Подготовка к сочинению-рассуждению на основе приема клоуз-теста. Модельный урок в рамках технологии развития критического мышления

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: сочинение-рассуждение, прием клоуз-тест


Цели урока:

  • Формирование умения читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов;
  • Развитие культуры разговорной и письменной речи, чувства русского языка,
  • Формирование контекстного мышления;
  • Формирование в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением умения самостоятельного анализа, способности увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств;
  • Создание учащимися творческих работ в различных жанрах и стилях.

Задачи урока:

  • Выполнить клоуз-тест;
  • Составить проблемные вопросы по данному тексту;
  • Написать небольшое сочинение-рассуждение по данному тексту.

1 этап урока. СТАДИЯ ВЫЗОВА

Дотекстовая беседа о важности и необходимости умения писать сочинение

2 этап урока. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Работа с клоуз-тестом

Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста.

Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор - читатель», «ученик - ученик»). Контекстное мышление - способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста.

Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как

  • способность чтения и понимания текста,
  • умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам) - информационная компетенция,
  • коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

- Сейчас ваша задача вставить подходящие по смыслу пропущенные слова.

«Ничего не случилось»

Ученик спросил Будду:

- Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

- Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит, что ты тогда будешь делать?

Ученик сказал:

- Что же я буду делать? Никто не виноват, просто случайность, что я оказался рядом с деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:

- Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил тебя. Это всё равно, что ветка с дерева упала на тебя. Не тревожься, иди своим путём, будто ничего и не случилось. #

Буддистская притча

Ученик ……………….. Будду:
- Если меня кто-нибудь ………….., что я должен делать?
Будда ответил:
- Если на тебя с дерева …………сухая ветка и ударит, что ты тогда будешь делать?
Ученик сказал:
- Что же я буду делать? Никто не виноват, просто ……………, что я оказался рядом с деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
- Так делай ………. Кто-то был безумен, был в ……….., и ударил тебя. Это всё равно, что ветка с дерева упала на тебя. Не …………, иди своим путём, будто …….. и не случилось. #

Буддистская притча

- Как бы вы озаглавили притчу?

Составление проблемных вопросов по данной притче.

Работа по проблемным вопросам.

А) Легко ли следовать совету Будды?

Б) Какая проблема поднимается в этой притче? (агрессия, умение не отвечать на нее)

В) Актуальна ли данная проблема?

3 этап урока. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Создание небольших сочинений-рассуждений по изученному тексту:

  • Сочинение-поучение. (Поучение себе и своим сверстникам);
  • Сочинение-рассуждение(«Из этого произведения я понял, что….»)
  • Сочинение-размышление. (Этот текст заставил меня задуматься о…..)
  • Сочинение-эмоция (Этот текст вызвал во мне чувства….)