Цели: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия; способствовать формированию навыка разграничения основного и добавочного действия.
Тип урока: объяснение нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету); уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия.
Метапредметные: умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование: учебник русского языка 7 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, карточки, таблица, плакат - алгоритм.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному особенному миру.
II. Подготовка к восприятию нового материала
1. Слово учителя.
Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнём изучать сегодня - это деепричастие.
Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберём слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Деепричастие имеет свойства глагола и наречия.
2. Грамматический разбор.
- Ребята, посмотрите и прочитайте написанные на доске предложения. Сравним два предложения.
Советские люди борются за мир и укрепляют дружбу между народами. Советские люди, борясь за мир, укрепляют дружбу между народами.
- Разберите предложения по членам предложения.
- Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
- Как выражены действия в этих предложениях?
Вывод: в первом предложении два глагола-сказуемых - борются и укрепляют, обозначающих самостоятельные действия. Во втором предложении - одно сказуемое - укрепляют. Борясь - деепричастие, оно образовано от глагола бороться, обозначает добавочное действие, служит для пояснения глагола-сказуемого укрепляют, не изменяется, отвечает на вопрос как?, в предложении является обстоятельством образа действия.
- Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи - деепричастием.
3. Работа с таблицей.
Деепричастие
|
|
Свойства глагола |
Свойства наречия |
1. Вид.
|
3. Неизменяемость.
|
2. Возвратность.
|
4. Роль в предложении.
|
4. Изучение теоретического материала учебника.
Учащиеся читают определение деепричастия, данное в параграфе №28, и, чтобы легче запомнить, делят его на части соответственно грамматическим признакам деепричастия:
- неизменяемая форма;
- обозначает добавочное действие;
- относится к глаголу.
III. Физкульт.пауза
Я буду читать словосочетания. Если есть деепричастие, то вы должны будете сделать хлопок, а если нет, то присесть. (Морозный ветер, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, мертвая тишина, запорошив кусты, глубокие сугробы).
IV. Выполнение упражнений
Упр. 181.
Задание:
- какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие - добавочные?
- подчеркните главные члены предложения.
V. Закрепление материала
1. Игра! «Ты - мне, я - тебе»
Учитель: У меня в руке мяч. Я, назвав глагол, кидаю мяч. Тот, кто его ловит, называет деепричастие.
- Вырастить дерево - вырастив
- Отражать атаку - отражая
- Требовать ответ - требуя
- Достать книгу - достав
- Владеть иностранным языком - владея
- Бежать по улице - бегая
- Излагать мысль - излагая
2. Знаешь ли ты стихотворения, сказки, басни?
1) Под голубыми небесами, великолепными коврами…
2) Раз царевна молодая, милых братьев …
3) Кто штык точил…
4) Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала…
5) Волк ночью…
3. Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.
Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.
1.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
/Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»/
2.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном
/Пушкин «Узник»/
3.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
/Сергей Есенин/
4.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
/«Весенняя гроза» Федор Тютчев/
5.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
/Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»/
Вывод: деепричастия обогащают, уточняют нашу речь, обозначая добавочное действие; разнообразят речь; делают нашу речь более краткой, лаконичной.
VI. Рефлексия и подведение итогов урока
- С какой частью речи вы сегодня познакомились?
- На какие части речи похоже деепричастие и чем?
- Какие суффиксы бывают у деепричастий?
- Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?
VII. Домашнее задание
1. Теория учебника - параграф 28, стр. 76-77.
2. Упр.183.