Урок обществознания "Человек среди людей"

Разделы: История и обществознание


Цель: обобщить и повторить знания учащихся по изученному разделу.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания о человеке, его взаимосвязи с другими людьми, о роли культуры общения.

Развивающие:

  • продолжать формировать умения работать с дополнительной литературой;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся должны характеризовать суть общения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия: владеть принципами работы с дополнительными текстами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи.

Формируемые УУД: предметные: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;

Метапредметные:

  • коммуникативные: участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями для принятия эффективных решений;
  • регулятивные: оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом составлять план последовательности действий;
  • познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, формирование ответственности за своё поведение среди людей, осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

Формы деятельности:индивидуальная, парная, фронтальная.

Формы обучения:самостоятельная работа, диалог с учащимися, взаимоконтроль.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: практикум.

Технология обучения: личностно-ориентированная.

Основные понятия: общение, межличностные отношения, симпатия, антипатия, знакомство, приятельство, товарищество, дружба.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты, пословицы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке сегодня. Как ваше настроение? Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям,
К уроку готовы?
Тогда за работу, удачи желаю я вам.

Дети настраиваются на работу.

II. Мотивационно-целевой этап

Послушайте притчу. (Приложение 1)
Вопросы к классу
- Как люди могли распознать Инопланетянина? (Не было у него добрых чувств, человечности.)
- Что такое человечность? (Все самое лучшее, доброе и красивое в человеке.)
- Если человек поступает плохо и некрасиво, то можно ли сказать, что он человечный? (Он бесчеловечный.)
- Как вы поняли смысл притчи?
- Какое отношение она имеет к теме наших уроков?
Тема уроков: «Человек среди людей».
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке-практикуме?
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
План уроков
1. Культура общения.
2. Межличностные отношения.
Проблемный вопрос уроков
- Почему важно научиться жить среди людей?

Слушают притчу.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока.

Ставят цели.

Предметные УУД: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания

III. Работа по теме урока

1. Культура общения

1. Вспомните, что такое общение.

Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных - дома, хорошо знакомых или малознакомых - в школе, в гостях, различного рода кружках, клубах, совсем незнакомых - на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже. Еще Марк Аврелий (римский император) говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Но готовы ли мы, хотим ли, умеем ли вести себя со всеми окружающими нас, такими разными людьми так, чтобы и мы сами, и они чувствовали взаимное удовлетворение результатами этого общения?

Работая сегодня на уроке, мы с вами выработаем правила успешного общения. После каждого вида работы вы будете формулировать пункты этих правил. Итак, мы начинаем.

Дают определение - «общение» Предметные УУД: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;
Метапредметные:
1) коммуникативные: участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями для принятия эффективных решений;
2) регулятивные:
оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом составлять план последовательности действий;
3) познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности формирование ответственности за своё поведение среди людей.

2. Познакомьтесь с рассказом

Е.Пермяка «Самое страшное» (Приложение 2)
- Почему Вова остался один на свете?
- Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка, не убегали животные?
- Можно ли Вову назвать смелым мальчиком? Почему?
- Вспомните ситуацию из жизни, когда вы обращались к кому-нибудь с просьбой, а в ответ слышали отказ в грубой форме.
- Как чувствовали вы себя в данную минуту?

Давайте дадим советы Вове, чтобы он никогда больше не оставался в одиночестве.

Читают текст.
Отвечают на вопросы.

Рассказывают случай из своей жизни и передают свои чувства.
Пишут советы и прикрепляют на доску
Будь добрым
Будь вежливым
Помогай старшим
Уважай других

Записывают в Памятку «Правила успешного общения»
1.Будьте доброжелательны и вежливы.

3. Каждый из нас находится среди людей. Мы вступаем в различные отношения, являемся участником групп, общаемся.
С помощью чего люди общаются между собой?
Значение речи в жизни человека невозможно переоценить. От наших слов многое зависит, ведь «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
Соедините разрезанные пословицы и объясните, как вы их понимаете.
Много говорить - голова заболит.
Сердечное слово до сердца доходит.
Малое слово большую обиду творит.
Хорошее слово - половина счастья.
Соединяют пословицы и объясняют смысл.
2.Сначала думайте, потом говорите.

4. Просмотр фрагмента «Ералаш»

Обсуждение и вывод.

В зависимости от способа передачи информации есть не только речевой вид общения, но и …

А какой - это неречевой? (мимика, жесты)

Смотрят фрагмент «Ералаша».
Делают вывод.
3.Подбирайте слова понятные собеседнику.

5. Игровой момент:

С помощью мимики, жестов изобразить ситуации:

Для человека важно полноценное общение.
важная черта культуры общения - уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

Задание. Культура общения.
Приложение 4. (По наличию времени)

Промежуточный вывод

Игровой момент. С помощью жестов и мимики изображают разные ситуации.
Делают вывод.
4.Вовремя общения помните, что мимика и жесты тоже несут информацию.

IV. Межличностные отношения

1. Мы должны стараться быть людьми воспитанными, гуманными, быть настоящим другом, помогать всем, слушать старших, быть приятным собеседником и, самое главное, научиться прощать.
Как называются отношения человека с окружающими людьми?
На чем строятся межличностные отношения?
Дают определения «межличностные отношения»
Отвечают на вопросы.

Предметные: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;

Метапредметные:
1) коммуникативные: участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра.
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями для принятия эффективных решений;
2) регулятивные: оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом составлять план последовательности действий;
3) познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности формирование ответственности за своё поведение среди людей.

2. Задание. Вместе из геометрических фигур за одну минуту построить дом.

Вопросы после выполнения.
Было ли между вами взаимопонимание, действовали ли вы согласовано, были ли разногласия, не возникло ли спора?
(чтобы добиться результата даже в простом деле нужно уметь работать вместе и слышать друг друга)

Выполняют задание.
Формулируют вывод.
6.Успех общения зависит от взаимопонимания и взаимодействия.
3. Упражнение (слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа - то, что помогает)
Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию.

Распределяют качества.

Симпатия
антипатия

Мы продолжаем формулировать правила успешного общения.
1) Предлагаю отгадать загадку "Тебе дано, а люди пользуются". (Имя)
2) встать парами друг к другу спиной. Спросить чем будет заниматься каждый из вас.
Обсуждение: Удобно ли вам было общаться друг с другом спиной. Что вам мешало? Давайте исправим ошибки. Повернитесь друг к другу и задайте вопросы друг другу прямо в глаза. Вот вы и разгадали вторую тайну.

Отгадывают загадку.
7. При разговоре надо обращаться к человеку по имени.

Проигрывают ситуацию.
8.При общении надо установить зрительный контакт (смотреть в глаза)

3) У каждого человека есть не только
достоинства, но и недостатки. И признавать их тоже очень важно, важно научиться самокритично относиться к себе.
Давайте проведём такую игру «Зато ты…» Один ученик называет свой недостаток, а другой говорит ему комплемент.
Играют «Зато ты…»
9.При общении говорить комплементы.

Фрагмент «Ералаша» «Давайте говорить друг другу комплементы» (По наличию времени)
Назовите виды мо (дружба, знакомство, приятельство, товарищество)
Приложение 5.
Дружба - самый высокий уровень МО.
Составьте синквейн «дружбы»
(Синквейн - это пятистрочный нерифмованный стих созданный по определённым правилам с использованием ограничений)

Давайте напомним Золотое правило нравственности «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»

Выполняют задание на карточках. Обсуждают.
Составляют синквейн
Обмениваются.

V. Рефлексия

Чему научил вас урок? Отвечают на вопросы.

Регулятивные: оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.
Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

Как же мы ответим на вопрос, поставленный вначале урока «Почему важно уметь общаться среди людей?»
Вам понравился урок?
Формулируют вывод.

Выразите своё настроение на смайликах и прикрепите их на доску.

Прикрепляют смайлики на доску.

VI. Подведение итогов урока

Строить межличностные отношения не просто, давайте прислушаемся к заповедям древних:
«Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе, и с ним надо общаться бережно и вежливо»
Я хочу чтобы слова врача Газа Ф.П., жившего в 19 веке в России «Торопитесь делать добро» стали девизом для вас.
Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.
Спасибо вам, ребята, за урок!

VII. Домашнее задание

На «5» - создать буклет «Как обрести друга».
На «4» - презентация «Мой лучший друг».
На «3» - пословицы и поговорки о дружбе.