«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением», - писал А.Дистервег.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения общего образования обусловило необходимость активизации таких методов преподавания, при которых процесс обучения и воспитания из системы усвоения и репродуктивного воспроизведения знаний, умений, навыков перестраивается в организацию педагогических условий и способов учебной деятельности обучающихся, в целях их успешной социализации.
Активные методы обучения предполагают использование такой системы, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения - это обучение деятельностью.
Поиск эффективных способов по данной проблеме привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии модерации, которая особенно актуальна в условиях введения образовательных стандартов нового поколения, основанных на компетентностно-деятельностном подходе. Данную технологию можно использовать в любом УМК. Эффективность данной технологии можно проследить по динамике формирования планируемых результатов обучения: предметных, метапредметных и личностных.
Новизна моего подхода заключается в использовании на уроке любого предмета методических приёмов, основанных на идеях технологии модерации, которые позволяют оперативно собирать и анализировать информацию, генерировать идеи в результате групповой работы, результативно сотрудничать и создавать качественную творческую продукцию.
Мотивация как один из ключевых процессов модерации обеспечивает проявление на занятии определенных настроений, а в дальнейшем, как следствие, формирование устойчивых качеств личности учеников.
Основной дидактический целью использования технологии модерации в образовательном процессе является развитие:
- способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие способности учащихся к анализу информации, выявлению и оценке проблемы;
- умения вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия; находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
- способности ведения переговоров и дискуссии (умение выслушать другого, убеждать, применять решения).
- навыка принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.
Итак, что же такое МОДЕРАЦИЯ?
Термин модерация произошел от итальянского «мoderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность». Как образовательная технология модерация была впервые разработана в Германии в 60-70-е годы прошлого века. В современном понимании модерация - это направляемый процесс взаимодействия участников группы в целях самостоятельной выработки и принятия группового решения, техники организации общения, благодаря которой групповая работа становиться более целенаправленной и структурированной. По своей сути, процесс модерации является технологией управления образовательный процессом, учебным занятием, внеклассным мероприятием, работой коллектива.
Модератор-педагог учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать. Технология модерации меняет роль учителя. Он превращается в опытного товарища, становится наставником, консультантом, старшим партнером. Вследствие чего у обучающихся растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение к нему.
Взаимодействие, общение при этом не замещает собой учебную деятельность, а служит условием, которое создает педагог для более осознанного и активного усвоения, ощущения учениками собственной успешности и интеллектуальной состоятельности. Взаимодействуя, участвуя в диалоге, учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные задачи на основе анализа соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, применять продуманные решения, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми.
Технология модерации обеспечивает стабильное достижение запланированных результатов. Это достигается за счет строгой структурированности, которая определяется разделением учебного занятия на определенные структурные этапы (фазы). Для осуществления изучения материала в соответствии с требованиями технологии модерации урок должен строиться из последовательно сменяющих друг друга фаз (выстроенных шагов):
- инициация (начало урока);
- вхождение (формулировка целей урока совместно с учащимися);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
- эмоциональная разрядка (разминки).
У каждого структурного этапа своя задача.
1 фаза - инициация. Это фаза знакомства учитель - ученик - предмет. Назначение этапа: создание мотивации, завладение вниманием учеников, выход самих учеников на тему занятия.
Чтобы завладеть внимание класса в начале урока, я использую такие приемы, как «Информационная минутка», «Представьте, что вы…», «Разгадывание кроссворда», «Эпиграф», «Немой диктант», «Оратор».
2 фаза - вхождение или погружение в тему. Назначение этапа: определение совместными усилиями формулировки темы занятия и целей урока. Здесь главное для учителя - мотивировать ученика к изучению данной темы и о возможности применения знаний по данной теме на других уроках.
На данном этапе урока самыми эффективными считаю такие приемы, как «Выбор цели» и «Ульи».
3 фазы - формирование ожиданий учеников. Назначение этапа: определение совместно с учащимися задач занятия, составляющих алгоритм деятельности; предупреждением возможных затруднений.
Существует большое количество приемов, помогающие обучать планировать эффекты урока и определять алгоритм работы с учетом опасений, рисков и ожиданий. Чаще всего я использую приемы «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Бизнес-план».
4 фаза - интерактивная лекция. Назначение этапа: знакомство с новой информацией методом лекции. Задача лекции - представить необходимую информацию, которая позволит ученикам самим добывать новые сведения по изучаемой теме. Интерактивная лекция меньше традиционной, поэтому ее часто называют мини - лекцией. В начальных классах эта фаза должна занимать не более 10-15 мин. Структура лекции - это пункты, о которых необходимо рассказать. Каждому пункту можно добавить зрительный символ, который будет начерчен лектором во время чтения лекции. Поэтому на данном этапе интерактивной лекции я использую такой активный прием, как инсерт (таблица) и «Бортовой журнал».
5 фаза - проработка содержания темы. Назначение этапа: групповая работа для углубления, закрепления материала или приобретения практических навыков. Активные методы на этапе проработки темы обеспечивают анализ и усвоение учебной информации в результате совместных усилий. Среди вариантов группового взаимодействия я активно применяю следующие приемы: «Карусель», «Автор», «Мозговой штурм».
6 фаза - рефлексия. Назначение этапа: оценка результативности урока самими учениками. После обсуждения в классе учитель подводит итог работы каждого ученика, группы и класса в целом. Формы подведения итогов различные.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Телеграмма», «Картина по кругу», «Итоговый круг».
7 фаза - эмоциональная разрядка. Назначение этапа: осуществление перехода от одного этапа к другому, создание нужного настроя и поддержание работоспособности.
Большая нагрузка учащихся начальных классов нивелируется за счет разнообразия видов деятельности. Даже релаксация, снятие нервной нагрузки достигается за счет частой смены деятельности.
Собственный опыт работы: использование технологии модерации на практике
Технологию модерации использую на: уроке, во внеурочной деятельности, в воспитательной работе.
Анализируя результаты своей работы, хочу отметить, что технология модерации позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, развивают познавательную активность, повышают уровень самоорганизации обучающихся.
Исходя из практики использования технологии модерации в своей работе могу констатировать, что достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
- эффективного взаимодействия (интеракции) участников образовательного процесса;
- упорядоченного обмена содержательной и эмоциональной информацией (коммуникации) между всеми участниками образовательного процесса;
- обеспечения наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализации);
- мотивации всех участников образовательного процесса;
- мониторинга образовательного процесса;
- рефлексии педагога и обучающихся;
- оценки результатов
Результативность
Совместно с психологом были проведены мониторинговые исследования по следующим количественным и качественным показателям:
- степень обученности и качества знаний;
- уровень учебной мотивации;
- уровень познавательной активности;
- умение выполнять различные социальные роли в группе;
- уровень сформированности навыков рефлексии;
Мониторинговые исследования были проведены по методикам, предложенным школьным психологом: «Лесенка», «Оценка школьной мотивации», «Незаконенное предложение», "Рукавичка" Г.А.Цукерман, "Левая и правая сторона" Р.Пиаже. Проведение оценки результативности показало рост количественных и качественных достижений.
Результативность применения данной технологии подтверждается положительной динамикой по всем параметрам.
Перечисленные выше результаты мониторингового исследования позволяют сделать вывод об эффективности применения технологии модерации: определяется высокий уровень учебной мотивации, мы констатируем повышенный уровень познавательной активности, видим достаточно развитое умение выполнять различные социальные роли в группе и сформированные навыки рефлексии.
Важным показателем являются успешное участие учеников в конкурсах различного уровня. Мои ученики принимают участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского уровня, где становятся победителями и призёрами. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность.
К системным эффектам применения активных методов обучения, в частности технологии модерации относится и тот факт, что происходит более успешное формирование и развитие у школьников универсальных учебных действий (УУД). Данные умения особенно актуальны в связи с введением федерального государственного стандарта и играют ключевую роль как для формирования успешности учеников, так и для обеспечения гармоничного развития их личности.
Роль активных методов обучения в формировании личностных универсальных учебных действий:
- Создают положительное отношение к школе, ученическому коллективу, учебной деятельности за счет устранения причин страха, снятия напряжения;
- Формируют познавательную мотивацию, любознательность, потребность к расширению поля знаний, потребность к обмену полученной информацией;
- Формируют адекватное осознание и оценку собственных возможностей в учении, видение направлений и способов самосовершенствования;
- Закладывают основы моральных принципов и норм;
- Учат трудолюбию, взаимопомощи.
Метапредметный результат использования технологии модерации
Метапредметный результат в обучении является "мостом", связывающим все предметы. Это решает проблему оторванности учебных предметов. Даёт возможность ученику осваивать предметы во взаимосвязи.
ФГОС по завершению каждого года обучения предполагает выполнение учащимися комплексной диагностической работы. Результат позволяет увидеть, какие УУД хорошо сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы.
Активные методы обучения закладывают основы для формирования следующего ряда коммуникативных универсальных действий:
- Предоставляют опыт работы в разнообразных по составу рабочих группах, что позволяет ученикам видеть индивидуальные различия между участниками взаимодействия, ценить многообразие человеческих свойств;
- Обучают учитывать позиции другого, уступать, дружить, продуктивно общаться, разрешать возникающие конфликты, отстаивать свою позицию, толерантно относиться к отличающемуся от собственного чужому мнению;
Познавательные универсальные учебные действия, формируемые с помощью активных методов обучения:
- Учат устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и фактами, анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать информацию, делать обобщение;
- Развивают навыки самостоятельной познавательной деятельности;
- Формируют навыки исследовательской и проектировочной деятельности;
- Позволяют постоянно соотносить теоретические сведения с их практическим применением.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий происходит в следующих направлениях:
- Учатся самостоятельно определять цель предстоящей работы;
- Создаются условия для того, чтобы школьники учились самостоятельно планировать учебную деятельность, выбирать оптимальные пути решения проблемы, распределять обязанности внутри группы с учетом индивидуальных возможностей;
- Умение решать проблему сообща, вести диалог, реагировать на реплики - все это предполагает постоянный контроль за поддержанием собственного мнения на высоком уровне и обучение такому самоконтролю.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология модерации обеспечивает эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также формирование важных качеств личности и универсальных навыков. Данная технология может использоваться для организации и проведения уроков разных типов и внеучебных мероприятий. Участие при этом становится более увлекательным внешне, темп - интенсивнее, а результативность - выше.