Формирование универсальных учебных действий (УУД) средствами физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: УУД


К современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения предъявляются новые требования, согласно которым, урок должен быть проблемным и развивающим. Это предполагает, что учитель сам нацелен на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с ним и одноклассниками. Современный урок предполагает организацию учителем проблемных и поисковых ситуаций, активизацию деятельности обучающихся, максимальное применение творческих способностей. В центре внимания урока - дети. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, и ученик должен быть активным участником образовательного процесса.

Сегодня приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

В идеале УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, и характеризует способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Так как, предмет физическая культура остается практически направленным (у нас пока все же меньше теории и больше практики), то и задания мы подбираем так, чтобы формировать УУД можно было непосредственно на уроке.

  • работа в группах;
  • игровая деятельность;
  • поисковые задания;
  • разработка новых заданий;
  • педагогика сотрудничества
  • проектная деятельность

Функции УУД:

  • обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний;
  • формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области.

Задачи УУД на уроках физической культуры:

  • развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры;
  • обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации; - освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности,
  • нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

1) Развивать готовность к сотрудничеству
2) Стремление к физическому само совершенству
3) Стремление к самостоятельному физическому само совершенству
4) Проявлять дисциплинированность, управлять своими эмоциями
5) Формировать потребность к ЗОЖ
6) Формировать выносливость и силу воли для выполнения физических упражнений
7) Стремление преодолевать себя
8) Проявлять качества быстроты, силы, выносливости, координации при выполнении беговых упражнений
9) Стремление к физическому развитию
10) Формировать выносливость и силу при выполнении физически сложных упражнений

1) Различать допустимые и недопустимые формы поведения
2) Уважительное отношение к другим людям
3) Бережное отношение к спортивному инвентарю и соблюдение правил по технике безопасности.
4)Технически правильно выполнять двигательное действие
5) Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений
6) Регулировать дистанцию при беге с одноклассниками
7) Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общие интересы
8) Уметь через диалог разрешать конфликты

1) Умение строить по росту, выполнять простые команды
2) Способы развития физических качеств
3) Организация деятельности с учетом требований её безопасности
4) Умение контролировать скорость и расстояние при беге
5) Умение бежать со средней скоростью и ускоряться
6) Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых досуг в течение дня с использованием средств физической культуры
7) Уметь выбрать для себя с учетом своих особенностей способ закаливания
8) Необходимость отслеживания состояния здоровья
9) Отслеживать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр
10) Умение самостоятельно разрабатывать стратегию игры
11) Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности

1) Понимание ценности человеческой жизни
2) Взаимодействие с родителями, умение формулировать свои цели
3) Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в игре
4) Осваивать универсальные умения при взаимодействии в группах
5) Осваивать универсальные умения, управлять эмоциями во время подвижных игр
6) Взаимодействовать со сверстниками на принципах дружбы и толерантности
7) Взаимодействовать в группах, подчиняться капитану
8) Проявлять положительные качества личности
9) Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий с мячом

Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т.ч. универсальных учебных действий.

Результаты

Виды здоровья

Физическое

Психическое

Социальное

Нравственное

Метапред-метные результаты.

Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и саморегуляции человека. Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (управление движениями, управление процессами в теле).

Понимание развития сознания и мышления, внутренней моральной силы, побуждающей к созидательной деятельности (управлению своими ощущениями и внутренними состояниями).

Понимание морального самообладания, адекватной оценки своего «Я», самоопределения личности в оптимально-социальных условиях микро и макросреды (в семье, школе, социальной группе). Понимание интеллекта как управления мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных и нравственно-духовных ценностей.

Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Понимание комплекса характеристик мотивациионной и потребности информативной сферы, что определяется системой ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Понимание духовности (общечеловеческие истины: добро, красота, любовь, милосердие).

Предметные результаты.

Знание анатомии, физиологии человека, строение и функции всех органов и систем организма человека. Знание физиологических процессов во время выполнения ФУ.

Знание психических процессов человека, темперамента, характера человека, рефлексов (осознанных и неосознанных действий). Имеет знания о чувствах и эмоциях, самооценке, уровне притязаний, тревожности, агрессивности и работоспособности.

Способность интересно и доступно излагать знания о ЗОЖ, формулировать цели и задачи ЗОЖ, аргументировано вести диалог по основам организации и ведения ЗОЖ. Знать о профилактике вредных привычек и различных заболеваний.

Способность проявлять инициативу и творчество при организации различных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, умение оказать помощь при освоении знаний и умений. Способность проявлять дисциплинированность и уважение к окружающим.

Личностные результаты.

Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжений. Понимание своих физических параметров, склонностей и способностей.

Владение знаниями о собственном темпераменте, о чертах своего характера. Владеет навыками логических операций, может долго сохранять свое внимание, систематизиро-вать и классифици-ровать полученные знания.

Владеет умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и применять полученные знания. Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.

Владеет способностью управлять своими эмоциями, проявляет культуру общения, способен адекватно включаться в различные совместные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
Владение умением предупреждать конфликтные ситуации, решать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся.

Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Многие из нас застали времена, когда мы к каждому уроку писали конспект и триединые задачи к нему (образовательная, оздоровительная, воспитательная). Так вот, воспитательные задачи и личностные результаты перекликаются между собой. В личностных результатах заложен воспитательный компонент, который не может формироваться на каждом уроке, но должен присутствовать. Но за время освоения учебной программы эти результаты должны быть достигнуты.

При формировании личностных УУД главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Используя средства ФК, вполне возможно научить школьника:

  • видеть проблему (не может получить золотой значок ГТО)
  • ставить перед собой цель для ее разрешения (развить физическое качество гибкость)
  • планировать свою дальнейшую деятельность (записаться в спортивную секцию, составить и выполнять комплекс упражнений, найти единомышленника)
  • организовывать свое время (не успеет сделать домашнее задание - не пустят в спортзал)
  • проводить самоанализ и рефлексию (динамики результатов, самочувствия, настроения)
  • проектирование (выполнять мини-исследования)

Если совсем коротко сказать, то это умение планировать и достигать цели.

При формировании регулятивных УУД особое внимание уделяется рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность.

Развитие рефлексивной культуры является одной из главных идей современного образования. Она проявляется в:

  • готовности и способности творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
  • умении обретать новые смыслы и ценности;
  • умении адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;
  • умении ставить и решать неординарные практически задачи.

При формировании регулятивных УУД, я часто даю возможность ребятам учить другого - быть в позиции «учителя». Мы ведь знаем, что лучше всего учится тот, кто встает в позицию учителя.

Игра «Ставим оценку»

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;

Если говорить применительно к нашей предметной области и, для простоты понимания делая обобщения, можно сказать, что познавательные УД - это навыки:

  • в ведении наблюдения; (за игрой, за учителем при показе упражнения, за траекторией полета мяча…)
  • сравнительного анализа и синтеза; (кто сильнее, быстрее, выше…)
  • в определение главного в потоке информации;
  • в обобщении и классификации; (классификация лыжных ходов, способов подач, видов спорта)
  • в рациональной работе с текстом;
  • в построении графиков, составлении таблиц и схем (таблицы и графики изменения личных результатов, схемы проведения круговой тренировки, маршрутный лист…)

При формировании познавательных УУД, надо помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Поэтому, нам необходимо научить ребенка правильно применять свои знания.

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности).

Различают:

  • письменную коммуникацию;
  • публичное выступление;
  • продуктивную групповую коммуникацию.

Все мы понимаем, что любое взаимодействие, связанное с общением, развивает коммуникативные качества ребенка. Подразумевается, что если обучающийся сформировал их, то он может:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем, со сверстниками; определять способы взаимодействия;
  • продуктивно решать конфликты;
  • вести монолог, диалог, диспут, дискуссию;
  • знает правила работы в команде; четко и полно передавать партнерам необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • ему знакомы формы построения докладов; умеет создавать презентации.

Коммуникативные компетенции формируются и совершенствуются в практическом общении, поэтому необходимо регулярно для каждого учащегося создавать специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, четко и ясно излагать свои мысли, письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д. Коммуникативная компетенция является необходимым условием успешной реализации личности.

Реализуя ФГОС, на своих уроках даю обучающимся большую свободу. Обозначая цель, предлагаю им самим выбирать каким путем ее достигать. Например: младшие школьники сами предлагают, в какую игру можно поиграть, чтобы развить быстроту реакции или прыгучесть; самостоятельно сооружают полосу препятствий, учитывая цель урока; формируют команды; все мои ученики самостоятельно («»), как они думают, определяют себе объем нагрузки и интенсивность выполнения упражнений; придумывают игровые задания типа «а так можешь? а кто быстрее»? Конечно, чаще их самостоятельность идет в ущерб моторной плотности урока, мы теряем и в уровне развития физических качеств. Скажу честно, что меня как учителя и тренера такое положение дел не всегда устраивает. Но, возможно, при таком подходе, решаются не менее важные задачи образования и воспитания.

К практической группе заданий относится поисковая работа (например, найти необходимую информацию, решить шараду). Этот прием использую при проведении веселых стартов, игр типа «Зарница» или интегрированных уроков. Например, на одном из этапов надо выполнить столько отжиманий, сколько составляет разница между высотами мужской и женской волейбольной сетки. Задания такого типа формируют и познавательные УД, и регулятивные, а если это работа в команде, то и коммуникативные УД.

- Найти объяснение названиям видов спорта, отталкиваясь от его перевода (футбол, баскетбол, бодибилдинг, стретчинг, дайвинг, сноубординг);

Игра «Повтори за мной»

Задачи: упражнять в выполнении основных движений на координационной лестнице, развивать самостоятельность, активность, творчество в движении.

Ход игры

Первый ребенок показывает движение на «Лесенке», другие дети повторяют. Ведущий выбирает того, кто повторил движение точнее всех. Новый ведущий предлагает следующее движение.

Конечно, проще для учителя рассказать, что это такое, для чего применяется, продемонстрировать ряд упражнений и использовать на своих уроках по мере необходимости. Но если дети самостоятельно добудут информацию, поймут, что тренировки с ее помощью широко применяются почти во всех видах спорта, сами будут составлять схемы и выполнять по ним упражнения. Таким образом, мы можем отметить, что при выполнении задания такого типа поисковая работа (работу с информацией) плавно перетекает в разработку новых заданий (схем), которые в дальнейшем можно использовать и в игровой деятельности, и для тренировки физических качеств.

Еще один пример поисковой работы и разработки новых заданий - это знакомство с упражнением «планка». Обучающиеся черпали информацию не только из Интернета, но и от друзей и родственников, посещающих продвинутые фитнес центры, придумывали варианты выполнения сами. А по итогам этой работы, провели даже мини-состязания: максимально долго простоять в определенном положении.

Правильная организация поисковой работы, разработка обучающимися новых заданий часто становятся толчком к выполнению проектов.

Одним из видов мини-проекта можно считать составление и проведение комплекса упражнений определенной направленности (для разминки, развития физического качества «быстрота» или «выносливость», на укрепление мышц брюшного пресса и спины и пр.). Более сложный вариант такого вида задания: составление тренировочной программы (например: для себя, чтобы развить определенное физическое качество, худеющей родственницы или сестры, находящейся на домашнем обучении).

Хорошо формируются УУД при выполнении задания: составить комбинаций из ранее изученных элементов. Задание составить и выполнить связку из 5-6 элементов, чтобы она смотрелась, как единое целое обучающиеся получают на уроках гимнастики, когда они освоили базовые упражнения: кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мостик, колесо, сед углом руки в стороны. И поверьте, там такие возможности для формирования УУД…

Еще одной разновидностью мини-проекта может стать организация малознакомой (или незнакомой) подвижной игры. Это хорошо работает после каникул, пока свежи воспоминания (кто-то был в оздоровительном лагере, кто-то отдыхал у родственников). Кстати, обучающиеся любят сами придумывать новые игры, игровые задания, вносить изменения в уже существующие.

Говоря о формировании УУД хочу отдельно отметить еще одно направление - это педагогика сотрудничества.

У нас в школе есть много ребят, которые регулярно занимаются в спортивных секциях на базе Спортивного комплекса с. Хомутово. Особенно дети любят футбол. Так вот, они на переменах для желающих начальной школы проводят мастер класс, показывают элементы разминки «футболиста».

Примером педагогики сотрудничества можно считать пополнение силами обучающихся методической копилки (изготовленные схемы выполнения упражнения «планка» и упражнения для координационной лестницы, используются обучающимися других классов); помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий.

Теоретические задания для формирования УУД

В рабочей программе по физической культуре нет строго фиксированного количества теоретических часов, но стандартом заложена необходимая для изучения информация и мы, учителя физической культуры, не можем ее игнорировать.

Знаю, что некоторые учителя отводят для теоретических уроков время в начале изучения нового раздела и проводят их в обычных учебных классах.

Я же стараюсь давать информацию дозированно. На каждом уроке нахожу возможность и для повторения пройденного материала, и на изучение нового.

Вполне уместно, во время партерной гимнастики, выполняя стрейч-упражнения побеседовать с обучающимися по пройденным темам и выяснить, на сколько они их уяснили (что такое гибкость, от чего зависит, как развить, какие-либо феноменальные примеры проявления этого физического качества);

Или в начале урока по лыжной подготовке побеседовать на темы: тепловой режим, профилактика обморожений, зимние виды спорта, чемпионы, виды лыжных ходов…

Если кто-то устал - обратить внимание на признаки утомления или выслушать версии обучающихся почему одинаковая для всех нагрузка вызывает различные реакции организма, что делать?

Естественно, что у других учителей больше возможности для формирования УУД познавательного характера. Мы меньше времени отводим на изучение тем, опросам по пройденному материалу, работе с карточками. Исключение составляет то время, когда идет целенаправленная подготовка школьников к Олимпиаде по предмету или Президентским состязаниям.

Освобожденным от физических нагрузок, можно дать задания такого типа:

Работа с текстом. Прочитать текст. Найти определенное количество ошибок за отведенное время. Беру какой-либо текст за основу и намеренно делаю ошибки (история, правила игры, судейство). Анализ ответов дает картину уровня знаний.

Более сложный вариант - лента времени. Это прием, который позволяет формировать познавательную деятельность без текста (какое событие происходило за каким).

В заключении хочу сказать:

Формируя УУД мы поднимаем уровень образования на такую высоту, которая позволит обеспечить выпускнику достойную жизнь и свободное развитие.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия. Задача учителя показать ученикам, что это физическая культура. Чем выше культура, тем выше будет уровень эстетического и этического развития, тем более гармонично развитый человек вырастет в дальнейшем.

Подвижные игры, которые я использую на своих уроках для формирования регулятивных и коммуникативных УУД

Антивышибалы

В центре игровой площадки стоит водящий. На противоположных сторонах площадки распределяются остальные игроки (дистанцию следует определять по возможностям играющих) Задача игроков заключается в том, чтобы перебросить мяч на противоположную сторону, но так, чтобы его не поймал водящий в центре. Если водящий поймал мяч, то тот, кто его бросил, присоединяется к водящему, и так игра продолжается, пока не останутся 1-2 человека. Во избежание споров кидать мяч следует по очереди с каждой стороны. Водящий (водящие) не должен выходить за пределы площадки, в пределах игровой зоны он может передвигаться свободно.

Еще интереснее продолжить игру наоборот. Когда остаются 2 человека, они продолжают перебрасывать мяч друг другу, но теперь те, кто перехватывает мяч, выходят из центра на ту сторону, откуда он был брошен. Игра продолжается, пока все не выйдут кроме одного, он и начнет следующую партию водящим в центре.

Также можно продолжить игру, как в «Вышибалы»: кого выбили, тот и выходит на сторону того, кто его выбил, и ввести правило: бросать мяч только низом (даже желательно катить, иначе играя на улице, дети начинают делать очень высокие броски, которые невозможно достать).

Бросай далеко, собирай быстрее

Класс делится на две команды - метателей и собирателей. Те и другие становятся у стартовой линии. По первому сигналу метатели бросают вперед малые мячи (мешочки), по второму - стартуют собиратели, стремясь побыстрее подобрать мячи и возвратиться на место старта. Учитывается время от начала бега до момента возвращения с мячом последнего члена команды. Затем команды меняются ролями.

Игра повторяется несколько раз. Побеждает команда, закончившая с лучшим временем. Можно учитывать все забеги или считать по количеству забегов, выигранных командами. За преждевременные старты начисляются штрафные секунды или является фальстарт (все собиратели возвращаются обратно и ждут сигнала вновь).

Вышибалы с кеглями

Играют две команды, каждая находится на своей половине игровой площадки, на территорию противника игроки заходить не должны. На дальних линиях у каждой команды стоят по 4-5 кеглей. Игроки стараются выбивать друг друга мячом. Нельзя ловить мяч с лету, брать катящийся мяч, пока он не коснется стенки, потолка, другого игрока или кегли, иначе будет засчитано попадание и игрок покинет площадку.

Если удается сбить кеглю противника, засчитывается свечка, которую можно потратить на спасение выбитого игрока или оставить для команды на будущее. Считается любое сбивание кегли: от стены, другого игрока, от другой кегли, даже если свой игрок, пробегая мимо, заденет ее ногой. Как только кегля засчитана, команда обязана ее поставить вновь. Защищать кегли можно только от мячей, летящих от потолка, стен, игрока или другой кегли. Если мяч катится по полу точно в кеглю, защитить ее никак не получится. У игроков появляется выбор: выбивать игроков команды-соперницы или зарабатывать свечки. Некоторые игроки вообще забывают, что кого-то надо выбивать, стараясь заработать больше свечек.

Когда игра проводится одним мячом, динамика не очень высокая, но стоит только добавить второй, а может быть, и третий - все меняется. Оптимально - два мяча.

Вышибалы через сетку

Играют две команды. Задача игроков - выполнять броски через волейбольную сетку, стараясь попасть в игроков, которые находятся за ней. Ловить свечки можно, как и в обычной игре «Вышибалы», но, кроме того, можно ловить мяч с отскока. Свечку не засчитывают, но игру продолжить можно. Если игрок пытался поймать мяч, но у него не получилось (мяча коснулся, но не удержал), выбывает. Попадания от потолка и стен не считаются. Можно играть двумя мячами.

Вариант игры залпами: сначала один залп (5 мячей) делает одна команда, затем другая. Выбитые покидают площадку после двух залпов. Если игроков много, то бросающие пятерки все время меняются (все должны попробовать побросать).

Парашютисты

Играющие делятся на 2-4 команды парашютистов. По количеству команд устанавливают гимнастические скамейки - самолеты (на расстоянии 1,5-2 м одна от другой). У одного конца каждой скамейки обозначается круг диаметром 30-40 см - место приземления, где находятся судьи (можно задействовать освобожденных учеников).

По первому сигналу учителя игроки команд становятся на скамейки - садятся в самолеты. По второму сигналу парашютисты по одному выпрыгивают из самолетов, стараясь приземлиться точно вкруг. Судьи оценивают приземление. Приземление считается точным, если парашютист попал в обозначенный круг и сохранил устойчивое равновесие, выпрямился в основную стойку и вышел из круга, не теряя равновесие. За каждое правильное приземление команда получает одно очко. Выигрывает команда,набравшая больше очков.

Используемая литература

  1. Матвеев А.П. Физическая культура. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2015.
  2. Фролов И.Т. Философский словарь. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981.
  3. Беляев А.А. и др. Эстетика словарь. М.: Политиздат, 1989.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Москва Просвещение, 2014.
  5. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. А.Ю.Патрикеев. Волгоград 2013.