Трудовой подвиг советских ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

Разделы: Химия, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., ученые-химики


Пояснительная записка

Актуальность. Известно, что если процесс фундаментального опорного обучения направлен на приобретение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное образование призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Практический интерес к теме исторического просвещения и патриотического воспитания на современном этапе обоснован необходимостью осознания его сущности в условиях современной системы образования как эффективного механизма образовательной и воспитательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация.

Новизна. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы осмысления исторического прошлого и патриотического воспитания, т.к. это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданственной позиции только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от образовательных учреждений содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных совре­менным социально-педагогическим реалиям, появляется необходимость в деятельностном компоненте образования и воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. В рамках реализации программы «Углубленное изучение химии» мною были разработано внеклассное мероприятие «Трудовой подвиг советских ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» на основе интегративно-деятельностного подхода с применением межпредметных связей.

Целевая аудитория. Данное мероприятие рассчитано на детей старшего школьного возраста 9-11 классов (15-17 лет).

Количество времени на проведение мероприятия - 1-2 урока (по 40 минут).

Перспективы использования материала. Данная разработка адресована учителям-предметникам химии, биологии, истории общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, а также педагогам дополнительного образования естественнонаучного профиля, студентам педагогических вузов. Материал может быть использован во внеклассной работе по предметам, на факультативных занятиях, во время проведения предметной недели в образовательном учреждении.

Партнеры. Привлечение и активное участие приглашенных специалистов: инженеры химических, химико-технологических промышленных производств (ПАО «Нижекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», ТАНЕКО), биологи (вирусологи, микробиологи), фармацевты, врачи (терапевты, инфекционисты, иммунологи), работники городского музея (заведующие и научные работники залов «Великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. », «ПАО «Нижнекамскнефтехим»: вчера, сегодня, завтра») с выступлениями по профилю своей работы в контексте темы мероприятия.

Цель - всестороннее просвещение и патриотическое воспитание детей через исторический анализ вклада советских ученых в Великую Победу советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Задачи:

  • Образовательная - активировать познавательную деятельность обучающихся по химии, физике, биологии в историческом аспекте (знания о деятельности советских ученых-химиков, фармацевтов, конструкторов привнесших значительный вклад для победы в Великой Отечественной войне);
  • Развивающая - формировать умения и навыки самостоятельно работать с различными источниками информации, владение ИКТ, развивать навыки химического и исторического мышления, логики;
  • Воспитательная - воспитывать устойчивый интерес к познанию естественных наук, истории, патриотическое самосознание и чувства уважения и любви к Родине, а также творческую инициативу и коммуникативные навыки.

Методы учебно-познавательной деятельности:

  • По источнику материала: словесные, наглядные;
  • По характеру обучения: поисковые, эвристические, словесно-иллюстративные;
  • По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные;
  • По степени взаимодействия учителя и учеников: активные и интерактивные.

Условия проведения. Оборудованный и украшенный (тематическими плакатами, портретами) актовый зал.

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, справочные и энциклопедические материалы, Internet, музыкальная подборка, эмблемы для команд, бумага, карандаши, ручки, оценочные листы для жюри, призы.

Подготовительный период. Так как тема достаточна глубока и обширна, то подготовку к мероприятию необходимо начать заранее (примерно за 2 недели): создаем рабочие группы детей из 4-5 человек по 2 направлениям: первое - это практическая деятельность ученых в годы Великой Отечественной Войны и второе - награды ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны. Кроме этого, необходимо сообщить детям тему, цель и задачи мероприятия, тематику обсуждаемых вопросов, список рекомендуемой литературы и электронных источников. К занятию готовятся все обучающиеся, выбираются из числа желающих двое ведущих (заранее готовятся к своему выступлению). Также можно предложить обучающимся приготовить индивидуальные сообщения <Приложение 1>.

Основная часть

Все участники мероприятия входят в актовый зал, рассаживаются. Вступительное слово учителя-ведущего: объявляет тему мероприятия, цель, задачи и содержание <Приложение 2><слайд 1>.

Звучит песня «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой..» <слайд 2>.

Ведущий 1. Дорогие друзья! 75 лет прошло с того незабываемого исторического дня, когда отгремели последние выстрелы войны с ненавистным врагом, и настал долгожданный день великой Победы. Этот день стал для каждого советского человека большим и волнующим праздником, праздником безграничной гордости за нашу героическую, овеянную боевой славой армию, за могучую несокрушимую Родину, оплот мира и прогресса на Земле. Грандиозна и величественна победа, которой добился наш народ в Великой Отечественной войне, но путь к ней был трудным и долгим. Война была самым тяжелым периодом в жизни советских людей. Над Родиной нависла смертельная опасность. Необходимо было быстро и решительно перестроить всю работу страны на военный лад, укрепить тыл, организовать всемерную помощь армии, обеспечить пополнение ее рядов. Это была тяжелая, кровопролитная война за существование нашей Родины, ее культуры и науки. На защиту Родины поднялся весь советский народ - рабочие, колхозники, деятели науки.

Ведущий 2. Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма <слайд 3>: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен» [6].

Педагог. Дорогие участники мероприятия! Мы сегодня с Вами поговорим о важных трудовых заслугах наших великих отечественных ученых- химиках в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Разрешите ознакомить вас с содержанием нашего мероприятия <слайд 4>:

I. Практическая деятельность ученых в годы Великой Отечественной Войны (создание специальных пищевых, медицинских, технических препаратов, необходимых для нужд войны); создание боеприпасов, зажигательных смесей, топлива; содействие развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности; поиск новых видов сырья и энергии.

II. Награды ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны.

III. Круглый стол со специалистами «Вклад отечественных ученых в развитие современной химической промышленности и естественных наук». Итак, мы начинаем с первой части - деятельность советских ученых в годы ВОВ.

Ведущий 1. Хочу привести вам слова выдающегося ученого-химика Александра Наумовича Фрумкина. На антифашистском митинге в 1941 году он сказал: «Я химик. И говорю сегодня от имени всех химиков-ученых. Несомненно, химия - один из существенных факторов, от которых зависит успех современной войны. Производство взрывчатых веществ, качественных сталей, легких металлов, топлива - все это разнообразные виды применения химии, не говоря уже о специальных формах химического оружия. В современной войне немецкая химия подарила миру пока одну «новинку» - это массовое применение возбуждающих и наркотических веществ, которые дают немецким солдатам перед тем, как послать их на верную смерть. Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания для борьбы с фашизмом» [2] <слайд 5>.

Ведущий 2. Великая Отечественная война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Учёные химики принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашисткой Германией, приближая её своим умом, талантом, самоотверженным трудом. Великая Отечественная война была смертельным противоборством производств, экономики и науки. Поэтому вместе с солдатами в 1945 г. победили рабочие, инженеры, медики и сугубо гражданские ученые-химики, Победа советского народа немыслима без разработок ученых - химиков. Благодаря их активной работе СССР не только догнал, но и перегнал фашистскую Германию по оружию, военной технике, обороне и другому. На счету ученых-химиков тысячи спасенных жизней и огромная помощь фронту в целом.

Ведущий 1. В те года над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Необходимо было быстро и решительно перестроить всю работу страны на военный лад, укрепить тыл, организовать всемерную помощь армии, обеспечить пополнение ее рядов. Большой вклад в дело победы над врагом внесли учёные-химики, которые на протяжении всех военных лет направляли свои силы и энергию на выполнение работ, способствующих укреплению обороноспособности страны. Уже через 6 дней после начала войны (28 июня 1941 г.) был создан научно технический совет по координации и усилению научных исследований в области химии для нужд обороны под председательством С.В.Кафтанова.

Ведущий 2. В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. По специально разработанному военно-хозяйственному плану началась быстрая перестройка промышленности, транспорта, перемещение предприятий из прифронтовой полосы и ввод их в действие, строительство новых заводов, шахт, рудников, перераспределение людских резервов и материальных ресурсов, подготовка кадров рабочих, мобилизация сельского хозяйства на обслуживание нужд войны. В кратчайший срок (с июля по ноябрь 1941 г.) с прифронтовых районов на восток страны было эвакуировано более 1360 крупных предприятий и свыше 10 млн. человек. В результате огромных усилий уже к декабрю 1941 г. работа промышленности наладилась, было приостановлено падение производства. В связи с эвакуацией промышленных предприятий восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Необходимы были новые сырьевые ресурсы [5,7].

Ведущий 1. Быстрыми темпами развернулось и строительство химических заводов. Именно этим объясняется тот факт, что в тяжелые годы Великой Отечественной войны советская наука была способна успешно решать сложнейшие задачи, которые предъявлял к ней фронт. Была поставлена важнейшая государственная задача: в короткие сроки наладить производство вооружения - танков, кораблей, подводных лодок, пушек, самолетов. Многие ученые самых разных специальностей продолжали настойчиво трудиться в своих лабораториях, подчинив научные исследования нуждам фронта.

Ведущий 2. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» с первых дней войны стал ведущим в работе каждого советского ученого <слайд 6>.

Обстановка не допускала ни малейших элементов застоя, она учила подвижности, маневренности, умению преодолевать трудности. Война потребовала грандиозного количества разнообразных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовались магний и стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше йода, текстильные изделия и многочисленные химикалии: каустическая сода, минеральные соли, лаки и краски; в большом количестве требовался каучук, карбид кальция и т.п.

Ведущий 1. Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага - немца-конструктора, который сидит над своими чертежами … в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним … Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт … чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнутся в военном небе, наш оказался победителем» <слайд 7>.

Ведущий 2. Жестокая и страшная война унесла более двадцати шести миллионов жизней. А ведь их могло быть гораздо больше, если бы не ученые-химики [4], создавшие более ста новых лечебных препаратов, спасших десятки тысяч солдат от таких опасных заболеваний, как газовая гангрена, столбняк, менингит, гнойные инфекции. Давайте вместе вспомним имена этих ученых:

  • Постовский Исаак Яковлевич - синтезировал стрептоцид, норсульфазол сульфазин. Эти препараты обладают противомикробными и антибактериальными свойствами. Известна «паста Постовского», применяемая для долго не заживающих ран <слайд 8>;
  • Палладин Алексей Викторович - создал викасол и метилнафтахинон - эффективные средства для остановки кровотечения <слайд 9>;
  • Шостаковский Михаил Федорович - создатель «бальзама Шостаковского», спасавшего воинов от ожогов, обморожения, от осложнений при огнестрельных ранениях <слайд 10>;
  • Мельников Николай Николаевич - получил препарат гексахлорциклогексан (гексахлоран), основа дуста, применяемая для борьбы с сыпным тифом, переносимым вшами <слайд 11>;
  • Ермольева Зинаида Виссарионовна - синтезировала в 1942 году отечественный пенициллин (бензилпенициллин) <слайд 12>;
  • Гаузе Георгий Францевич и Мария Георгиевна Бражникова Получили оригинальный советский антибиотик грамицидин С <слайд 13>.

Ведущий 1. В исключительно сложных условиях военного времени ученые находили новые источники сырья, новые виды химических продуктов, разрабатывали новые технологические методы. Учёные в годы войны не просто создавали новые металлы и сплавы, пластмассы и зажигательные смеси, топливо для ракетных установок и новые медицинские и технические препараты, но также содействовали развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности, участвовали в поиске новых видов сырья [3]. Вот имена этих ученых:

  • Кнунянц Иван Людвигович профессор, заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты - разработал ИСЗ: личный состав химических войск обеспечивался защитными комбинезонами с резиновыми перчатками, сапогами и противогазом) <слайд 14>;
  • Зелинский Николай Дмитриевич - разработчик отечественного противогаза (на основе активированного угля), улучшил качество бензина, который дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов: они могли теперь взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом <слайд 15>;
  • Бардин Константин Викторович, Комаров Владимир Алексеевич, академики - вели работу по производству высокопрочных сталей <слайд 16>;
  • Фаворский Алексей Евграфович, академик - нашел оригинальный способ получения изопренового каучука (из угля и воды) для производства резины <слайд 17>;
  • Ферсман Александр Евгеньевич, академик - выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам изготовления стратегического сырья, маскировочных красок <слайд 18>.

Педагог. Переходим ко второй части нашего мероприятия - это награды ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 2. За выдающиеся научные работы и исследования, выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных премий [8] <слайд 19):

  • Николай Дмитриевич Зелинский (1861-1953) русский и советский химик-органик, заслуженный деятель науки РСФСР (1926), Герой Социалистического Труда (1945). Лауреат трёх Сталинских премий (1942, 1946, 1948), член-корреспондент (1924), академик АН СССР (1929);
  • Александр Ермингельдович Арбузов (1877-1968)- русский химик-органик, Академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий (1943, 1947);
  • Александр Евграфович Фаворский (1860-1945) - русский, советский химик-органик, действительный статский советник, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии первой степени;
  • Александр Николаевич Несмеянов (1899-1980) - советский химик-органик, академик АН СССР, член-корреспондент, Дваңды Герой Социалистического Труда, Александр Евгеньевич Ферсман (1926-1929) - российский и советский минералог, кристаллограф, геохимик, профессор, академик РАН (1919) и вице-президент АН СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943).

Ведущий 1. Несомненно, достижения химической науки в те годы послужили одним из существенных факторов, повлиявших на исход войны. В годы войны в восточных районах страны были построены десятки новых заводов по выпуску серной кислоты, анилиновых красителей, пластмасс, лаков и красок, шин. Увеличены мощности действующих предприятий и организованы новые производства на площадях других отраслей промышленности. Всё это позволило не только повысить обороноспособность страны в трудный для неё период, но и обеспечить превосходство советских вооружённых сил над немецкими захватчиками.

Ведущий 2. Благодаря деятельности учёных-химиков уже с первых дней войны было налажено производство необходимых для фронта и тыла веществ и материалов, создавались специальные пищевые, медицинские, технические препараты, новые взрывчатые и горючие материалы, лекарства, совершенствовались боевые устройства, разрабатывались химические процессы горения и взрывов, содействовали развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности <слайд 20>.

Ведущий 1. Невозможно перечислить всё, что было сделано учёными, и химиками в том числе, во благо Победы. Люди умственного труда находились в одном строю с солдатами. Многие из них уходили на фронт, чтобы с оружием в руках уничтожать фашистов. Но основная часть научной интеллигенции вела «тихую» войну с противником, побеждая его своим «интеллектуальным гением», используя в борьбе с ним знания, опыт, профессионализм. В суровые дни военных испытаний труд советских ученых, в том числе ученых-химиков, вошел в историю как выдающийся трудовой подвиг в защиту Родины <слайд 21>.

Объявляется заседание Круглого стола со специалистами «Вклад отечественных ученых в развитие современной химической промышленности и естественных наук». Предоставляется слово приглашенным специалистам: инженеры химических, химико-технологических промышленных производств (ПАО «Нижекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», ТАНЕКО) <Приложение 3>, биологи (вирусологи, микробиологи), фармацевты, врачи (терапевты, инфекционисты, иммунологи) (регламент для кажого выступления - 7-10 минут).

Заключение

Педагог. Дорогие ребята! Вы сейчас ознакомились с трудовым подвигом людей науки (советских ученых-химиков), чей трудовой подвиг внес неоценимый вклад в дело нашей Победы. Наверняка вы тоже задумались: «А какой путь мне выбрать в жизни? Какую профессию выбрать? Какой лично я могу внести вклад в развитие и процветание нашей Родины?». Конечно, необходимо учитывать и ваше желание заниматься каким-либо делом, ваши способности и талант. Уверена, что сегодня вы получили для себя интересную и важную информацию о нашей славной истории, о наших безусловно выдающихся и глубоко любящих свою Родину людях, а также о современном состоянии и перспективнях направлениях развития отечественной химической промышленности и естественных наук, об интересных профессиях. Успехов вам в будущих начинаниях!

Педагог благодарит всех участников мероприятия (детей, приглашенных специалистов, педагогов) <Приложение 4>.

Список использованной литературы

  1. Андросова В.Г., Лазыкина Л.Г. Во имя Победы// Химия в школе.- 1985.- № 2.- с.73-77.
  2. Антонова Л.С. Вклад химиков в Великую Победу// Химия в школе. -2006.- №3.-с.73-80.
  3. Бойкова В.М. Ученые - химики в ВОВ//Химия в школе. - 1985. - №2.- с.77-78.
  4. Баранова Ж.Г., Волков В.А., Кузнецов В. И. Советские ученые - химики в период ВОВ //Химия в школе.- 1985.- №1.-с. 6-13.
  5. Браверман Э.М. Альманах «Подвиг»// Физика в школе.-1985.-№2.-с.21-30.
  6. Дроздов Д.Д. Вечер «Слава советскому оружию»// Физика в школе.- 1985.-№3.- с.19-21.
  7. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library
  8. http://www.wikipedia. ru/
  9. https://revolution.allbest.ru/chemistry/
  10. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ffishki.net%2F3648429-uchyonye-iz-sovremennoj-rossii-kotoryh-znajut-vo-vsyom-mire.html&utm_source=aab&platform=desktop
  11. https://tass.ru/nacionalnye-proekty/