Урок русского языка в 7 классе.
УМК: Русский язык. 7 класс: учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 11 издание. - М.: Дрофа, 2014. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Оборудование: презентация, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Технология: технология проблемного обучения.
Цель урока: определить понятие предлога как часть речи.
Задачи урока:
- познакомиться с классификацией предлогов на производные и непроизводные;
- классифицировать предлоги на производные и непроизводные;
- формировать умение различать производные и непроизводные предлоги;
- развивать связную речь учащихся, коммуникативные навыки.
1. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Запишем в тетрадях дату - Первое марта. Классная работа. Оставим строчку для записи темы урока.
Учитель: Начнем урок с диалога.
Тема диалога: Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
Примерные ответы учащихся.
Самостоятельные части речи
|
Служебные части речи |
|
|
2. Постановка проблемы
Учитель: А сейчас всем внимание на экран. Прочитайте тексты. Что они представляют собой?
Ученик: Это телеграммы.
Учитель: Что такое телеграмма?
Ученики объясняют значение слова, а затем один ученик зачитывает значение слова из толкового словаря С.И.Ожегова.
Учитель: Что такое телеграф?
Ученики объясняют значение слова, а затем ученик зачитывает значение слова из толкового словаря С.И.Ожегова.
Учитель: Какое слово является многозначным, в какое однозначным?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно ли написаны тексты с точки зрения русского языка?
Ученики: Неправильно. Допущены грамматические ошибки.
Учитель: Слова какой части речи пропущены в телеграммах?
Ученики: Предлоги.
Учитель: Что еще пропущено?
Ученики: Знаки препинания.
Учитель: Почему?
Предположительные ответы учащихся и информация для учителя: Телеграмма передается по каналам телеграфной связи, оплачивается каждое слово телеграммы. Поэтому в целях экономии принято пропускать предлоги, ведь предлоги занимают 4 место по частоте употребления в русском языке после существительных, глаголов, местоимений, хотя их всего 200.
Кроме того, в телеграммах пропускаются союзы, знаки препинания. При необходимости знаки препинания пишутся сокращенно.
Учитель: Запишите тексты с учетом норм русского языка.
Прочитайте получившиеся предложения. Какие слова вы вставили?
Ученики: Предлоги.
Учитель: Итак, запишем тему урока: Предлог как часть речи.
3. Актуализация знаний
Учитель: Что мы знаем о предлогах?
Ответы учащихся:
- предлоги пишутся со словами раздельно;
- предлоги служат для связи слов в предложении и в словосочетании;
- предлоги употребляются с существительными, местоимениями, числительными;
- не употребляются с глаголами;
Учитель: Название какого падежа образовано от слова предлог и почему?
Ответы учащихся и дополнение учителя:
Название предложного падежа введено М.В.Ломоносовым в научном труде «Российская грамматика», 1775 г. Смысл названия заключается в том, что существительные в предложном падеже употребляются обязательно с предлогами.
4. Постановка задач урока
Учитель: Все ли мы знаем о предлоге?
Распределите предлоги на производные и непроизводные: в течение урока - в течении реки, впереди меня - идти впереди, навстречу мне- идти на встречу с друзьями, ввиду ненастья, благодаря теплу…
Мы затрудняемся. Почему? Потому что мы не знаем, что такое производные и непроизводные предлоги.
На какие вопросы мы должны найти ответы в ходе урока?
Предположительные ответы учащихся:
- Что такое предлог?
- Какие предлоги называются производными и непроизводными?
5. Получение новых знаний
Учитель: Что такое предлог? Сформулируйте определение.
Ответы учащихся: Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Учитель: Составьте определение предлога по ключевым словам: предлоги, между словами в словосочетании и предложении, служебные слова, грамматические отношения.
Ученики: Предлоги - это служебные слова, указывающие на грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении.
Учитель: Что такое грамматические отношения?
Предположительные ответы: Грамматические отношения предлогов - это падежные значения, употребление предлогов с определенными падежами.
Учитель: Чем осложнено это предложение? Подчеркните.
Ученики: Причастным оборотом.
Учитель: Что такое производные и непроизводные предлоги? Мы могли бы просто прочитать правило в учебнике, для того чтобы ответить на этот вопрос. Попробуем распределить предлоги на производные и непроизводные, не зная еще определения: без отдыха, вблизи дома, от меня, путем ошибок, для него, благодаря помощи, за городом, впереди колонны.
Как будем действовать? У кого есть гипотезы?
Выслушиваем гипотезы учащихся, их рассуждения, ход мыслей, комментарии.
Заполнение таблицы.
Производные |
Непроизводные |
Вблизи дома |
Без отдыха |
Путем ошибок |
От меня |
Благодаря помощи |
Для него |
впереди колонны |
За городом |
6. Подводим итог
Учитель: Сформулируйте правило, какие предлоги называются непроизводными?
Предположительные ответы учащихся: Непроизводные предлоги - это те предлоги, которые изначально были предлогами. Например, от, для.
Первообразные.
Производные предлоги - это те предлоги, которые стали предлогами путем перехода самостоятельных частей речи в служебные.
Например, благодаря, впереди.
Прочитаем правило в учебнике, стр.143.
Перекрестные вопросы по правилу от учащихся.
7. Первичное закрепление
Рассмотрите иллюстрацию на слайде и назовите, какие предлоги на ней представлены?
Ответы учащихся.
8. Закрепление. Вернемся к проблеме урока
Учитель: Распределите предлоги на производные и непроизводные: в течение урока - в течении реки, впереди меня - идти впереди, навстречу мне- идти на встречу с друзьями, ввиду ненастья, благодаря теплу…
Ученики объясняют, комментируют.
9. Рефлексия
Учитель: О чем узнали на уроке?
Предварительные устные ответы учащихся.
Учитель: А теперь вставьте пропущенные слова так, чтобы получился текст. Ученики дописывают слова, а потом читают текст.
Предлог - это ______________.
Предлоги со словами всегда пишутся ______________.
Их следует отличать от ______________.
Предлоги бывают непроизводные и ______________.
Непроизводные предлоги - это ______________.
Например, ______________.
Производными называются такие предлоги, которые ______________.
Например, ______________.
10. Подведение итогов урока
Д.З. Правило на стр.142-143, на выбор:
1) сказка о предлоге;
2) упр. 349 - определение выделенных частей речи.
Оценивание работы учащихся на уроке.