Индивидуальный учебный проект: от идеи до воплощения

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


В настоящее время исследовательская деятельность для школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса. Исследовательская деятельность позволяет учащимся развивать интеллектуальный потенциал, способствует развитию личности и самоопределения учащихся.

Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Первым шагом для написания учебного проекта является выбор темы.

Выбор темы исследования - очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу.

Кроме выбора интересной для ученика темы решить эту задачу помогут следующие приемы:

  • показать ученику, как связана тема исследования с его жизнью, какие полезные для себя практические результаты он сможет получить (например, описанный выше футболист сможет понять, как набирать спортсменов в команду, чтобы она была эффективной);
  • рассказать о широких возможностях для развития (в том числе для самоопределения), которые даст ученику исследовательская работа, описать, чему он научится, и как это ему поможет в учебе и в жизни;
  • помочь увидеть междисциплинарные связи, расширяя кругозор учеников и формируя представление о научной картине мира;
  • поддерживать самостоятельность, инициативу ученика всегда, когда это возможно;
  • в случае групповой работы объединять учеников в группы с учетом их интересов и симпатий;
  • пробуждать любознательность учеников, приводя интересные факты, ставя увлекательные вопросы и т.п.

Типичные ошибки на этапе выбора темы индивидуального проекта:

  • Принуждение делать проект в области, которая не интересна учащемуся
  • Выбор слишком широкой темы
  • Выбор не актуальной темы
  • Не соответствующей возрасту учащегося И ЕГО ВОЗМОЖНОСТЯМ
  • Невозможности выполнения из-за недоступности оборудования, материальных затрат, сложности методик.
  • Метафорическое название (звучит ярко и образно)
  • Описательное название (является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе)

Принцип проблемности: Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину.

Например, удачно сформулированы темы: «Как нас заставляют покупать (язык телерекламы)», «Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь», «Нарушение норм литературного языка в рекламе». А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка: «Юмор в школе», «Феномен анекдота» и др.

Названию проекта должно быть точным, лаконичным, правильно оформлено по стилю и иметь оптимальный вариант (7-9 слов).

Как правило, выбор темы должен отвечать четырем требованиям: 1) тема должна соответствовать склонностям конкретного начинающего исследователя;

2) основные тексты должны быть достижимы;

3) основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного начинающего исследователя);

4) избранная методология должна соответствовать реальным возможностям конкретного начинающего исследователя.

Итак, какой же должна быть хорошая тема.

  • Интересна исследователю не только на данный момент, но и на перспективу и отвечает задаче развития его личности;
  • Интересна научному руководителю;
  • Опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;
  • Соответствует принципу научности;
  • Доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;
  • Посильна по объему и времени, необходимому для её выполнения;
  • Содержит проблему, требующую решения.

Выбор темы - ответственный этап работы. Недаром говорят, что правильно выбранная тема - это уже наполовину решенная проблема.

После утверждения темы следует теоритический этап. Задания, которые даются учащимся на этом этапе, должны активизировать познавательную активность. Интересные формулировки заданий, стимулирование творческого подхода к их выполнению повысят вовлеченность школьников в работу:

  • «Подумай, как бы ты поставил эксперимент, описанный в этой статье»;
  • «Сравни эти статьи и найди отличия в подходах авторов к решению проблемы»;
  • «Проанализируй объяснение, которое дает автор результатам своего исследования. Как ты думаешь, возможно ли другое объяснение? Если да, то какое?» и т.п.

Желательно, чтобы задания были логично связаны между собой, - так у учащихся будет формироваться представление о системности теоретической работы и ее структуре. Следует также учитывать уровень подготовки ученика к исследовательской работе. Чем он ниже, тем более дробные, пошаговые задания следует давать, постепенно переходя от самых простых к более сложным.

В процессе теоретической работы необходимо чтобы у учащихся сформировалась мысль о том, что нельзя осуществлять исследование в отрыве от накопленных результатов других авторов по исследуемой теме. Нужно сначала получить представление о современном состоянии изучаемой проблемы, узнать, что уже сделано другими исследователями для ее решения, а какие научные загадки еще не решены. Изучая литературу, важно увидеть, какие есть подходы к решению проблемы и объяснению наблюдаемых явлений, проанализировать взгляды разных авторов, выявить основные тенденции в развитии темы. Анализ методов, которые используют разные исследователи для изучения проблемы, поможет школьнику выбрать методы своего исследования.

Таким образом, с помощью изучения теоретических источников ученик получает ориентиры, которые помогут ему определить место собственного исследования среди других исследований по теме, выбрать направление работы, методически грамотно поставить ее цели и задачи и т.д.

После подбора теоритических материалов необходимо провести определение научного аппарата исследования, которое включает в себя:

  • постановку цели и задач исследования,
  • выдвижение гипотезы,
  • определение объекта и предмета исследования,
  • выбор методов исследования,
  • обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости работы.

Цель работы должна указывать на явление, которое будет изучаться, и на основной вопрос, на который планируется ответить в ходе исследования (что именно будет изучено, выявлено, определено и т.п.).

Задачи должны описывать основные шаги, которые надо будет предпринять для достижения цели.

Объект исследования - это то явление окружающего мира, которое изучается в работе (оно же указано в цели), предмет - какие-либо свойства или особенности объекта.

Гипотеза - это предположение о результатах исследования (какой ответ на основной вопрос исследования мы получим?)

Методы - это способы достижения цели и задач исследования. Описывая методы исследования, мы отвечаем на вопрос: «Как будет изучаться предмет исследования?

Обоснование актуальности исследования должно содержать ответ на вопрос: почему должно изучаться данное явление?

Обоснование научной новизны базируется на описании роли данного исследования среди других работ по данной тематике, отличий полученных результатов от результатов других исследователей.

Обоснование практической значимости должно содержать перспективы использования результатов исследований в практике.

На следующем этапе - практическом - учащиеся решают самостоятельные экспериментальные задачи: ставят опыты, проводят опросы, интервью, тестирования, собирают и систематизируют различные материалы и т.д. На этом этапе учащимся необходимо провести практическое исследование проблемы с формированием выводов по проделанной работе. После этого наступает этап оформления и защиты работы.

На практике часто бывает, что на оформление работы остается мало времени. Поэтому их интерес к работе на этом этапе может быть сниженным. Все эти факторы нередко приводят к тому, что, выполнив интересное и качественное исследование, учащиеся затрудняются описать его на высоком уровне, и на конкурсы исследовательских работ поступает большое количество неряшливо оформленных, невнятно написанных текстов, которые получают низкие оценки экспертов. Таким образом, на этапе оформления работы на научному руководителю необходимо поддерживать мотивацию учащихся.

На этапе подготовки к защите руководителю необходимо решить ряд довольно разноплановых задач, среди которых формирование различных компетенций - от подготовки текста выступления до навыка публичного выступления, - а также психологическая поддержка школьников во время подготовки и участия в защите.

Типичные ошибки, которые встречаются в выступлениях школьников на конкурсах исследовательских работ:

  • слишком длинное вступление,
  • многословное обоснование актуальности темы,
  • отсутствие главной мысли и логики изложения,
  • перечисление малозначимых деталей проведения эксперимента,
  • стремление привести как можно больше численных данных,
  • отсутствие анализа результатов.

Выступление сопровождается демонстрационными материалами, на публичных слушаниях это компьютерная презентация, на стендовом докладе - постер (стенд). Дополнительно могут использоваться модели, образцы из коллекций и т.п.

Основные рекомендации, которые может дать руководитель при подготовке демонстрационных материалов, касаются в основном отбора и способа представления иллюстраций:

  • использовать минимум текста, включать только основные формулировки, краткие тезисы, выводы;
  • основной объем должны заполнять материалы в графической форме - графики, диаграммы, схемы, фотографии, рисунки, поясняющие слова докладчика;
  • обратить внимание на легкость восприятия информации (текст, графики и т.д. должны быть хорошо видны);
  • соблюдать единство стиля и лаконичность дизайна (не должно быть объектов, не несущих смысловой нагрузки и отвлекающих от сути исследования).

По опыту экспертной работы, можно отметить следующие типичные ошибки в оформлении презентаций: много мелкого текста, много анимации, неудачное соотношение цвета фона и текста, мелкие рисунки с большим количеством мелких деталей, отсутствие названий, подписей к осям, легенды на диаграммах и графиках.

Решение всех задач играет большую роль в формировании как исследовательской, так и общей культуры школьников, вносит большой вклад в их самоопределение.