Открытый урок в 7-м классе "Деепричастие как часть речи"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: деепричастие


Цели: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастия; способствовать формированию навыка разграничения основного и добавочного действия.

Тип урока: объяснение нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету); уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия.

Метапредметные: умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: учебник русского языка 7 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, карточки, таблица, плакат - алгоритм.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному особенному миру.

II. Подготовка к восприятию нового материала

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнём изучать сегодня - это деепричастие.

Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберём слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Деепричастие имеет свойства глагола и наречия.

2. Грамматический разбор.

- Ребята, посмотрите и прочитайте написанные на доске предложения. Сравним два предложения.

Советские люди борются за мир и укрепляют дружбу между народами. Советские люди, борясь за мир, укрепляют дружбу между народами.

- Разберите предложения по членам предложения.

- Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

- Как выражены действия в этих предложениях?

Вывод: в первом предложении два глагола-сказуемых - борются и укрепляют, обозначающих самостоятельные действия. Во втором предложении - одно сказуемое - укрепляют. Борясь - деепричастие, оно образовано от глагола бороться, обозначает добавочное действие, служит для пояснения глагола-сказуемого укрепляют, не изменяется, отвечает на вопрос как?, в предложении является обстоятельством образа действия.

- Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи - деепричастием.

3. Работа с таблицей.

Деепричастие

Свойства глагола

Свойства наречия

1. Вид.
Укрепляя, смотря,
Укрепив, посмотрев

3. Неизменяемость.
Читаю
Читаешь не отвлекаясь
Читает

2. Возвратность.
Борясь, смеясь,
Поднявшись, простившись

4. Роль в предложении.
Читал (как?) не отвлекаясь.
Задумался (когда?) прочитав.
Не заметил (почему?), увлекшись чтением.

4. Изучение теоретического материала учебника.

Учащиеся читают определение деепричастия, данное в параграфе №28, и, чтобы легче запомнить, делят его на части соответственно грамматическим признакам деепричастия:

  • неизменяемая форма;
  • обозначает добавочное действие;
  • относится к глаголу.

III. Физкульт.пауза

Я буду читать словосочетания. Если есть деепричастие, то вы должны будете сделать хлопок, а если нет, то присесть. (Морозный ветер, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, мертвая тишина, запорошив кусты, глубокие сугробы).

IV. Выполнение упражнений

Упр. 181.

Задание:

  • какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие - добавочные?
  • подчеркните главные члены предложения.

V. Закрепление материала

1. Игра! «Ты - мне, я - тебе»

Учитель: У меня в руке мяч. Я, назвав глагол, кидаю мяч. Тот, кто его ловит, называет деепричастие.

  • Вырастить дерево - вырастив
  • Отражать атаку - отражая
  • Требовать ответ - требуя
  • Достать книгу - достав
  • Владеть иностранным языком - владея
  • Бежать по улице - бегая
  • Излагать мысль - излагая

2. Знаешь ли ты стихотворения, сказки, басни?

1) Под голубыми небесами, великолепными коврами…

2) Раз царевна молодая, милых братьев …

3) Кто штык точил…

4) Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала…

5) Волк ночью…

3. Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.

1.

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
/Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»/

2.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном
/Пушкин «Узник»/

3.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
/Сергей Есенин/

4.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
/«Весенняя гроза» Федор Тютчев/

5.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
/Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»/

Вывод: деепричастия обогащают, уточняют нашу речь, обозначая добавочное действие; разнообразят речь; делают нашу речь более краткой, лаконичной.

VI. Рефлексия и подведение итогов урока

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- На какие части речи похоже деепричастие и чем?

- Какие суффиксы бывают у деепричастий?

- Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

VII. Домашнее задание

1. Теория учебника - параграф 28, стр. 76-77.

2. Упр.183.