Цель: обобщить и повторить знания учащихся по изученному разделу.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о человеке, его взаимосвязи с другими людьми, о роли культуры общения.
Развивающие:
- продолжать формировать умения работать с дополнительной литературой;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Планируемые образовательные результаты: учащиеся должны характеризовать суть общения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия: владеть принципами работы с дополнительными текстами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи.
Формируемые УУД: предметные: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;
Метапредметные:
- коммуникативные: участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями для принятия эффективных решений;
- регулятивные: оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом составлять план последовательности действий;
- познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
Личностные: адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, формирование ответственности за своё поведение среди людей, осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.
Формы деятельности:индивидуальная, парная, фронтальная.
Формы обучения:самостоятельная работа, диалог с учащимися, взаимоконтроль.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: практикум.
Технология обучения: личностно-ориентированная.
Основные понятия: общение, межличностные отношения, симпатия, антипатия, знакомство, приятельство, товарищество, дружба.
Оборудование: мультимедийная презентация, тексты, пословицы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР |
||
I. Организационный момент |
||||
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке сегодня. Как ваше настроение? Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие.
|
Дети настраиваются на работу. |
|||
II. Мотивационно-целевой этап |
||||
Послушайте притчу. (Приложение 1)
|
Слушают притчу.
Ставят цели. |
Предметные УУД: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа
|
||
III. Работа по теме урока 1. Культура общения |
||||
1. Вспомните, что такое общение.
Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных - дома, хорошо знакомых или малознакомых - в школе, в гостях, различного рода кружках, клубах, совсем незнакомых - на улице, в общественном транспорте, в магазине, на катке, на пляже. Еще Марк Аврелий (римский император) говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не сможешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
Работая сегодня на уроке, мы с вами выработаем правила успешного общения. После каждого вида работы вы будете формулировать пункты этих правил. Итак, мы начинаем. |
Дают определение - «общение» |
Предметные УУД: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа; Метапредметные: 1) коммуникативные: участвовать в коллективном решении проблем; обмениваться мнениями, понимать позицию партнёра. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии её решения; обмениваться знаниями для принятия эффективных решений; 2) регулятивные: оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом составлять план последовательности действий; 3) познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности формирование ответственности за своё поведение среди людей. |
||
2. Познакомьтесь с рассказом
Е.Пермяка «Самое страшное» (Приложение 2)
Давайте дадим советы Вове, чтобы он никогда больше не оставался в одиночестве. |
Читают текст.
Рассказывают случай из своей жизни и передают свои чувства.
Записывают в Памятку «Правила успешного общения»
|
|||
3. Каждый из нас находится среди людей. Мы вступаем в различные отношения, являемся участником групп, общаемся.
С помощью чего люди общаются между собой? Значение речи в жизни человека невозможно переоценить. От наших слов многое зависит, ведь «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». |
||||
Соедините разрезанные пословицы и объясните, как вы их понимаете.
Много говорить - голова заболит. Сердечное слово до сердца доходит. Малое слово большую обиду творит. Хорошее слово - половина счастья. |
Соединяют пословицы и объясняют смысл.
2.Сначала думайте, потом говорите. |
|||
4. Просмотр фрагмента «Ералаш» Обсуждение и вывод. В зависимости от способа передачи информации есть не только речевой вид общения, но и … А какой - это неречевой? (мимика, жесты) |
Смотрят фрагмент «Ералаша».
Делают вывод. 3.Подбирайте слова понятные собеседнику. |
|||
5. Игровой момент: С помощью мимики, жестов изобразить ситуации:
Для человека важно полноценное общение.
Задание. Культура общения.
Промежуточный вывод |
Игровой момент. С помощью жестов и мимики изображают разные ситуации.
Делают вывод. 4.Вовремя общения помните, что мимика и жесты тоже несут информацию. |
|||
IV. Межличностные отношения |
||||
1. Мы должны стараться быть людьми воспитанными, гуманными, быть настоящим другом, помогать всем, слушать старших, быть приятным собеседником и, самое главное, научиться прощать.
Как называются отношения человека с окружающими людьми? На чем строятся межличностные отношения? |
Дают определения «межличностные отношения»
Отвечают на вопросы. |
Предметные: применять освоенный понятийный аппарат; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, находить и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа;
Метапредметные:
|
||
2. Задание. Вместе из геометрических фигур за одну минуту построить дом.
Вопросы после выполнения.
|
Выполняют задание.
Формулируют вывод. 6.Успех общения зависит от взаимопонимания и взаимодействия. |
|||
3. Упражнение (слева от него пишем то, что нам мешает общаться, справа - то, что помогает)
Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию. |
Распределяют качества.
Симпатия
|
|||
Мы продолжаем формулировать правила успешного общения.
1) Предлагаю отгадать загадку "Тебе дано, а люди пользуются". (Имя) 2) встать парами друг к другу спиной. Спросить чем будет заниматься каждый из вас. Обсуждение: Удобно ли вам было общаться друг с другом спиной. Что вам мешало? Давайте исправим ошибки. Повернитесь друг к другу и задайте вопросы друг другу прямо в глаза. Вот вы и разгадали вторую тайну. |
Отгадывают загадку.
Проигрывают ситуацию.
|
|||
3) У каждого человека есть не только
достоинства, но и недостатки. И признавать их тоже очень важно, важно научиться самокритично относиться к себе. Давайте проведём такую игру «Зато ты…» Один ученик называет свой недостаток, а другой говорит ему комплемент. |
Играют «Зато ты…»
9.При общении говорить комплементы. |
|||
Фрагмент «Ералаша» «Давайте говорить друг другу комплементы» (По наличию времени)
Давайте напомним Золотое правило нравственности «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» |
Выполняют задание на карточках. Обсуждают.
|
|||
V. Рефлексия |
||||
Чему научил вас урок? | Отвечают на вопросы. |
Регулятивные: оценивают свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.
|
||
Как же мы ответим на вопрос, поставленный вначале урока «Почему важно уметь общаться среди людей?»
Вам понравился урок? |
Формулируют вывод. | |||
Выразите своё настроение на смайликах и прикрепите их на доску. |
Прикрепляют смайлики на доску. |
|||
VI. Подведение итогов урока |
||||
Строить межличностные отношения не просто, давайте прислушаемся к заповедям древних:
|
||||
VII. Домашнее задание |
||||
На «5» - создать буклет «Как обрести друга».
|