Возможности использования оценивания на уроках математики

Разделы: Математика

Ключевые слова: оценочные средства, оценивание


Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Сегодня школа несет обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам. Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.

Под формирующим оцениванием понимается процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершении того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в процессе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название - «оценивание для обучения». Эффект применения формирующего оценивания оказывается наиболее значимым для тех, кого относят к категории неуспешных учеников. Основная цель введения элементов формирующего оценивания - максимально усилить включенность учеников в учебную активность во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе.

Принципы использования формирующего оценивания

1. Центрировано на ученике

В центре формирующего оценивания - ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решении, как улучшать и развивать учение.

2. Направляется учителем

Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию.

3. Разносторонне результативно

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учебе.

4. Формирует учебный процесс

Цель формирующего оценивания улучшит качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

5. Непрерывно

Оценивание - это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

6. Основано на качественном преподавании

Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.

При использовании формирующего оценивания учитель, наблюдая за учениками и получая от них обратную связь в виде вопросов и суждений, корректирует на этом основании преподавание, ставит перед ними те или иные учебные цели. Наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи - это период до начала тестовых проверок и экзаменов. Цель подобного оценивания - создание ранней обратной связи. Формирующее оценивание отличается от традиционных подходов к оценке результатов учебной деятельности учащихся следующими особенностями:

  • В основе формирующего оценивания - механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение. Формирующее оценивание направляет учение. Для этого необходимо определить: что ученик должен извлечь из учебного курса; какие формы оценивания этому соответствуют.
  • Формирующее оценивание это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели. Чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения, необходимо, не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.

Принципы оказания обратной связи:

1. Показывать, что получилось хорошо.

2. Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении).

3. Давать рекомендации о необходимых исправлениях.

4. Создавать возможность вносить исправления.

Рассмотрим некоторые методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке.

1. Постановка вопросов

Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Например: Какие ещё примеры ты знаешь? Как ты можешь доказать это? Как можно это организовать? Как решить это? Что ты думаешь о..? Как вы можете это объяснить? Какую связь вы видите?

2. Наблюдение

Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает как происходит учение. Наблюдая за отдельными детьми по намеченному плану учитель поддерживает их в ходе урока. Например, если учитель видит, что класс разделился на тех, кто справился с предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непонимание материала, учитель переходит к дифференцированной работе в группах. Можно разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями, а можно сформировать смешанные группы, в каждую из которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справится с заданием остальным участникам группы.

3. Беседы-обсуждения

Учитель может проводить краткие импровизированные беседы-обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Проводя обсуждение, учитель проверяет предыдущие оценки и гипотезы, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания для того, чтобы подготовить следующие шаги в обучении.

4. Анализ

Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы. Например, можно предложить ученику прочитать свою работу и попросить других учеников отметить то, что показалось им наиболее удачным в работе, а что по их мнению можно улучшить. После этого предлагает детям внести свои конкретные предложения по улучшениям, подсказать автору работы нужные для этого слова, приемы, термины, пути рассуждения и т.д. В завершении учитель высказывает свое мнение, отмечает прогресс, достигнутый в данной работе по сравнению с предыдущими работами.

5. Проверка понимания материала

Проверка-повторение с заранее подготовленными или спонтанными вопросами позволяет в тот же момент оценивать вместе с детьми их знания. Краткий проверочный обзор пройденного помогает ученикам и учителю выявить материал, который нуждается в повторении и пересмотре, спланировать следующие этапы курса.

6. Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения

Это позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания. Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остается для них трудным и непонятным, что им надо сделать в дальнейшем. Это позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем, отдельными учениками и группами. А можно дать ученикам критерии, по которым можно оценить индивидуальную или групповую работу, и попросить их провести такое оценивание самостоятельно или в парах. Определить, чего пока не хватает, чтобы работа соответствовала этим критериям, и предложить какие-то конкретные изменения.

7. Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока

Для этого учитель использует вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Детям предлагается быстро обсудить с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся.

Основные техники оценивания, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников.

  • Мини-обзор
  • Цепочка заметок
  • Направленная расшифровка
  • Резюме в одном предложении
  • Карты приложения

Название

Описание

Что делать с полученными данными

Мини-обзор

В течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответит на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали? И «Какой момент остался наименее ясным?» Цель - получить данные о том, как ученики поняли то, что изучали в классе

Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников

Цепочка заметок

Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт

Посмотрев все ответы, надо определить наилучшие критерии

Матрица запоминания

Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные учителем определенным образом. Ученики помещают в нужную клетку разные данные, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия

Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать об их возможной причине

Направленная расшифровка

Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий

Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя возникшие проблемы

Резюме в одном предложении

Ученики делают резюме изученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Что? Как? Почему?». Задача - требуется отбирать только четкие характеристики для каждого вопроса

Оценить качество каждого резюме быстро и в целом. Отметить, идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками

Карты предложения

После преподавания важной теории, принципа или алгоритма попросить учеников написать, хотя бы один вариант реального приложения того, что они только изучили, для того, чтобы определить насколько они способны к переносу знаний

Быстро просмотреть все предложения и категоризировать их в соответствии с качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу

Развитие способностей учащихся к самостоятельной оценке результатов своей деятельности позволяет им оценить собственные успехи в той или иной деятельности, а также определить возможные действия по их улучшению. Навыки самооценивания можно использовать в работе учащихся над проектом или других формах индивидуальной или групповой деятельности. Применение методов самооценивания может быть опорой для группового обсуждения работы, выполняться устно или письменно.

Методики для организации самооценивания учеников

  1. Карта оценки групповой презентации
  2. Самооценка совместной работы
  3. Недельные отчеты
  4. Составление тестов
  5. Отзывы на работы других учеников

Методика «Карта оценки групповой презентации» (Приложение 1) используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определенную форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведенные ниже характеристики дать свой отзыв на работу группы. При оценке результатов можно использовать следующие варианты ответов:

  • «+» - отличная работа;
  • «=» - хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
  • «-» - слабая работа (многое можно улучшить).

В методике «Самооценка совместной работы» (Приложение 2) ученикам предлагается не выбирать готовый ответ, а формулировать его в развернутом виде. Это позволит ученику осознать то, как он участвовал в разработке плана группового проекта: насколько был продуктивен, успешен, принят группой и полезен. Работа с этой методикой помогает формировать как коммуникативные умения учащихся, а так и навыки решения проблем и планирования своей деятельности. В методике самооценки можно использовать составление отзыва на работы других учеников (Приложение 3). Предлагаемую форму можно использовать при оценке презентаций проектных и исследовательских работ, но может применяться и в других учебных ситуациях.

Использование методики «Недельные отчеты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Эту методику можно использовать в работе с детьми, которые уже могут определить, насколько им понятен материал и сформулировать вопрос, если чувствуют себя неуверенно. Форма проведения методики достаточна простая. «Недельные отчеты» это опросные листы, которые ученики заполняют один раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  • Чему я научился за эту неделю?
  • Какие вопросы остались для меня неясными?
  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем?

Анализируя отчеты, учитель может:

  • узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;
  • получить полезную у связь и реорганизовать содержания курса;
  • проникнуть в то, как ученик осознает собственную ученую деятельность.

Суть методики «составление тестов» состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию. Мотивационная составляющая определяет, задает ли ученик вопрос, ответ на который он сам уже знает, или он хочет получить дополнительную информацию, которой сам пока не владеет. Другая особенность связана с тем, что отвечающий общается не с учителем, а с одноклассником, отвечает не на языке учебника и взрослых, а на языке соседа по парте, принимает на себя роль педагога, вносящего свой вклад в копилку знаний партнера. Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них были признаны неудачными. Задачи этой методики можно определить так:

  • повысить качество выполнения домашнего задания.
  • выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие - подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
  • развивать критическое мышление
  • строить обучение на основе сотрудничества учителя и ученик, повысить активную роль детей в процессе обучения.

Активно применяя предложенные приемы и методы формирующего оценивания можно повысить образовательные результаты и достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении. Это очень важно в ситуации введения новых требований к результатам образования, которые поддерживаются и ФГОС и строгим контролем ЕГЭ и ОГЭ.