Слово семья используют все люди и, думают, что имеют четкое понятие о том, что имеется ввиду. Но на самом деле термин семья поддается определению с огромным трудом. Кто-то, представляя семью, понимает ее как группу, объединенную родственными связями, а кто-то как социальную ячейку, которая состоит из супругов и их детей, живущих в одном доме и имеющими общее хозяйство. Однако такое определение весьма ограничено. Современным социологом Э.Гидденсом [4] было дано более широкое определение: семья - это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку. Данный термин не поддается полному академическому определению. Как мы определяем семью, влияет на мнение и разделяет типы семей, что считаются нормальным, а что - девиантным, а также какие права и обязанности семьи признаются значимыми. Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется, как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения (Л.С.Выготский) [6]. Обращение к толковому словарю С.И.Ожегова [10] позволило определить понятие "семья" исходя из уровня обыденного сознания как группу живущих вместе близких родственников. Анализ современных исследований показал, что на данном этапе развития общества выделяются различные виды семей. Так, исследования О.В.Солодянкиной позволили определить следующую классификацию семей:
- по количеству детей: семьи делятся на многодетные (более 3-х детей), малодетные, однодетные и бездетные;
- выделяют по составу однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети); межпоколенные (родители, дети, внуки); неполная семья: когда женщина рожает и воспитывает ребенка, не зарегистрировав брак.
Также работы данного автора позволили выделить деление семей по социально-психологическому критерию:
- благополучные, когда оба родителя имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
- формально-благополучные, когда благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, а семья не занимается воспитанием детей;
- неблагополучные, в которых явно просматриваются дефекты воспитания детей;
- высокообеспеченные и сверхобеспеченные семьи, где нередко наблюдается кризис в семейных отношениях и воспитании детей.
Исследования М.И.Буянова [2], Ю.П.Азарова [1], показывают, что современные семьи можно разделить по степени сплоченности ее членов, гармонии и доброжелательности отношений. Семьи можно разделить по характеру взаимоотношений на следующие типы:
по Ю.П.Азарову |
по М.Л.Буянову |
|
|
Наряду с этим, отечественная социология отмечает определенные изменения статуса семейных отношений в России и появление новых видов семьи. Например, в исследованиях А.В.Козловой, Р.П.Дешеулиной современная семья рассматривается как,нуклеарная семья - это семья, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Характерные черты, которой, является развитие самостоятельности ее членов, их автономность относительно друг друга. При условии корректного прохождения данного процесса происходит укрепление семейных уз. В случае же недостаточной подготовленности к брачной и семейной жизни возникают конфликтные ситуации, и наблюдается увеличение бракоразводности. Так же, растет количество детей, рожденных от незарегистрированных браков, рождение детей от несовершеннолетних матерей, которых опекает либо старшее поколение семьи, или государство, увеличилось число разводов и от зарегистрированных браков. Особый слой составляют матери-одиночки, которые изначально рассчитывают в воспитании ребенка на свои силы и помощь государства; многодетные семьи; семьи «риска», включающие маргинальные слои населения.
Семья - предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию. Психологами чаще всего выделяются следующие функции семьи:
- порождение и воспитание детей.
- сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;
- удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;
- создание условий для развития личности всех членов семьи;
- удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
- удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;
- организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;
- удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними;
- удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
- социальный контроль поведения отдельных членов семьи;
- организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;
- рекреативная функция - охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.
Семейным психотерапевтом Д.Фрименом [13] были определены следующие основные функции, делегируемые членам семьи ее социальным окружением, а именно:
- обеспечение выживания;
- защита семьи от внешних повреждающих факторов;
- забота членов семьи друг о друге;
- воспитание детей;
- создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;
- поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;
- социальный контроль над поведением друг друга.
С течением времени происходит изменение функций семьи, что особенно ярко продемонстрировал XX век. Если в прошлом главная роль отводилась совместному ведению хозяйства и продолжению рода, то в современном мире приоритетным является уже не экономическая и не биологическая, а социально-психологическая функция.
Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Таким образом, главным «воспитательным институтом» является семья, формирующая и развивающая ребенка как личность с теми качествами, которые необходимы для дальнейшей жизни в обществе, различных контактов с людьми, возможности быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям и ситуациям, правильно вести себя. То, что ребенок получил в семье, он привнесет в дальнейшем в детский сад, в школу и это будет влиять на всю его жизнь. И в зависимости от того, в какой семье воспитывался ребенок в нуклеарной или в расширенной, такие модели поведения, реакций будет он проявлять при поступлении в дошкольное учреждение во время адаптации и в последствии, в общении с воспитателями и детьми.
Библиографический список
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. М., 1993.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988.
- Булгаков А.В., Сыромятников И.В. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Курс лекций. - М.: Издательство МГОУ,2008.
- Гидденс Э. Социология. - М.: Едиториал УРСС, 2005.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТООТК «Перополис», 1998.
- Интернет - статья - 9 принципов воспитания от Льва Выготского.
- Лесгафт П.Ф.. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. с. 170--175.
- Лихачев Б.П. Педагогика: курс лекций. М., 2004.
- Максимов В.В. Семейная книга. Спб. 1996.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Под ред. Доктора филологических наук, профессора Л.Н.Скворцова.- М., СНИКС, Мир и образование.
- Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Ювента, 1999.
- Фримен Д. Практикум по психотерапии. Практическая психология и психотерапия. - Спб., ПИТЕР, 2001.