Развитие технологического направления в обучения языка

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Современное общество предъявляет повышенные требования к знаниям иностранных языков специалистов различных областей. Сейчас свободное владение английским языком, а также иными языками является необходимым условием профессионального роста и фактором, воздействующим на успешное развитие специалистов различных областей и направлений деятельности. Научно-технический прогресс и информатизация общества вносят коррективы в образовательную сферу. Все в больших объемах получают применение различные технологические ресурсы в образовательной сфере. Это касается и обучению иностранным языкам. В настоящее время оно проводится на основе применения новых технических средств, форм и методов обучения, информационного оснащения, новых технологичных подходов в преподавании. Технология обучения - это комплекс педагогических действий, имеющий четко построенную структуру, выполнение конкретных обучающих и иных действий, которые гарантируют достижение поставленных образовательных целей и задач с учетом непрерывно развивающегося общества и меняющихся условий развития педагогического процесса.

Технология обучения имеет несколько значимых признаков, которые отличают ее от методики и способов обучения:

  • Технология основывается на принципе инструментальности, т.е. она имеет четко обозначенные предписания, инструкции выполняемых действий, которые ведут к достижению конкретного результата;
  • Технология характеризуется воспроизводимостью;
  • Итоговые результаты применения технологии имеют определенное качественное и количественное измерение и гарантию их достижения. Тенденции развития технологического направления в языковом обучении на современном этапе.

Современное общество характеризуется следующими основными тенденциями в развитии методики и технологии обучения иностранным языкам: Постоянно растущая дифференциация применения методов, форм и средств обучения иностранным языкам, определяемая целями и плановыми показателями степени овладения иностранным языком, а также уровнем развития учащихся, их индивидуальными особенностями, условиями обучения. Снижение актуальности применения переводных методов в обучении языкам. Опора в преподавании на активность учащихся в речевом овладении, проявление ими инициативности в усвоении иностранной речи. В учебном процессе активно применяются психические состояния. Использование в обучении современных информационных ресурсов и технических средств. Интегрированное обучение, базирующееся на применении комплексного подхода, совокупности методов и технологий в обучении, гарантирующем достижение его целевого назначения.

Современная система образования применяет несколько основных технологий в обучении иностранному языку. Рассмотрим их.

Технология обучения в сотрудничестве

Данная технология основывается на такой организации преподавания любого иностранного языка, при которой учащиеся строят систему взаимодействия на учебном занятии. Педагог должен создать все необходимые условия для взаимодействия учащихся и их сотрудничества. Учащийся становится субъектом коллектива, за деятельность которого он несет ответственность. Таким образом, цель обучения достигается совместными усилиями учебного коллектива. Каждый учащийся заинтересован в достижении наилучших результатов своего обучения, поскольку они влияют на общие итоги. Учащиеся помогают друг другу в усвоении знаний. В данной технологии активно применяются игровые методы в виде построения ситуаций для общения на иностранном языке.

Дети очень много общаются на иностранном языке, что повышает эффективность занятия за счет большого временного периода, отводящегося на речевую практику. Командная работа повышает мотивацию учащихся.

Технология проектного обучения

Данная технологии базируется на моделировании общественного взаимодействия коллектива учащихся на учебном занятии. Каждому учащему отводится отдельная социальная роль, которую он должен воплотить на иностранном языке. Проектная технология предполагает постановку конкретной проблемы, которую необходимо решить учащемуся. Для этого ему необходимо применить свои языковые знания, а также иные навыки и творческий подход. Поэтому, данная технология обучения является развивающей. К основным признакам проектной технологии относятся: Наличие, преобладающих в проекте, видов деятельности: игровая, сюжетно-ролевая, информационная;

Каждый проект имеет предметно-содержательную сторону: он может затрагивать одну ситуацию социальной деятельности или сферу знаний или несколько разных ситуаций и знаний из разных областей; Проект реализуется несколькими учащимися, либо всем учебным коллективом, при заинтересованности в его выполнении; Проектная технология ориентирована на обучение учащихся более высокого уровня развития.

Технология языкового портфеля

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Языковой портфель - это перечень рабочих материалов, дающих представление об итогах овладения учащимся иностранным языком на всех этапах его изучения. Языковой портфель ориентирован на личное развитие учащегося и на развитие его продуктивной деятельности. Все материалы портфеля содержат информацию о достижениях учащегося в усвоении языка и позволяют контролировать уровень получения знаний в конкретном направлении языкового обучения. Данная технология характеризуется гибкостью. Технология позволяет перенести акцент изучения языка с понятия «обучения языку» на понятие «овладение языком и его культурой». Это означает, что ориентация в обучении смешается с преподавания на самостоятельное изучение языка, при котором портфель является зеркалом этого процесса, отражая достижения учащегося. Языковой портфель эффективен тем, что он дает представления о динамике усвоения того или иного иностранного языка и дать оценку языкового развития учащегося за весь период обучения. Кроме того, он показывает учащемуся уровень развития его языковых способностей, степень продвижения в развитии языковых способностей с начального до конечного этапа обучения, оценить свои реальные результаты, выявить недостатки и работать над их устранением.