Особенности изучения профессионально-ориентированной лексики в СПО: опыт применения приемов технологии развития критического мышления при работе с профессионально-ориентированными текстами

Разделы: Иностранные языки


Одной из главных задач, которая стоит перед преподавателем иностранного языка в настоящее время, является выбор стратегии подготовки студентов для освоения иностранных терминов профессиональной направленности. Преподавателю необходимо четко представлять, какие методы он может использовать, чтобы помочь своим ученикам освоить и научиться активно употреблять в устной и письменной речи терминологическую лексику. Тексты, которые используются для подготовки студентов, должны быть современными, отражать реалии современного языка. К этим текстам необходимо разрабатывать задания, которые способствуют активному усвоению лексики и дальнейшему её использованию в профессиональной деятельности. К таким заданиям относятся задания на обсуждение изучаемого материала, работа с текстами, самостоятельное составление презентаций на изучаемые темы. Конечно, следует отметить, что чем более подготовлен студент в специальных дисциплинах на родном языке, тем легче ему ориентироваться в потоке информации на иностранном языке. И чем более компетентен студент на родном языке, тем больше мотивация для него овладевать дополнительной информацией, а значит, активнее происходит его самореализация на уроке иностранного языка. То есть роль межпредметных связей очень важна.

Для того чтобы достичь наилучших результатов, материал следует изучать поэтапно, системно. Для начала, при изучении новой темы, например на первых занятиях, когда мы приступаем к вводу новой специальной лексики по какой-либо тематике, новые слова и выражения сначала представляются, студенты с ними знакомятся, вносят их в свой словарь. Студенты ведут специальный словарь терминов, которые разбираются на каждом занятии. Так учащимся проще понимать тот объем лексики, который они должны знать в рамках программы. Также при изучении терминологии преподавателю необходимо обращать внимание студентов на тот факт, что часто слова, хорошо известные из обиходной речи, приобретают новые значения в профессиональном языке.

Далее, после ввода новой лексики, идет её закрепление при помощи различных заданий. К текстам для чтения прилагаются задания на составление выводов-резюме: описать, объяснить, сравнить, оценить, обобщить и т.д. В целях интенсивного освоения общенаучного словаря, в котором многосложных слов значительно больше, чем в обиходно-разговорном, применяются трансформационные и подстановочные упражнения, составление вопросов и ответов к специальным текстам, выполнение прямого и обратного перевода частей текстов.

Также для лучшего усвоения лексических единиц на занятиях нами применяются элементы технологии критического мышления при организации работы с текстом. Ниже рассмотрим подробнее некоторые приемы технологии критического мышления, которые нами активно используются на занятиях.

Прием «Кластер» - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Последовательность действий при построении кластера достаточно проста: посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Например, составление кластера при актуализации знаний по теме «Линии электропередач». Учащимся предлагается задание: «Какие основные компоненты, характеристики линий электропередач вы можете назвать на английском языке?» Составляется кластер по данной теме, записываются уже изученные слова и словосочетания. На основе полученного кластера обучающиеся строят устное высказывание по теме.

«Верные или неверные утверждения». Перед чтением текста обучающиеся выполняют задание на заполнение таблицы с утверждениями, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Обучающиеся должны решить верно или неверно то или иное утверждение. До чтения текста они делают выводы согласно имеющимся у них знаниям, после прочтения текста уже согласно прочитанному и сравнивают свои результаты. Полученные результаты обсуждаются.

Statement

Before

After

1. Electric power is transmitted by electric lines

2. Lines are divided into overhead and underground.

3. An overhead lines includes conductors, insulators and supports.

4. The insulators are connected to the buses.

5. Conductors consist of one wire or a combination of wires.

6. Distribution lines deliver power from a station to distribution centres.

Прием «тонкие и толстые вопросы». Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любом из этапов урока. Например, на этапе осмысления содержания текста прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного. На этапе рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу.

Who …?
What … ?
When … ?
Where … ?
Was it … ?
What was the name …?
Are you agree that … ?etc. Why … ?
Explain why … ?
Why do you think that … ?
Was his/her choice right or wrong to your mind?
What is the most important idea of the story?
What is the difference between … ?
If you were … would you … ? etc.

Стратегия «Вопросительные слова». Прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Ниже приводится пример данной стратегии по теме «Линии электропередач».

Questions words

Basic concepts

How?
What?
Where?
Why?
How many?
Where … from?
How much?
Which?
What kind of?
What elements … consist of?
In what areas are … used?

City areas
Power system
Transmission lines
Distribution lines
Losses
Transformers
Conducting wires

Конечно, это далеко не все методы и приемы технологии критического мышления, которые можно использовать на учебных занятиях иностранного языка. Хочу отметить, что использование приемов ТРКМ позволяет поддерживать активность обучающихся на уроке, способствует тому, чтобы студенты сами могли формулировать и задавать вопросы, формирует мотивацию к чтению.

Также хотелось бы сказать, что конечно, при работе с учащимися не стоит забывать о том, что простое заучивание слов будет скучным и неинтересным. Поэтому надо постараться заинтересовать наших студентов каким-либо образом. Для этого целесообразно подчеркивать связь изучаемого материала с практикой, указывать на то, что в настоящее время многие предприятия используют импортное оборудование, зарубежные технологии, развиваются международные экономические связи.

Активизировать, мотивировать на изучение профессиональной терминологии можно также при помощи демонстрации видеоматериалов, касающихся будущей профессиональной деятельности, использовать творческий подход (например, попросить студентов выполнить задание на создание презентации какого-либо продукта, связанного с их профессией, на иностранном языке: презентация новых видов генераторов у электриков или рассказ о своих сайтах у программистов). Такие презентации позволяют студентам проявить свои знания предмета, развить уверенность в своих силах, ведь нужно не просто составить презентацию, но и выступить с ней, интересно рассказать своим одногруппникам о теме своего выступления. Конечно, роль преподавателя в данном случае не сводится только к тому, чтобы дать тему для доклада. Преподаватель должен объяснить, как готовиться к презентации, какой языковой материал лучше использовать, нужно помочь с грамматическими ошибками при составлении доклада.

В заключение хочется отметить, что все упомянутые выше методы, приемы обучения специальной лексики в принципе хорошо известны преподавателям иностранного языка и позволяют добиться достаточно неплохих результатов.

Список литературы

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. [Текст] / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. - Санкт-Петербург: Альянс-Дельта, 2003.- 284 с.
  2. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей. [Текст] / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - Москва: Просвещение, 2011. - 223 с.