Формирование правовых знаний у воспитанников старшей группы в условиях дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: права человека, старшая группа, Конвенция о правах ребенка


Программное содержание: Сценарий открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Формирование правовых знаний у воспитанников старшей группы в условиях дошкольного образования».

Сценарий включает в себя:

  • Знакомство детей с историей возникновения международного сотрудничества в защиту прав человека;
  • Знакомство с основными документами, защищающими права человека - «Декларацией прав человека» и «Конвенцией о правах ребёнка»;
  • Развитие интереса у детей к данной теме;
  • Знакомство детей с основными правами человека (например, право на имя, фамилию, отчество и др.);
  • Знакомство детей со свидетельством о рождении;
  • Воспитание в детях уважения к другим людям.

Оборудование и материалы: глобус, «Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка», свидетельство о рождении, дидактический материал, игровой материал, фотографии.

Сценарий занятия

Дети входят под музыку в зал, встают полукругом.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие, и начать мне его хочется по-особенному. Давайте я включу вам одну песню, а вы будете подпевать.

Дети исполняют куплет и припев песни «Солнечный круг» под фонограмму.

Педагог: Большое спасибо, ребята! Сегодня мы поговорим о правах, которые имеют все дети нашей планеты! Давайте подойдём к глобусу.

Дети перестраиваются, встают полукругом возле глобуса.

Педагог: Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живём?

Дети: Земля.

Педагог показывает детям, что суша обозначается коричневым цветом, а вода - синим.

Педагог: Посмотрите на глобус. Как много на нём разных стран и государств! Ребята, а как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Педагог: Правильно! У нашей страны красивое, звучное имя - «Россия». В нашей стране много всего удивительного: красивая природа, восхитительные города, интересные люди. Посмотрите на глобус. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории! В России проживают более 130 народов! А вы знаете, какие народы населяют Россию?

Дети перечисляют народы.

Педагог: Молодцы! Кроме России есть и другие государства. Какие вы знаете государства?

Дети перечисляют государства.

Педагог: Правильно, ребята! В каждом государстве - свой народ. Люди разных национальностей говорят на разных языках, исповедуют разные религии. Любое государство имеет законы, которые наводят порядок и улучшают жизнь людей. В законах говорится о том, что человек может делать, а что не может.

Дети садятся на стульчики.

Педагог: Сейчас я расскажу вам одну интересную историю: «Однажды люди со всех концов Земли собрались вместе. Кто-то приехал с севера, кто-то - с юга. Одни прибыли из богатых стран, другие - из бедных. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, волос, глаз, у них были разные фигуры и лица. Говорили они на разных языках и поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где только закончилась ужасная война. Всех собравшихся здесь объединяло одно желание. Люди хотели, чтобы больше никогда не было войн. Все собравшиеся хотели жить в мире, поэтому они договорились между собой о том, что нужно создать определённые правила поведения и взаимоотношений людей друг с другом. Всё это они записали в одной книге.» В нашем мире тоже существует книга, которая помогает людям избегать войн. Первый документ, с которым я вас сегодня познакомлю - «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. Давайте повторим с вами, как называется документ?

Дети: Декларация.

Педагог: Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе говорится о том, что каждый человек имеет право на жизнь, труд, образование, какой бы национальности он не был. Дети не могут защитить себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребёнка». Посмотрите, дети, у меня в руках книга. Она не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребёнка». В этой книге написаны права, которые есть у каждого из вас. Давайте повторим, как называется этот документ?

Дети: Конвенция.

Педагог: А что написано в этой книге?

Дети: Права детей.

Педагог: Правильно! Сейчас я попрошу одного мальчика и одну девочку выйти ко мне и встать друг напротив друга.

Педагог выбирает мальчика и девочку.

Педагог: Посмотрите внимательно друг на друга и скажите мне, чем вы похожи и чем вы отличаетесь?

Дети отвечают педагогу. Педагог подсказывает детям.

Педагог: Правильно, ребята. Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки у каждого человека есть что-то такое, что нельзя увидеть, но это отличает его от других. Например, наши имена. У каждого человека есть право на имя, фамилию, отчество. Спасибо, ребята, садитесь. Давайте представим, что в семье произошло чудо. На свет появился малыш.

Звучит музыка. Педагог в конверте несёт куклу-малыша.

Педагог:

Лишь появится ребёнок
И дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок
Появляются права!

Одно из самых первых прав ребёнка - право на имя. Как только человек родился, ему сразу дают имя, и с этим именем он живёт всю жизнь. Значит, какое у вас есть право?

Дети: На имя.

Педагог: Правильно. Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, дата и место его рождения, имена его родителей.

Педагог показывает детям документ.

Педагог: Отчество присваивается ребёнку по имени отца. Например, папу мальчика Серёжи зовут Владимир. Значит, отчество Серёжи - Владимирович. У каждого из вас (педагог обращается к детям) есть такое свидетельство. Когда вы придёте сегодня домой, попросите родителей показать вам его. Имя играет очень большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Человек может лишиться всех богатств, но имени лишиться нельзя. Как думаете, а зачем люди придумали имена?

Дети: Чтобы можно было позвать кого-нибудь; чтобы знать, мальчик это или девочка; отличать одного человека от другого и т.д.

Педагог: Правильно. Имя нам очень нужно, без имени трудно познакомиться, общаться друг с другом, понять, о ком говорят. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имён?

Дети: Эй, ты. Эй, мальчик и др.

Педагог: Да, но это оскорбительно, обидно и невежливо. Никогда не отзывайтесь, если кто-то позовёт вас таким образом. Но вот бывают случаи, когда вы хотите обратиться к кому-нибудь, а имени не знаете. Как тогда поступить?

Дети: Надо познакомиться.

Педагог: А вы умеете знакомиться? Представьте, что мы не знаем друг друга и очень хотим познакомиться. Я Татьяна Германовна. А как тебя зовут?

Педагог подходит к детям и спрашивает их имена. Дети отвечают педагогу.

Педагог: Ребята, хотите я открою вам тайну? Каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Это приносит радость. Человек сразу расцветает. Давайте подарим радость своему соседу, назовём его ласково и нежно по имени.

Начинается игра «Клубочек». Дети встают в круг и называют друг друга по именам.

Педагог: Посмотрите, какая паутина ласковых имён у нас получилась! Да, ребята, у каждого из вас есть право на имя, но, чтобы не нарушить это право, нужно соблюдать правила:

  • Не дразниться;
  • Не придумывать друг другу обидные прозвища;
  • Обращаться друг к другу вежливо и ласково;
  • Обращаться к взрослым по имени и отчеству.

Что нужно сделать, если вы случайно нарушили эти правила?

Дети: Извиниться и попросить прощения.

Начинается игра «Назови имя главного героя». Дети составляют из кусков картинку, а затем называют имя изображённого героя.

Педагог: Ребята, какое имя у этого героя на картинке?

Дети: Айболит.

Педагог: Как думаете, почему его так зовут?

Дети: Айболит лечит тех, у кого что-то болит.

Дети продолжают называть имена героев и объяснять, почему их так зовут. (Снегурочка - девочка из снега, дюймовочка - маленькая девочка, с дюйм; незнайка - мальчик, который ничего не знает, и т.д.)

После игры дети садятся на стульчики.

Педагог: Имя может многое сказать о человеке, о его особенностях.

Кто-то читает стихотворение «Имя»:

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Педагог благодарит ребёнка и сажает его на место.

Педагог: Все имена имеют своё значение. А вы знаете, что означает ваше имя?

Дети называют свои имена педагогу и говорят, что означает их имя. Если ребёнок не знает, что значит его имя, то педагог сам ему говорит значение. Например, Майя - богиня весны, Диляра - красавица и т.д.

Педагог: Каждое имя по-своему красиво. Но запомните: не имя красит человека, а человек имя. Добрые поступки, которые совершает человек, могут прославить его имя. Ребята, знаете ли вы, что имя может расти? Сейчас я вам расскажу, как выросло одно имя: «Это было так давно… Появилась на свет девочка, и родители эту девочку назвали ласково «Танюшей». Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать «Татьяной». Сейчас она уже взрослая и работает в детском саду. Для вас она «Татьяна Германовна»». Вот так вот вы растёте, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

Начинается игра «Назови по-взрослому».

Педагог: Представьте, что вы стали взрослыми. Как вас будут называть?

Дети встают и называют свои полные имена.

Педагог: Теперь давайте с вами проведём викторину.

Начинается «Литературная викторина». Дети отгадывают имена героев из стихотворений и сказок.

  • Мала росточком, родилась в цветочке. (Дюймовочка)

    В речке тонет мяч, чей раздался плач? (Таня)

  • Скорей бы приблизился вечер,
    И час долгожданный настал,
    Чтоб мне в золочёной карете
    Поехать на сказочный бал.
    Никто во дворце не узнает,
    Откуда я, как я зовусь,
    И лишь только полночь настанет,
    К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
  • Пусть тяжело вперёд идти,
    Но Кая я должна спасти. (Герда)
  • Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
    Он сам, того не ведая, несёт её домой. (Маша)

После игры кто-то читает стихотворение «Твоё имя»:

Ты носишь имя святого,
Который восславил Христа.
Помни, что жизни основа -
Вера, любовь, красота!
Будь же всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Ребёнок возвращается на своё место.

Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили и что нового узнали.

Дети называют интересные моменты занятия и вспоминают названия документов.

Педагог: Ребята, вы очень хорошо сегодня позанимались!