Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких животных Сибири зимой.
Познавательное развитие:
- Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких животных, особенностях их поведения и питания.
- Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять их существенные признаки.
- Вызвать интерес к жизни животных.
- Развивать логическое мышление, воображение, любознательность, память, речевую и общую инициативу детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- Упражнять в умении наклеивать детали на лист бумаги, аккуратно пользоваться клеем.
- Закреплять умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путём прижимания друг к другу.
- Вызывать радость от восприятия результата своей работы.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать бережное отношение к животным, чувство товарищества; совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Речевое развитие:
- Развивать связную речь.
- Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о диких животных Сибирского края.
Активизация словаря: трещит, воет, силуэт, спячка, берлога.
Материал: ноутбук, магнитофон, картинки с изображением предметов одежды для прогулки в холодную погоду, силуэты зайчика серого и белого цвета на каждого ребёнка, большой лист бумаги белого цвета, белые следочки, макет дерева, пластилин, дощечки для лепки, листы бумаги формата А-3, готовые детали из бумаги, клей, розетки, кисточки, подставки под кисточки, клеёнки, салфетки - на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- Просмотр презентаций о диких животных Сибирского леса.
- Рассматривание картин на тему: «Дикие животные», составление рассказов по картинам.
- Проведение дидактических игр «Кто, где живёт», «Кто лишний?», «Чей хвост», «Найди маму» и др.
- Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Какое у вас сегодня настроение? Покажите!
Дети показывают (с помощью мимики или пиктограмм, расположенных на «Панно настроений»).
Воспитатель: А как вы думаете, мы можем своё настроение кому-нибудь подарить? А давайте подарим его друг другу. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, то хорошее и весёлое настроение, что живёт в нашем сердце.
Примечание: если кто-то из детей чем-то расстроен, ему грустно, скучно и т.п., воспитатель предлагает поделиться с ними своим настроением тем детям, у которых оно хорошее.
Триз-игра на развитие умения выделять противоречие в предметах «Хорошо - плохо»
Воспитатель: У меня сегодня по-настоящему весеннее настроение! Даже не верится, что закончилась зима! Ребята, скажите, а зима - это хорошо или плохо? (дети высказывают своё мнение) А почему зима - это хорошо?
Дети: Потому что можно кататься с горки, лепить снежки и снеговика, встречать Новый год и пр.
Воспитатель: А почему зима - это плохо?
Дети: Холодно, мороз, много одежды надо одевать и пр.
Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу пойти на прогулку в лес. Хотите со мной прогуляться?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда давайте оденемся потеплее, потому что на улице ещё довольно прохладно. Выберите из предложенных картинок те, на которых изображены предметы одежды для прогулки в холодную погоду.
Дети выбирают нужные картинки и располагают их в той последовательности, в которой их следует надевать.
Динамическое упражнение «На дворе сегодня ветер»
На дворе сегодня ветер,
По лесу гуляют дети, (свободно ходят по группе)
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают (потирают ручки)
Чтоб не зябли наши ручки
Мы похлопаем в ладошки (хлопают)
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко (топают)
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
Холод нам теперь не страшен,
Все мы весело попляшем (танцуют)
Вот как мы плясать умеем,
Вот как ножки мы согреем.
Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в лесу. Послушайте, как воет ветер, как хрустит снег под ногами, как щебечут птицы... Ребята, посмотрите, как красиво вокруг! Что вы видите? (ответы детей).
(Слайд 1 - картинка заснеженного леса, аудиозапись «Звуки леса»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картинку, а чей это силуэт виднеется на снегу? (Предположения детей). Я вам загадаю загадку, и если вы ее правильно отгадаете, то отгадка появится на экране.
Ходит летом косолапо.
А зимой сосет он лапу.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы, отгадали.
(Слайд 2)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, что мишка делал зимой в лесу?
Дети: Зимой медведь спал в берлоге.
Воспитатель: Правильно, ребята. Когда наступает зима, ягод нет, меда нет и кушать мишке нечего. Поэтому он зимой впадает в спячку и спит до самой весны. Медведи усиленно питаются осенью и копят толстый слой жира, чтобы спокойно проспать всю зиму.
Воспитатель: А как вы думаете, медведю снятся сны? А какие сны ему могли присниться зимой? (предположения детей). Давайте представим, что ему приснилось что-то вкусненькое…
Физминутка «Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит (идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка» (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу (идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает (руки под щеку, наклонить голову)
Триз-игра на определение линии развития объекта «Раньше - позже»
Воспитатель: Посмотрите, какая у медведя берлога?
Дети: Большая, крепкая...
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей...
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, чей там хвостик торчит? Мне кажется, за кустом спряталось дикое животное, которое меняет свою шубку зимой с серой на белую. Кто же это?
Дети: Зайка.
(Слайд 3)
Воспитатель: Правильно, это заяц. Зимой он поменял свою серую шубку на белую. Зачем зайцу менять шубку? (ответы детей) А может, зайчику и в серой шубке зимой неплохо бы жилось, как вы думаете? (ответы детей). Предлагаю вам поиграть в прятки, только прятаться будете не вы, а зайцы. Давайте мы с вами возьмём силуэты зайчика серого и белого цвета, положим их на нашу снежную полянку и посмотрим, что же будет.
Дети: Белого зайчика не видно на снегу, а серого видно.
Воспитатель: Правильно, ребята, так зачем же зайчик меняет свою шубку зимой? (Чтобы его не было видно, чтобы его не увидели враги). А кого боится заяц? От кого прячется? (ответы детей)
Триз-игра «Что может быть по цвету таким же, как…»
Воспитатель: Ребята, а что еще может быть такого же цветом как шубка зайчика зимой?
Дети: Снег, облака, молоко, мороженое, краска, зубы, цветок и пр.
Воспитатель: Как много предметов вы назвали, молодцы! А вы знаете, где зимовал зайка, как называется его домик? (ответы детей). Днем заяц спал в снежной ямке, в морозы зарывался в снежный сугроб, а питался заяц корой деревьев. А давайте сейчас превратимся с вами в зайчиков и поиграем.
Игра «Скачут, скачут во лесочке»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки).
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед - назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
(Выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: А какие ещё животные живут в лесу?
Дети: Лиса, волк, белка…
Воспитатель: Ребята, а что это за зверек прячется в дупле?
(Слайд 4)
Дети: Белочка.
Воспитатель: А хотите с белочкой поиграть?
Дети: Хотим.
Пальчиковая игра «Белочка живет в дупле»
Белочка живет в дупле,
На развесистой сосне.
Любит свой уютный дом -
Чистота, порядок в нем:
Вот перинка изо мха,
Теплый плед из лопуха,
Стол - грибок-моховичок,
Вместо радио - сверчок.
Чашки есть из желудей,
Чай с малиной для друзей,
Лампа - яркий светлячок,
Темной ночи маячок!
Колокольчик у дверей:
«Динь-ди-линь!» - зовет зверей,
Белка ждет сегодня всех,
Есть большой лесной орех!
Триз-игра на формирование умения выделять функции объекта «Что умеет делать»
Воспитатель: Что умеет делать белочка?
Дети: Белочка умеет прыгать, цокать, лазить по деревьям, грызть орешки, собирать ягоды и грибы и пр.
Воспитатель: Правильно, ребята, а грибы белочка сначала развешивает на ветках деревьев, чтобы они высохли, а потом хранит в дупле вместе с ягодами и орехами… А для чего она делает такие запасы?
Дети: Чтобы кушать зимой.
Воспитатель: К весне запасы у белочки заканчиваются. А вы хотите угостить белочку чем-нибудь вкусненьким? (ответы детей). Я предлагаю вам подумать, какое угощение вы приготовите для белочки и что вам для этого нужно.
Дети определяются с выбором, рассаживаются за столы, на которых приготовлен определённый материал: пластилин, дощечки - для лепки грибочков, орешков; готовые детали из бумаги, клей, кисточки и пр. - для выполнения аппликации и приступают к работе.
Воспитатель: Замечательное угощение у вас получается! Я думаю, белочке очень понравится. Молодцы, ребята. После того, как угощение будет готово, можно разместить наши ягодки и грибочки на веточках дерева, пусть они подсохнут, а белочка потом сама сложит их в свою кладовку.
Дети выполняют задание каждый в своём темпе (предполагается открытый временной конец занятия). По окончании работы воспитатель предлагает каждому «вернуться» в детский сад - пройти по оставленным «на снегу» следочкам.