Использование ситуационных задач на уроках физики является действенным инструментом для формирования у учащихся познавательных навыков и ключевых компетентностей в соответствии с требованиями современных стандартов образования, а также средством для оценки компетенций учащихся.
Целевое предназначение введения ситуационных задач в учебный процесс определяется тремя основными позициями:
- формирования системы универсальных учебных действий;
- обеспечения условий для применения предметных ЗУНов в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях;
- приобретения учащимися опыта решения задач жизненного характера.
Ситуационные задачи погружают ученика в проблемное поле реальной практической ситуации, позволяют в ходе решения интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных дисциплин. Ученик при решении ситуационного задания получает возможность осваивать интеллектуальные операции: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка, последовательно в процессе работы с информацией в текстах задачи. Учитель, использующий ситуационные задачи, получает средство для оценки компетенций учащихся - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.
Структура ситуационной задачи задаётся следующими элементами:
1. Название ситуационной задачи (задача должна иметь привлекательное название).
2. Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность ситуационной задачи в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).
3. Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные).
4. После формулируются шесть заданий по работе с информацией в текстах ситуационной задачи: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. Задания выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.
При формулировании этих шести заданий ситуационной задачи рекомендуется использовать конструктор задач д. п. н. Л.С.Илюшина.
Категория учебных целей |
Их краткая характеристика |
Ознакомление |
Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта - припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий. |
Понимание |
Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий. |
Применение |
Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. |
Анализ |
Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого. |
Синтез |
Умение комбинировать элементы, чтобы получился новый продукт. Сообщение, план действий, схемы. |
Оценка |
Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться ими извне. |
Пример ситуационной задачи по теме "Рычаги в быту и технике"
7 класс.
Тема 1. «Равновесие твёрдых тел. Простые механизмы»
Тема 2. «Равновесие в жидкостях и газах. Закон Паскаля
Для решения задачи ученик должен знать основные понятия и законы:
- рычаг, точка опоры, плечо силы, момент силы, условие равновесия рычага, выигрыш в силе, «золотое» правило механики;
- давление жидкостей и газов; закон Паскаля, устройство и принцип работы гидравлического пресса, тормоза;
- делать математические преобразования формул и расчёты.
Ученик освоит (научится):
личностные результаты:
- обосновывать необходимость и значимость для себя понимания основных физических величин (плечо силы, момент силы, выигрыш в силе), условия равновесия рычага, практического использования закона Паскаля;
- проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний.
формируемые УУД:
- владеть смысловым чтением текстов разного вида с целью решения учебных задач и удовлетворения познавательных интересов;
- устанавливать связи между элементами содержания, выявлять закономерности в наборе фактов, данных;
- переносить усвоенные способы действий в новые контексты.
проверяемые УУД:
- применять полученные знания (для понимания принципов действия технических устройств);
- преобразовывать одну форму представления информации в другую;
- анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
Рычаги в быту и технике
Список литературы
- Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. СПб.: КАРО, 2008, 96 с.
- Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно - методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю.В. - Киров, 2012. - 72с.
- Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кН. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / сост. О.Е.Лебедев. - СПб.: «Бизнес - пресса», 2006. - 160с.