Главной целью обучения иностранному языку младших школьников является владение основными речевыми конструкциями, которые соответствуют пороговому уровню владения на основании Общеевропейской шкалы языковой компетенции (The Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment, CEFR или CEF). Обучение говорению основано на темах, которые отвечают реальным потребностям и интересам учащихся младшего школьного возраста.
Чтобы способствовать общению учащихся мы должны учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться, или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?
Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения английскому языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом.
Задача учителя состоит в создании ситуаций учебного билингвизма, которые способствовали бы общению учащихся. Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, т.е. интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact»- «взаимный», «act» - действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия - часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Для решения этих целей отлично подходят следующие приемы:
- Описание картинки с использованием изученных грамматических конструкций. Целью этого задания является целевое использование изученных грамматических конструкций в комбинации с лексическими единицами. Для повышения интереса учащихся к выполнению задания можно разделить учеников на команды и ставить баллы за правильно составленные высказывания. На усмотрение учителя задание можно усложнить, заранее обговорив, какие лексические единицы ученики должны обязательно использовать при выполнении задания. Другим хорошим вариантом, повышающим мотивацию, является увеличение баллов за более длинные и лексически сложные предложения.
- Одной из разновидностей приема, описанного в предыдущем пункте, является задание, которое включено в международные экзамены по английскому языку, а именно сравнение двух картинок и поиск отличий. При помощи этого задания ученики очень быстро осваивают такие грамматические конструкции как hasgot, thereis/thereare, heiswearing, itisbig/black, etc.
- Использование карточек. В начальной школе наглядность играет важную роль при развитии многих навыков. При изучении лексических тем учителя иностранного языка часто используют карточки с изображением реалии, относящейся к слову. При обучении говорению карточки можно использовать для создания мини-игр или стимула для создания высказывания. Одним из приемов, используемых мною на уроках английского языка, является MixPairShare - прием, позаимствованный из сингапурской методики обучения и адаптированный для работы в малочисленных группах. Карточки в данной ситуации используются как стимул к началу диалога в паре. С помощью этого приема мы отрабатываем использование в речи базовых грамматических конструкций и изучаемых лексических единиц. Одним из важнейших навыков, развиваемых в данном приеме, является навык взаимодействия с собеседником. Перед выполнением задания ученикам всегда ставится определенная речевая задача, с которой они должны справиться. Для этого необходимо слушать своего партнера, правильно задать вопрос и, если нужно, переспросить.
- Одним из интересных приемов, дающим хорошие результаты при обучении говорению является использование настольных игр. Условно можно разделить их на лексические и грамматические.
- Грамматические настольные игры характеризует более четкая структура и правила. Как правило, игра составляется для отработки одной грамматической конструкции в речи и доведения её до автоматизма. Традиционные настольные игры, такие как морской бой, snakes and ladders, и даже обычные «бродилки», прекрасно адаптируются под такие грамматические игры. Дети получают истинное удовольствие от азарта игры, ее простых и понятных правил, а также погружения в иноязычную среду.
- Лексические настольные игры являются более творческими и подходят для спонтанной речи. Такие игры также можно разделить на несколько категорий: игры, в которых отрабатывается только лексика (как правило это игры на запоминание, например, memory или scrabble), к другой категории стоит отнести игры, которые нацелены на улучшение беглости речи и её спонтанность (например Taboo, Cluedo, Alias, Activity, Mafia). Стоит отметить, что настольные игры, несомненно украсят и разнообразят ваш урок, но, к сожалению, большинство игр требуют времени не только на игру, но и на ее объяснение. Зачастую бывает достаточно непросто вписать этот прием в канву урока, так как дети очень увлекаются игрой и их сложно переключить на другие виды деятельности, которые не являются настолько увлекательными. При планировании занятия необходимо учитывать возможные риски и выделять достаточное количество времени.
- Одним из важных приемов, используемых многими учителями английского языка Павловской гимназии является драматизация. К ней можно отнести такие задания как разучивание диалогов, разыгрывание пьес, сказок, историй. Одним из важнейших этапов этого приема я считаю составление собственных диалогов и историй на основе ранее изученного. При использовании таких заданий у детей формируются прочные навыки по изученной теме, проявляется их творческий потенциал и заинтересованность в результате.
- Мини-проекты. На уроках обобщения и повторения я часто использую мини-проекты, которые дети создают в течение урока. Целью этого задания является составление монологического высказывания по заданной теме. Объем высказывания зависит от ступени обучения, как правило, он составляет от 8 до 12 предложений. В монологическом высказывании используются только изученные конструкции и лексика (чем больше, тем лучше). Обычно создание проекта сопровождается рисунком, скетчем, аппликацией, которая будет служить опорой при устном ответе.
В заключении хотелось бы отметить, что развитие речевых навыков у учащихся начальной школы является достаточно сложным процессов как для учеников, так и для учителя. Одним из важнейших факторов, которые способствуют развитию устной речи на иностранном языке является позитивное подкрепление со стороны педагога на каждом уроке.