В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежат в основе повышения качества образования.
Обратимся к традиционному представлению о результате обучения, дополняя его инновационными формами оценивая.
Структура процесса оценивания включает в себя следующие компоненты:
- цель оценивания
- субъекты оценивания
- объекты и предметы оценивания (в том числе и компетенции)
- оценочные материалы (оценочные средства, диагностический инструментарий)
- результаты оценивания.
Рассмотрим каждый из перечисленных структурных элементов.
Цель оценивания - установить соответствие достигнутых образовательных результатов тем, которые были запланированы в целеполагании программы.
Субъекты оценивания в дополнительном образовании - это воспитанник/учащийся и педагог. Рассматриваются:
- личностные достижения
- приращение знаний, умений, навыков
- прогресс/проблемы, требующие решения.
Объект оценивания - это продукт деятельности учащегося или сам процесс его деятельности.
Предмет оценивания - это совокупность определённых свойств объекта оценивания, на основании которых по специальным критериям устанавливается наличие той или иной компетенции: способность или готовность учащегося к выполнению определённой деятельности.
Например, объект оценивания - поделка, письменная работа, выполненная учащимся (доклад, эссе и др.), предмет оценивания в этом случае - определённые характеристики, свойства, по которым можно установить соответствие данной работы общепринятой норме, стандарту.
Оценочные материалы. Сегодня используют различные термины, в зависимости от того, что будет оцениваться. Если оцениваются когнитивные, т.е. познавательные процессы учащихся (память, восприятие, мышление, воображение), применяются контрольно-измерительные материалы,например, тесты, тестовые задания, т.е. количественная шкала оценок.
Для оценивания компетенций применяются оценочные средства, например, практические или проектные задания или диагностический инструментарий (психолого-педагогические методики и диагностики).
В качестве дополнительного способа оценки компетенций может использоваться Портфолио учащегося - набор документальных материалов, свидетельствующих об индивидуальных достижениях учащегося. В системе оценивания Портфолио рассматривается, как вариант накопительной системы оценки достижений. Его так и называют «папка-накопитель».
Портфолио коллектива относят к разряду инновационных форм оценивания, называя его «аутентичной», т.е. истинной, транспарентной оценкой деятельности. Действительно, сопоставляя результаты работы своего творческого коллектива с общепринятыми образовательными стандартами, руководитель и сам сможет сделать вывод о наличии прогресса в обучении или необходимости пересмотра и совершенствования организации деятельности объединения.
Ещё одним показателем качества образовательных результатов является разработка индивидуального маршрута одарённого ребёнка - выявление детей с предпосылками одарённости и их психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах развития.
Результат оценивания - это оценка, т.е. решение о наличии или отсутствии конкретной компетенции. Эта мера может быть количественная, выраженная в числах (например, баллах) или качественная, выраженная словами (напр., высокий уровень, выше среднего и т.д.).
Метапредметные и личностные результаты учащихся выявляются и диагностируются путем педагогического наблюдения в ходе занятий и с помощью специальных методик, в соответствии с периодизацией возрастного развития.
Исходя из опыта практического применения, приводим примеры оценочно-диагностических материалов и психолого-педагогических методик, применяемых во Дворца творчества детей и молодёжи им. О.П.Табакова г.Саратова.
Методики для дошкольников 5-7 лет
1) «Изучение уровня развития воображения» (Г.А.Урунтаева и Ю.А.Афонькина) [http://studopedya.ru/10-59346.html];
2) Методика «Закончи историю» [http://psylist.net/praktikum/00169.htm];
3) Методика «Столкновение мотивов» (Н.И.Гуткиной) [http://works.doklad.ru/view/xMu3hvPFdEo/5.html];
4) Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина); Карта проявлений активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова).
Методики для младших школьников 7-12 лет
1) Вводный тест «Самооценка коммуникативного развития» (Фотековой Т.А.) [Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М., 2000];
2) Тест «Размышляем о жизненном опыте» (методика Н.Е.Щурковой), адаптирован для младших школьников В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым [http://www.psylist.net/praktikum/00176.htm].
Методики для старших 13-17 лет
1) Методика "Готовность к саморазвитию" (по С.Грачеву) [http://dubnagvard.reg-school.ru/download/13942];
2) Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана М.И.Рожковым) [http://psylist.net/praktikum/00178.htm];
3) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой "Справочная книга школьного психолога") [http://karpolya.ru/uploads/psiholog/kommunikativnye-sklonnosti.doc].
Таким образом, оценка качества освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы очень важна, т.к. она не только определяет уровень их теоретической и практической подготовки по выбранному предметному направлению, но и отражает личностный рост.