Ведущим принципом государственной политики в сфере образования, обозначенным в Национальном проекте «Образование», объявлен его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Важная роль отводится выявлению и поддержке, развитию и социализации одарённых талантливых детей [1]. В связи, с чем усиливается значение эстетического воспитания, где важная роль отводится музыкальному искусству.
В отечественной психологии одарённость определяется с позиций системного подхода (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов), с присущими характеристиками - сложность, динамичность, изменчивость. В «Рабочей концепции одарённости» (Д.Б.Богоявленская, Ю.Д.Бабаева, А.В.Брушлинский, и др.) приводятся признаки одарённости, включающие два аспекта поведения одарённого ребенка: инструментальный, характеризующий способы деятельности ребенка и мотивационный характеризующий отношение ребенка к деятельности.
Что характеризует одарённого ребёнка? Педагоги и психологи отмечают у одарённых детей повышенную познавательную потребность, наличие специфических способов деятельности, обеспечивающих её особую, качественно своеобразную продуктивность; нестандартные стратегии осуществления деятельности; новаторство; своеобразный индивидуальный стиль деятельности; особый стиль обучаемости. Исследователи отмечают у детей наличие актуальной или потенциальной одаренности. Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одарённость зачастую протекает в скрытой форме или сдерживается неблагоприятными факторами, психологическими барьерами и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
В своих работах И.А.Синицина отмечает, что эффективное развитие интеллектуально-творческого потенциала детей может обеспечить педагог, ориентирующийся на актуализацию личностных резервов, свободный в педагогическом творчестве (выборе форм, методов, средств организации занятий), учитывающий потребности, интересы, особенности индивидуального развития каждого ребенка. В качестве главных качеств она отмечает рефлексивно-мыслительную культуру педагога, культуру самокорректирования, мотивационную самоорганизацию, толерантость и эмпатическое понимание [3].
Проведённый анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта педагогической деятельности показал, что работу по выявлению и развитию одаренности учащихся следует осуществлять через систему интегрированных уроков, занятий внеурочной деятельности и дополнительного образования, через организацию и проведение внеклассных мероприятий на всех ступенях обучения. Большую роль в этом направлении следует отводить консультациям родителей по проблеме повышения их компетентности в выявлении и развитии одарённости детей, создания благоприятных условий для роста и развития с учётом потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей растущего ребёнка.
Известно, что в школу дети приходят с разным уровнем развития музыкальных способностей, которые проявляются затем в процессе индивидуальной и коллективной работы и совершенствуются в различных видах деятельности. К основным из них следует отнести: восприятие музыки, выявление связи музыки с явлениями и образами природы, окружающей действительности; хоровое, ансамблевое, сольное пение, интонационная импровизация; музыкально-дидактические и пальчиковые игры; артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения, элементы кинезиотерапии, игротерапии и вокалотерапии; элементарное музицирование; музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование; инсценировка и драматизация музыкальных произведений, ролевые диалоги в начальных классах; проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов; разноуровневые задания в зависимости от индивидуальных особенностей развития.
Потенциальная одарённость учащихся также раскрывается в работе на занятиях внеурочной деятельности и детского вокального объединения, а также в олимпиадах, научно-исследовательской деятельности, конкурсах, фестивалях разного уровня, что позволяет сделать заключение о перспективах музыкального развития каждого ученика и целесообразности углубления содержания образования в области искусства в дальнейшем.
Таким образом, несмотря то, что музыкальное образование долгое время переживало сложный период, вызванный рядом законодательных, управленческих, содержательных, кадровых, материально-технических проблем, необходимо его возрождение, модернизация материально-технической базы и привлечение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей с целью раскрытия одарённости каждого ребенка и формирования человеческого капитала в будущем.
Литература
- Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] URL http://www.kemsu.ru/departments/cce/doc/bul.doc (Дата обращения 26.03.2016)
- Рабочая концепция одаренности (Богоявленская Д.Б. (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор) . - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 95 с.
- Синицина И.А. Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т] Стерлитамак, 2014 - 206 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. - Учен. зап. Гос. науч.-исслед. Ин-та психологии, т. 2. - М., 1941. - 3 - 56 с.