дар предвидения будут сопровождать его всю жизнь. (Приложение 2)

Степан учится, учится прилежно с большим усердием, преподаватели отмечают его ум и огромное стремление к науке. После прохождения плавательной практики его заметил командир Сибирской военной флотилии, базирующейся в Николаевске-на-Амуре контр-адмирал Казакевич П.В. (Приложение 3) Да заметил так что пишет вот такой рапорт на имя командования, этот рапорт в нашей экспозиции: «Имею честь уведомить, находящийся на корвете «Аскольд» воспитанник Николаевского морского училища Степан Макаров совершенно достоин по мореходным познаниям, принесенной пользе службы во время плавания и отличной нравственности производства в гардемарины».

После окончания мореходного училища наконец сбывается мечта Макарова, он попадает на действующий военно-морской флот.

Глава 2: Начало военного пути

Поочередно он ходит на нескольких судах набирается плавательной практики. И с каждой секунды, проведенной в походах он пытается выжить максимум для собственного саморазвития. В самообучении он видит будущий успех. В последствии, уже более в зрелом возрасте он напишет книгу «Рассуждение по вопросам морской тактики». (Приложение 4)

Вот что пишет сам Макаров в главе самообразование и самовоспитание основываясь на собственном опыте: «Человек, окончивший школьное образование, должен вступить в жизнь с сознанием, что он еще ничего не знает и не имеет никакого военного воспитания и что его познакомили лишь с программой знаний и показали рамки, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания, но и то и другое ему придется достигнуть самому. Своими собственными трудами, не надеясь на чью-либо помощь…».

В одном из походов он становится свидетелем кораблекрушения. Корабль спасут, но этот случай окажет на него огромное впечатление. Всю свою оставшуюся жизнь он будет работать над теорией непотопляемости судов.

Глава 3: Адмирал-изобретатель: что подарил русскому флоту Степан Макаров

Уже в 22 года он придумывает свой легендарный пластырь, который в последствии спасет не одну сотню судов.

3.1. Пластырь Макарова

Над тем, как обеспечить живучесть и непотопляемость корабля, Степан Макаров задумался еще в пору, когда был совсем молодым офицером. Поводом к этому стало плавание на броненосной лодке «Русалка», во время которого корабль наткнулся на камни и затонул бы, если бы не удалось вовремя выброситься на мель. Размышляя над тем, как быстро заделать пробоину в море, чтобы корабль имел возможность своим ходом дойти до ближайшего порта, мичман Макаров и придумал свой знаменитый пластырь. Идея не была нова, парусиной, укрепленной досками, моряки и раньше закрывали пробоины. Но такой способ не позволял держать «заплатки» наготове: слишком много они занимали места. А Степан Макаров придумал не просто пластырь, а такой, который сворачивался в рулон, поскольку укреплявшие его рейки имели трапециевидное сечение (Приложение 5). Демонстрация и регистрация изобретения состоялась в 1870 году, и с тех пор этот инструмент борьбы за живучесть корабля носит название «пластырь Макарова». Судовые пластыри: а - кольчужный; 6 - облегченный; в - шпигованный; г - учебный (Макарова); д - деревянный.

Но он чувствует, что его место в первую очередь в боевом строю, он жаждет проявить себя в сражениях за сою Родину и судьба вновь дает ему шанс. Он использует его сполна.

3.2. Торпедные катера

После тяжёлого поражения в Крымской кампании 1853-1856 годов Россия лишилась военного флота на Чёрном море. В 1860-е годы правительство Александра II не стремилось к войне, а наоборот, старалось укрепить с турецким султаном Абдул Меджидом ровные дипломатические отношения.

Но к осени 1876 года отношения России с Турцией резко ухудшились и стало ясно, что войны не избежать. Из-за неравенства сил на Чёрном море российское командование стало делать упор на постановке минных заграждений. И в этот период, когда начинается очередная русско-турецкая война. Макаров возвращается в родные места уже в качестве действующего офицера военного флота, он чувствует, что у него достаточно умений знаний, храбрости, чтобы себя проявить. Но военных кораблей в России на Черном море нет. Пароходы Русского Общества Пароходства и Торговли (РОП и Т), переоборудуют в военные [2]. Наибольшими боевыми возможностями обладал пароход РОП и Т «Великий Князь Константин», поступивший под командование лейтенанта С.О.Макарова. (Приложение 6)

Вооружение парохода состояло из шестовых и буксируемых мин; шестовая мина представляла собой медный конический цилиндр, прикреплённый с помощью бугелей к концу деревянного или металлического шеста. В цилиндре находилось взрывчатое вещество - пушечный порох с динамитом или пироксилин, и взрыв происходил от удара или гальванически. Шестовая мина взрывалась у незащищённого бронёй борта корабля противника на глубине около восьми футов (2, 44 метра), производя при взрыве пробоину больших размеров. Но кроме этого вооружения, лейтенант С.О.Макаров предложил конструкцию новой облегчённой мины, получившей название «мина-крылатка», с помощью которой можно было удобнее производить атаку.

Также лейтенант С.О.Макаров ходатайствовал перед начальством об оборудовании «Великого Князя Константина» таким образом, чтобы применить его в качестве парохода-матки путём установления на его палубу минных катеров. Эти катера представляли собой обычные шлюпки длиной около 30 фут (9,14 м), шириной 7 фут (2, 3 м) и машиной в 5 л. с., развивавшие скорость 6 узлов. Кроме шестовых мин, катера будут нести мины-крылатки, которые взрывались прямым ударом о борт атакуемого корабля или замыканием гальванической цепи с катера. Предлагая такой вариант, С.О. Макаров самым сложным считал конструирование устройства для быстрого спуска и подъёма катеров в открытом море, когда важное значением имел фактор внезапности атаки. Степан Осипович решил эту проблему за счёт сокращения времени подачи пара и горячей воды в котлы катеров из котлов парохода до 10-15 минут вместо прежних 1,5-2 часов.

Всего на боканцах «Великого Князя Константина» поднималось четыре вооружённых минных паровых катера - «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Минёр». «Таким образом, - подытожил Н.А.Аркас, - пароход этот имеет весьма сильное вооружение и принесёт большую пользу при обороне наших портов».

Через несколько месяцев о Макарове заговорит вся страна, слава дойдет о самого Императора. Макаров предлагает по мнению многих штабных офицеров безрассудный план сделать судно «Великий князь Константин» перевозчиком минных шлюпок, корабль должен был доставлять в ночи эти шлюпки поближе к турецким портам, далее на веслах они подходили к вражеским кораблям и атаковали их минами, привязанными к деревянным шестам. Вы можете себе представить какой это риск на не бронированном гражданском судне заходить в порты неприятеля на расстоянии, с которого можно быстро добрать на шлюпке до корабля врага. Но это только пол дела. Макаровской команде нужно было подходить на шлюпках если не на расстоянии вытянутой руки, то вытянутого шеста к огромным бронированным махинам напичканным большим количеством всевозможного вооружения и бить привязанные к шестам мины о борта кораблей. Уйти живыми, как многие считали, было практически невозможно.

Ведь вряд ли такая махина утонет, а значит она тут же засыплет своими смертоносными снарядами не только шлюпки, но и перевозящие их судна. Но это была не какая-нибудь безумная бравада, Макаров все просчитал и учел менталитет турок, он действовал на турок как ладан на черта, суеверные турки вместо того что произошло и сопротивляется в панике спасались со своих кораблей. Здесь мы на практике увидели потрясающую интуицию Макарова. Турки не могли поверить, что это делают люди. Макаровцы конечно тоже боялись смерти, но они русские люди, которые способны на подвиги ради великой идеи и Макаров все это понимал и блестяще использовал нравственное, идеологическое воспитание, он ставил выше возможности иметь самое современное и смертоносное оружие.

Петр Великий сказал: «Храброе сердце и исправное оружие - лучшая защита государства». Наполеон сказал, что «на войне три четверти успеха зависят от нравственного элемента и лишь одна четверть - от материальных условий».

Этому дали название - активная оборона: нарушали коммуникации противника («наносили неприятельским судам всевозможный вред»), захватывали коммерческие суда, перевозившие различные грузы, в том числе и для снабжения армии. Еще пример, так, 30 апреля 1877 года в 10 часов вечера, подойдя на расстояние семи миль к Батуму, с «Константина» спустили четыре катера, которые, следуя в полной тишине, на подходе к рейду заметили турецкую брандвахту (сторожевой фрегат). Катер «Чесма» под начальством лейтенанта И.М.Зацаренного атаковал противника, удачно подвёл мину-крылатку под левый борт турецкого фрегата, но мина не взорвалась. На фрегате подняли тревогу, открыли ружейный и картечный огонь, который подхватили береговые батареи: все минные катера попали под обстрел и вынужденно вернулись в Поти. На следующий день после атаки русских катеров на Батумский рейд, турецкая эскадра бомбардировала Очамчиры, 2-го мая держалась в виду Сухуми, а вскоре в районе Батума противник сосредоточил до 30 тысяч войск и стянул туда полевую артиллерию.

По итогам июньского крейсерства лейтенант С.О.Макаров коротко доложил начальству: «Спустившись к Анатолийскому берегу и проходя вдоль этого берега, встречал несколько коммерческих судов. Принадлежащие нейтральным державам отпускал, а из неприятельских четыре, по спуске команды их на берег и забрании судовых бумаг, потопил». Это еще раз подтверждает то, что в Русско-турецкой войне 1877-1878 года было положено начало минной тактике в виде внезапных ночных атак с четырёх катеров, производимых ими в основном во время лунного затмения в целях обеспечения скрытности.

Таким образом были потоплены множество кораблей, а многие повреждены. Слава Макарова разлетелась по всей стране и дошла до самого Императора. За свои подвиги Макаров получил золотую саблю с надписью: «За храбрость», награжден орденом Святого Георгия 4 степени, Орденом Святого Владимира 4 степени с бантом, получил офицерские звания капитан-лейтенант, капитан 2 ранга. А среди турок еще долго ходили легенды о черном демоне, которого нельзя увидеть и победить.

3.3 Семафорная азбука

Вплоть до 2011 года моряки русского флота поддерживали связь между кораблями не только с помощью радио и других подобных систем, но и с помощью такой, казалось бы, архаичной системы, как флажковый семафор. Несмотря на давность появления, семафор позволял передавать сообщения с борта на борт максимально скрытно: «услышать» такой «разговор» можно только на близкой дистанции, а значит, перехват исключается. Далеко не все флотские сигнальщики знали о том, что говорят друг с другом, пользуясь еще одним изобретением контр-адмирала Степана Макарова, появившимся в 1895 году. Взяв за основу разработанный в 1866 году английский флажковый семафор, Макаров сумел не просто приспособить его к русской азбуке, сделав длиннее на три буквы, но и выстроил систему, способствующую максимально простому запоминанию. Благодаря этому скорость передачи сообщений флажным семафором у опытных сигнальщиков достигала 100-110 знаков в минуту! Любопытно, что семафорить моряки могли не только флажками, но и бескозырками, если флагов не было под рукой.

3.4 Ледоколы

Но за военным лихолетьем приходит мирная жизнь. И человек с такой невероятной энергией и с неугомонно-мыслящим умом как у Степана Осиповича просто не мог вести спокойную жизнь и почивать на лаврах. «В море - дома», - говорил Макаров. И он не мог без дома, его все время толкает то в кругосветное путешествие, где он проводит массу научных изысканий, и привозит из него огромный багаж знаний, которые до сих пор используются всем миром.

Неустанный десятилетиями занимается он проблемами непотопляемости судов. Многие его разработки станут для того времени не понятными, но через десятилетия надежно войдут в обязательный комплекс мер по спасению судов.

Кроме того, Макаров стает отцом основателем нашего ледокольного флота. И на это он потратит целых пять лет. То, что для России Арктика один из ключевых регионов, он понял чуть ли не с самым первым в нашей стране. Долгие годы борьбы за свои убеждения и у нашей Родины появляется первый в мире арктический ледокол (Приложение 7). «Ермак» становится гордостью России. Вся страна боготворит Степана Осиповича и признает его талант и умение добиваться своего. Макаров лично несколько раз пытается пробиться на ледоколе «Ермак» к Северному полюсу [1]. Совершил на «Ермаке» пятимесячное арктическое плавание к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Кстати, годом ранее «Ермак» успел опробовать себя в роли спасательного судна, приняв участие в операции по снятию с камней броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и спасении полусотни рыбаков, унесенных в Финский залив на льдине. И все же главное свое предназначение он видит в обороне своей Родины.

3.5. Радиоразведка

Внедрение в русском флоте радиоразведки - последнее по времени, но не по значению новшество вице-адмирала Степана Макарова (Приложение 8). Вскоре после того, как с началом русско-японской войны адмирал Макаров был назначен командующим флотом и прибыл в Порт-Артур, он издал 20 (по н. ст.) марта 1904 года свой знаменитый приказ №27. Этот документ предписывал всем радиостанциям флота перехватывать радиопередачи японцев, чтобы можно было не только установить, где находится передающая станция (а значит, выяснить и расположение корабля), но и попытаться дешифровать сообщение. Для этого к расшифровке перехваченных неприятельских депеш привлекли студентов-японистов Владивостокского Восточного института. Результаты появились достаточно быстро: уже в начале апреля радиоразведка позволила сорвать одну из готовившихся японцами морских атак, а затем и спланированную в глубокой, как казалось противнику, тайне операцию по постановке мин. И по сей день 20 марта неофициально отмечается в нашей стране как день радиоразведки - вот уже второе столетие.

Глава 4. Начало военных действий

Любой выход в море Макаров С.О. использовал для подготовки личного состава. Мирное время не повод расслабляться, а наоборот нужно использовать каждый час, каждую минуту морского похода для совершенствования боевой подготовки. «Тяжело в учении - легко в бою», - говорил Суворов, имея ввиду выучку войск на суше, Макаров в этом смысле продолжил его дело в море. Вот что он пишет в своей книге: «В плавании не следует пропускать ни одного случая попрактиковаться в упражнениях, полезных в боевом отношении». Как же нужны были его идеи перед началом русско-японской войны в Порт-Артуре. О после нескольких неудачных походов «Ермака» на Северный полюс Макарова списали на берег.

Его назначают командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. Но сидеть в теплом местечке - это точно не для Макарова. Он как настоящий адмирал интересуется политикой. И опять приходится удивляется его ару видеть будущее. Удивительно, но русско-японскую войну он предвидел за долго еще до ее начала. И предвидел что нападут японцы именно в Порт-Артуре. Вот какое письмо он отправляет командованию за несколько лет до начала войны: «22 февраля 1900 года Макаров подал в главный Морской штаб конфиденциальную записку со своими предложениями по реорганизации Порт-Артура: «Это будет война за обладание Парт-Артуром, падение его будет страшным ударом для нашего положения на Дальнем Востоке». Управляющий Морским Министерством на Дальнем Востоке адмирал П.П.Тыртов грубо обвинил Макарова в недооценке нашей тихоокеанской эскадры. Через 4 года японцы нападают на Парт-Артур.

События разворачиваются так, что Макаров чувствует, что он понадобится России. «Меня пошлют туда, когда ела станут совсем плохи…» это его очередное предсказание сбылось очень быстро. Интуиция Макарова вновь не подвела. В те дни в Порт-Артуре царило полное уныние, Тихоокеанская эскадра потеряла несколько кораблей. Боевая выучка, а главное моральный дух были практически на нуле. Тогдашнее командование во главе с генерал-адмиралом Алексеевым придерживалось принципа что нужно беречь корабли, выходов в море практически не было. Бывало моряки с горечью говорили, что боевые крейсеры превратили в казармы на воде. И когда в ночь с 8 на 9 февраля 1904 года японская эскадра напала на Порт-Артур и началась война с большими нашими потерями, никто из знающих что происходит не удивился [3]. И пришлось вспомнить о том, кто может побеждать в любых ситуациях. Это было уже запоздалое решение пригласить Макарова. За сутки до нападения Макаров в очередной раз писал командованию: «Из разговоров с людьми, прибывшими с дальнего Востока я понял, что флот предполагают держать не на внутреннем бассейне Порт-Артура, а на внешнем рейде…Результат атак будет для нас очень тяжел…».

Командующим Тихоокеанской эскадрой назначают Макарова, он едет в Парт-Артур и берет с собой 1600 мастеров в том числе с Балтийского судоремонтного завода для починки кораблей и модернизации флота. Как он умудрился всего за несколько дней собрать такую гигантскую команду и организовать их выезд, это по силам только такому человеку.

Но на флоте из-за недостатка плавсостава были моряки из крестьян со всей страны. Макарова это не смущало. Конечно такие люди вряд ли могли верить, что от смены руководства будет какой-то толк. Но всего лишь через два дня все поймут кто такой адмирал.

Глава 5. Считанные дни до гибели Макарова С.О.

2 миноносца «Решительный» и «Стерегущий» возвращаясь разведывательного рейда попадают в засаду. «Решительному» удалось прорваться, а вот «Стерегущий» принял бой, силы были не равны. Корабль терпит поражение и чтоб судно не досталось врагу матросы топят его. На берегу этого не знаю, только слышат стрельбу, и вдруг появился на горизонте появился «Решительный», а из бухты стремительно вышел в море крейсер «Новик» где находился сам адмирал Макаров. Он помчался на выручку тонущему кораблю.

Макарову остается жить считаные дни. Но сколько он еще успеет сделать за это время. За месяц с небольшим его эскадра совершит шесть боевых выходов, противник тоже нес существенные потери, на которые не рассчитывал. У наших матросов появлялась уверенность, что можем бить врага на море, а уж какой опыт для офицеров, боевая выучка росла с каждым днем. Уже через несколько недель это была уже другая флотилия, другие люди, способные побеждать.

12-13 апреля 1913 года Макаров отправляет два миноносца в разведку. Разведка не вернулась. Почему Макаров не отдает приказ протралить это место? Почему не принял меры предосторожности? Как так случилось, что через несколько часов «Петропавловск» на борту которого будет Макаров выйдет в море как раз в то место от, куда не вернулись корабли?

Крейсер «Петропавловск» вступает в бой с несколькими неприятелями.

«Петропавловск» погиб. (Приложение 9)

Заключение

Макаров всегда был впереди. Никогда не прятался за спинами матросов. «Помни войну», - говорил он. Нужно готовится до войны, а не когда отступать уже некуда. Великий человек, который отдавался делу Родины без остатка. Россия - вот его главная любовь, ради нее он жил, страдал, сражался и побеждал. Жить не грани было для него делом чести.

Список используемой литературы

  1. Макаров, С.О. «Ермак» во льдах / С.О.Макаров. - М., 2013. - (Вел. рус. путешественники).
  2. Детская военно-морская энциклопедия: Современный флот [Первое боевое применение торпед]- СПб-М., 2002. - С. 292-295.
  3. Монин, С. Русско-японская война (1904-1905 гг.) / С.Монин // Энциклопедия для детей: Т. 32. История войн. - М., 2007. - С. 350-355.
  4. Раздолгин, А. На румбах морской славы / А.Раздолгин, М.Фатеев. - Л., 1988.
  5. Энциклопедия для детей: Т. 27. Вел. люди мира. - М., 2006. - С. 372-373.