Конспект занятия "Оборона Москвы"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Класс: 5

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Партизанское движение


Цель: Вспомнить историческое прошлое нашей страны. Познакомить с некоторыми героями-партизанами Великой Отечественной войны, которые участвовали в битве под Москвой.

Задачи:

  • Дать учащимся представление о Москве военных лет.
  • Осуществить взаимосвязь Великой Отечественной войны с одним из её этапов - битве за Москву.
  • Кратко охарактеризовать ход московской битвы, меры по организации обороны столицы.
  • Уделить внимание образам тех людей, которые ценой своей жизни платили за победу под Москвой, массовому героизму советских людей.
  • Развивать познавательный интерес, способствовать развитию чувства патриотизма и любви к Родине.
  • Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в коллективе.
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: круглый стол.

Использование на занятие ИКТ: видеоматериал, презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: Добрый день, дети! А теперь поприветствуйте друг друга, молча жестом, прикосновением, словами. (Дети выполняют задание.)

II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

(Слайд №1, №2)

- Ребята, для нас с вами Родина - Россия, наш родной город Москва. За всю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги.

- Вспомните, когда началась Великая Отечественная война? ( 22 июня 1941 года)

(Слайд №3) - Да, 22 июня 1941 года на нашу страну напала кто? (Фашистская Германия)

- Верно. Началась Великая Отечественная война.

- Что вы знаете о начале войны?(ответы детей)

- Великая Отечественная война советского народа против фашистов началась в сложных условиях уже полыхавшей второй мировой войны.

Разгромив в 1940 г. Францию и другие западно - европейские государства, Германия необычайно усилила свою военную мощь. Она овладела значительными экономическими и военными ресурсами побежденных стран, захватила громадные запасы металла, промышленного оборудования, машин, продовольствия и весь арсенал вооружения.

- С лета 1940г главной целью Гитлера стала непосредственная подготовка к нападению СССР для того, чтобы установить мировое господство.

(Слайд №4)

- В декабре 1940 г. был разработан стратегический план против СССР под названием «Барбаросса».

(Слайд №5)

- На основе его был разработан план «Ост»: полное уничтожение советского государства, истребление советских народов с оставлением в живых примерно 14 млн. человек в качестве рабов фашистов. К моменту нападения на СССР вооруженные силы фашистской Германии являлись самыми мощными в мире по своей численности, вооружению и боевому опыту.

Общая численность фашистских войск к лету 1941 г. достигала 8,5 млн. человек - 214 дивизий. Военная авиация насчитывала 10 тыс. самолетов, военно-морской флот - свыше 200 военных кораблей.

Советские вооруженные силы к июню 1941г. насчитывали 5373 тыс. человек, свыше 67 тыс. орудий и минометов, 1861 танк, свыше 2700 самолетов, 276 боевых кораблей, 212 подводных лодок.

III. Целеполагание

(Слайд №6)

- Сегодня мы с вами поговорим об одним из важнейших событий начала ВОВ - Битва за Москву.

IV. Организация познавательной деятельности

(Слайд №7)

- 5 декабря вся Россия вспоминает это событие. Это один из дней воинской славы России. Именно этот день знаменуется началом контрнаступления советских войск против немецких захватчиков.

Это событие положило начало всех будущих побед Красной армии, развеяло миф о непобедимости немецкой армии, вдохновила советских людей на новые подвиги, укрепила их уверенность в том, что враг будет разбит и желанная победа будет достигнута.

- Как же люди помогали нашим солдатам защищать город? Об этом расскажет нам Динара. (Сообщение).

(Слайд №8)

Помощь жителей города в оборе Москвы.

На защиту Москвы встали не только войска нашей армии, но и все жители города, от мала до велика. Они начали строить баррикады, укрепления, ставились «ежи», сооружались противотанковые рвы и заграждения вокруг нашего с вами города, создавались завалы.

(Слайд №9)

- Для защиты от врага нужны были оружие и боеприпасы.

Поэтому московские заводы работали днем и ночью. Женщины, старики и подростки заменили у станков мужчин, ушедших на фронт.

(Слайд №10)

- На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи вместе с солдатами занимали на крышах домов боевые посты. Чтобы город был неузнаваемым для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали. Золотые купола церквей закрасили темной краской. Везде натянули маскировочную сетку. На зданиях нарисовали кусты, деревья, дороги. Чтобы город был неузнаваемым для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали. Золотые купола церквей закрасили темной краской. Везде натянули маскировочную сетку. На чердаках, в квартирах, в подвалах оборудовались огневые точки. На зданиях рисовали кусты, деревья, дороги.

(Слайд №11)

- По ночам в небо поднимались специальные воздушные аэростаты. Они мешали вражеским самолетам подлетать к Москве и бомбить ее.

(Слайд №12)

- Но всё же отдельные вражеские самолеты прорывались к Москве, сбрасывая бомбы и снаряды. И тогда жители слышали вот такой вой противовоздушной сирены.

((Слайд №13) Включается звук сирены ПВО).

(Слайд №14)

- В битве выделяют два этапа: оборонительный (30 сентября - 5 декабря 1941г.) и наступательный (5 декабря 1941-20 апреля 1942г.)

- По времени битва продолжалась около 7 месяцев (203 дня и ночи) с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942г.

- В октябре и ноябре 1941 враг предпринял два крупных наступления на Москву. В боях за родную столицу советские воины проявили величайшую стойкость и массовый героизм.

(Слайд №15)

- А тут еще русская зима нагрянула. Хорошая помощница есть у русских людей! Немцам русская зима сразу не понравилась. И говорят, что из-за нее они проиграли под Москвой, под Сталинградом, под Ленинградом и вообще во всей войне. Но не зима тут виновата!

Работа с пословицей.

(Слайд №16)

- Гитлеровские генералы забыли старую-старую истину, изреченную еще Александром Невским: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

- В первой же схватке немцы потеряли 14 боевых машин и отошли назад. В тот момент в стране не было много противотанкового оружия, но советские солдаты научились бороться с железными машинами: они их подбивали гранатами или поджигали танки врага!

- Московская оборонительная операция завершилась 5 декабря. И в тот же день Советские войска нанесли тяжелое поражение врагу. Они отбросили фашистов на 150-400 км на запад от Москвы.

- Но не нужно забывать о партизанах Подмосковья. Они оказали огромную помощь нашим солдатам. Партизаны выводили из строя наиболее важные вражеские объекты или их элементы путём подрыва, поджога, затопления, а также применяли иные способы разрушения. Вели разведывательную деятельность и многое другое. Давайте вспомним фамилии и подвиги некоторых из них.

- Вера Волошина (Слайд № 17)

- Саша Колесников (Слайд №18)

- А о Зое Космодемьянской нам расскажет Денисов Григорий.

(Слайд №19)

Сообщение подготовил Денисов Григорий.

Имя отважной партизанской разведчицы Зои Космодемьянской, отдавшей жизнь за Родину, стало символом мужества и патриотизма советских людей. В июне 1941 года Зоя сдала экзамены и перешла в десятый класс. Она любила Родину, мечтала о подвигах и не скрывала это от друзей. Родину, как и родителей, нужно беречь. В первые дни войны Зоя записалась добровольцем в истребительный отряд. Ей пришлось идти за линию фронта уничтожать объекты врага. Зоя перерезала линию связи, выполняла данное ей задание и не заметила гитлеровского солдата. Она не отвечала на вопросы немцев и даже изменила свое имя. Ее долго и жестоко допрашивали. А потом, ничего не добившись, фашисты решили казнить Зою. Зоя ответила им: «Это счастье- умереть за свой народ! Я не боюсь! Я не одна. Вы все равно проиграете войну. Победа будет за нами!..» Она совершила подвиг, пугая немцев даже на виселице. Она не предала Родину, не выдала своих товарищей. Ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

(Слайд №20)

V. Итог занятия

- Скажите, ребята, какую годовщину Московской битвы мы с вами празднуем в этом году? (Ответы детей)

- Имена каких героев вы запомнили? (Ответы детей)

- Как называют человека, который проявил в бою храбрость и отвагу? (Ответы детей)

- Скажите, а городу может быть присвоено звание город-герой?

- Назовите города-герои, которые вы знаете.

- Да, Москва тоже является городом-героем.

- Как называют героический поступок? (Ответы детей)

-Да, наши солдаты отличались храбростью, героизмом и смекалкой. Множество подвигов совершили они в годы войны. А какими стали вы - их внуки и правнуки? Такими же ловкими и сообразительными? Давайте это проверим.

VI. Игра: «Бой на шахматном поле»

Вместо шашек - макеты военной техники. Играют парами. По аналогии, как в шашки. Кто победит?

- В завершении нашего занятия хочу сказать вам такие слова. Ребята, любите свою Родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! И не забывайте тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны - наших ветеранов.