Краеведческая мастерская как способ реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях социального партнерства с Государственным музеем-заповедником А.П.Чехова «Мелихово»

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание

Класс: 3

Ключевые слова: А.П.Чехов, музей-заповедник А.П.Чехова «Мелихово»


Вопросы патриотического воспитания вызваны необходимостью сохранения нашего общества как единого многонационального суверенного государства. В.В.Путин подчеркивал, что «нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, это и есть национальная идея». По инициативе Президента РФ в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" внесены изменения по вопросам воспитания, создания в образовательной организации условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. Воспитание настоящих граждан, патриотов своей Родины невозможно без изучения культурного наследия малой родины. Для того чтобы научить детей и взрослых гордиться богатством Отчизны, нужно прежде всего знать свой родной край, его историю, культуру, традиции, людей. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости…», - писал А.С.Пушкин.

Дети младшего школьного возраста отличаются высокой познавательной активностью, любознательностью, стремлением узнать новое. Именно в этот период детства происходит становление ребенка в новом статусе ученика, возникают новые виды деятельности, выстраивается его система отношений со взрослыми и сверстниками, коллективом, окружающим миром, формируются первые представления о малой родине, о том месте, где ты родился и живёшь. Академик Д.С.Лихачев утверждал, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень». Несомненно, изучение краеведения играет огромную воспитательную роль, ведь познавая малую родину, ребёнок не только расширяет кругозор и круг интересов, он учится её любить, гордиться красотой её природы, талантливыми людьми, следовательно, приобретает устойчивое желание самому заботиться и преображать свой край в будущем.

Краеведческая работа наиболее эффективна, если организована как целостная система. Краеведческая мастерская - комплекс мероприятий, направленных на всестороннее познание родного края обучающимися, организованных под руководством учителя в урочной и внеурочной деятельности в условиях социального партнерства [1]. Краеведческие интересы обучающихся формируются в урочной деятельности, затем они находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных мероприятий. Таким образом, взаимосвязь этих направлений в краеведческой деятельности обеспечивает формирование целостной системы в работе педагога по данной актуальной проблеме.

Рисунок 1. Педагогический комплекс (модель), направленный на всестороннее изучение родного края и накопления краеведческого материала из разных источников через урочную и внеурочную деятельность в условиях социального партнерства.

В начальной школе краеведение не существует как самостоятельная дисциплина, оно эффективно и продуктивно интегрируется с другими учебными предметами. Краеведческий компонент может быть как элементом урока, так и составлять полное содержание всего урока. При отборе краеведческого материала важно придерживаться следующих критериев: доступность и научность информации возрасту обучающихся, историческая и культурная ценность событий для данного края, яркость и эмоциональная насыщенность фактов, возможность совершать наблюдения за окружающей действительностью, способность вызывать интерес к родным местам.

Примеры возможностей формирования краеведческих знаний по УМК «Литературное чтение, 4 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованов, система «Школа России».

Номер урока

Темы, реализующие краеведческий компонент

Акцент на формирование знаний и умений при изучении краеведения

Тема 1

Устное народное творчество

Различие видов устного народного творчества: большие м малые жанры. Составление загадок о животных и растениях родного края.

Тема 8

Обобщающий урок-игра по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Умение составлять рассказы об особенностях празднования традиций малой родины на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

Тема 9

Проект: «Создание календаря исторических событий».

Составление летописи современных важных событий городского округа Чехов.

Тема 24

Жизнь и творчество А.П.Чехов

Знание о вкладе А.П.Чехова в развитие Лопасненского края.

Тема 25

А.П.Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени.

Поиск мудрых мыслей писателя из произведений и писем, написанных в Мелиховский период его жизни.

Тема 83

Поэтический вечер по разделу «Родина».

Выразительное чтение произведений авторов нашего края, составление рассказа о богатой культуре, писателях и поэтах малой родины.

Тема 84

Проект «Они защищали Родину».

Знание стихотворений о военной поре наших земляков. Составление текста «Я горжусь своей Родиной», используя произведения и собственные мысли.

Рассмотрим несколько примеров из направлений работы учителя начальных классов в данной деятельности. Программа по литературное чтению авторов Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной системы «Школа России» предполагает вводить в содержание уроков изучение произведений авторов нашего края. Знакомство с творчеством поэтов М.Камшилина, Л.Куклевой, Л.Чудайкиной, А.Дьяченко и других, воспевающих в своих произведениях Лопасненскую землю. Большой интерес у обучающихся вызывают произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки о животных, растениях местности, сказки, загадки, народные песни. Краеведческие интересы находят дальнейшее развитие в процессе внеурочных литературно-краеведческих занятий, становятся предметом исследований школьников. Например, анализируя произведения А.Барто, выясняется, что поэтесса была частой гостей в подмосковном городе Звенигород в детском доме для воспитанников, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны. Изучив долнительную литературу по данной теме, ребята узнали, что в течение 8 лет А.Барто вела на радиостанции «Маяк» программу «Найти человека». Ежегодно гимназисты принимают участие в городском литературном конкурсе чтецов, посвященном памяти поэта М.Камшилина, сочиняют стихи и рассказы о родном крае.

Программа по математике авторов М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова включает в содержание урока решение задач, реализующих краеведческий компонент, что способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей миром, помогает использовать новые сведения в жизненных ситуациях. Для составления заданий подбираются интересные факты о растительном и животном мире, протяжённости рек, площади лесов и водоёмов Московской области. Например, на уроке в 4 классе по теме «Единицы измерения массы», ребята, путешествуя по тропам Приокско-Террасного государственного заповедника, узнают много новой и полезной информации: какое количество корма нужно приготовить животноводам для зубров на неделю, как рассчитать периметр и площадь специальных площадок для зимнего подкармливания зверей, прирост количества «краснокнижников» за последние три года. Такие уроки с использованием краеведческого материала формируют основы мировоззрения ребёнка, его отношения к окружающему действительности, природе, людям, предоставляют самые широкие возможности для развития его личности.

Примеры возможностей формирования краеведческих знаний по УМК М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова «Математика, 1 класс », «Школа России».

Номер урока

Темы, реализующие краеведческий компонент

Акцент на формирование знаний и умений при изучении краеведения

Часть I
Тема 8

Нумерация. Числа от 1 до 10

Понятие о числах и порядке при счёте при изучении темы, умение рассказывать свой адрес

Часть I
Тема 23

Нумерация. Числа от 1 до 20

Понятие о числах и порядке, составных частях числа. Умение объяснить выполняемые действия, считать улицы города

Часть I
Тема 34

Пространственные представления

Умение проводить простейшие построения, строить по точкам герб родного города, маршрут движения «дом - гимназия»

Как показывает опыт работы, наиболее эффективной формой привлечения учащихся к работе по краеведению является проектно-исследовательская деятельность. Изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней происходит через поиск и открытие. К.Д.Ушинский говорил, что «мир нельзя по-настоящему познать за партой. Как бы ни был красочен и увлекателен материал учебников, каким бы искусством ни обладал учитель, закономерности мировоззрения открываются, если ребёнок ощутит их в зримых, наглядных проявлениях».

2020 год стал юбилейным, 160 лет со дня рождения А.П.Чехова. Очень важно, чтобы дети и взрослые понимали, за что весь мир называет А.П.Чехова гордостью России. Он сочинил более 500 произведений, которые переведены на 100 языков, написал около 4 с половиной тысяч писем. Многие произведения созданы в Мелихово, усадьбе близ старой Лопасни (ныне г.Чехов), где писатель провел 7 замечательных лет.

Для создания проекта о важности наследия писателя совместно с родителями была разработана программа мероприятий по вовлечению обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность в условиях социального партнерства с Государственным музеем-заповедником А.П.Чехова «Мелихово».

Учитывая возрастные особенности младших школьников, образовательная деятельность предполагала как изучение теоретического материала, так и проведение тематических уроков с сотрудниками музея, обзорных экскурсий, интерактивных занятий, мастер-классов. Всё это поддерживает устойчивый интерес учащихся и познавательное отношение к краеведческому материалу.

Программа мероприятий социального взаимодействия с Государственным музеем-заповедником А.П.Чехова «Мелихово».

Форма

Тема

Обзорные экскурсии

1) изучение экспозиций и архитектурных сооружений музея-заповедника А.П.Чехова «Мелихово»;
2) путешествие по окрестностям села «Мелихово;
3) экскурсия в музей Писем, Почтово-телеграфное отделение станции Лопасня;
4) «А.П.Чехов - врач», посещение «Амбулатории» музея-заповедника А.П.Чехова «Мелихово».

Уроки с сотрудниками музея

1) урок литературного чтения «Викторина по произведениям А.П.Чехова», музей Писем;
2) урок окружающего мира по теме «Птицы - наши друзья» в усадьбе А.П.Чехова «Мелихово»;
3) урок окружающего мира по теме «Метеопост. Наблюдение за погодой»;
4) урок литературного чтения по теме «Изучаем творчество великого писателя», музей-заповедник А.П.Чехова «Мелихово»;
5) урок окружающего мира по теме «Лесная птица - дятел».

Интерактивные занятия

1) «Бал в дворянской усадьбе» в музее-усадьбе «Лопасня-Зачатьевское", (филиал музея-заповедника А.П.Чехова «Мелихово»);
2) «Путешествие открытки», музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское" (филиал музея-заповедника А.П.Чехова «Мелихово»);
3) «Метеопост - традиции метеонаблюдений в усадьбе»; знакомство с приборами для определения количества осадков, направления ветра, влажности.

Мастер-классы

1) «Дети, в школу собирайтесь!»; уроки грамматики и арифметики в Земской школе;
2) интерактивная экспозиция «Кухня писателя», как работал писатель Чехов, творческое сочинение собственного рассказа по-чеховски;
3) познавательная игра «Путешествуем вместе с А.П Чеховым», создание собственных игр.

Развлекательные программы

1) «Веселись, честной народ», празднование Масленицы в усадьбе;
2) «Встреча Нового года», новогодние традиции в семье Чеховых;
3) знакомство с школой театрального искусства Мелиховского театра «Чеховская студия», посещение спектакля «Чижик-пыжик, где ты был»?»

Волонтерская деятельность

Участие в ежегодных акциях «Музеи-детям».

В этом году возникла идея реализовать проект в форме коротких передач, всем будет интересно посмотреть небольшие видеофильмы, рассказывающие об удивительных фактах из жизни великого писателя.

Название проекта: «А.П.Чехов с нами - навсегда!».

Цель: разработать сценарий цикла коротких передач о писателе и снять видеоролики в Государственном музее-заповеднике А.П.Чехова «Мелихово».

Цикл передач составлен по плану:

  1. Антон Павлович Чехов. Интервью с сотрудником музея «Мелихово»;
  2. Детские увлечения Антона Павловича. Завтраки;
  3. Чехов и медицина. Любимое блюдо Чехова;
  4. этикет за столом в чеховское время. Обед в доме писателя;
  5. Земская школа. Новогодняя традиция в доме писателя.

Работа над сценарием для каждой передачи началась со сбора материала, поиска интересных фактов из жизни писателя, его увлечениях. Остановились на формате, сочетающим в себе портретно-личностную зарисовку, интервью и ток-шоу. При этом каждая из программ включает дегустацию блюда из книги рецептов мамы писателя, Евгении Яковлевны, семья Чеховых всегда отличалась хлебосольством и радушием.

В результате работы над проектом получилось 5 программ. За первые 6 часов после размещения в Инстаграм «Чехов Сегодня» ролик набрал 1600 просмотров. Известное чеховское информагентство «Чехов Сегодня» поддержало идею, проект привлек внимание сайта Туристический Чехов. Программы с видеороликами размещены на сайте музея-усадьбы «Мелихово», их с интересом смотрят дети дошкольного и школьного возраста и, конечно, взрослые.

Продолжением работы по изучению наследия великого писателя стало создание собственной настольной игры «Жизнь великих людей. А.П.Чехов», которую четвероклассники разработали на основе полученных знаний о жизни и творчестве писателя. Цель проекта: систематизировать и расширить знания обучающихся о вкладе А.П.Чехова в развитие Лопасненского края.

Игровое поле разбито на 5 секторов по темам: «Мудрые мысли», «Биография писателя», «Литературная мастерская», «Любопытно знать», «Вопросы от одноклассников». К каждому вопросу предлагаются четыре варианта ответов, один из которых правильный. Большинством голосов решили, что выигрывает тот, кто набирает большее количество баллов. Для того чтобы расширить количество участников, создана виртуальная версия игры в формате веб-квеста с использованием ресурсов сети Интернет. Познавательный квест «Жизнь великих людей. А.П.Чехов» построен по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут. По итогам прохождения заданий участники награждаются дипломами и сертификатами. Материал игры рассчитан на обучающихся начальных классов, но в ходе апробации был интересен обучающимся 5 и 6 классов.

Данный веб-квест обладает особой ценностью, позволяет создавать исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность на основе сотрудничества и предоставляет возможность поиска дополнительной информации по теме. Особую значимость эта работа обрела во время дистанционного обучения. Материалы игры размещены на сайте музея-заповедника А.П.Чехова «Мелихово». Краеведческие проекты характеризуется оригинальностью идей, творческим подходом к исследованию, использованием широкого спектра первоисточников. У обучающихся появились возможности для изучения материалов, выходящих за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), из сети Интернет, так и бесценную информацию, полученную от сотрудников музея-заповедника «Мелихово». Материалы могут быть использованы в качестве демонстрационно-обучающего учебного материала в урочной и внеурочной деятельности, помогут обучающимся других школ узнать новое о писателе А.П.Чехове.

Познание родного края во внеурочной деятельности проводится в форме экскурсий, видеоуроков, викторин, интеллектуальных игр и других форм, поддерживающих устойчивый интерес и познавательную мотивацию обучающихся к изучению краеведческого материала. Необходимыми и ценными являются непосредственные наблюдения за объектами природы и её явлениями, способствующими формированию экологической культуры. На экскурсии «Метеопост - традиции метеонаблюдений в усадьбе» второклассники познакомились с приборами для наблюдения за погодой, научились сами строить розу ветров, измерять количество осадков и направление ветра. А весной, прогуливаясь по заповедным тропинкам, слушали удивительное пение перелётных птиц, учились узнавать по голосу пернатых друзей, по описанию определять птицу в атласе А.Плешакова «От земли до неба». Участие в читательских конференциях, посвященных авторам родного края, встречи с земляками расширяют кругозор обучающихся, обогащают их жизненный опыт. Внимание школьников привлекается к лучшим представителям родного края, их жизненный путь, духовно-нравственные ценности становятся примером, появляется стремление и самому заботиться и приумножать богатства родного края.

Изучение краеведения в проектно-исследовательской деятельности воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем, закладывает основы познавательного интереса к изучению малой родины, способствует становлению таких духовных, моральных ценностей, как патриотизм, гражданственность, уважение к старшим, бережное отношение к культурному наследию и традициям, которые формируют личность гражданина, объединяют наше общество.

Список литературы

  1. Круглова Т.С. Краеведение в начальной школе: изучение как приключение/ Круглова Т.С.//Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76204.htm
  2. Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. Методическое пособие. - АРКТИ. - 2005. - с. 72.
  3. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа: журнал. - 2011. - №1. - с. 51-53.
  4. Сейненский А.Е. Школьное историческое краеведение. Пособие для педагога. - Педагогическое общество России. - 2014. - с.193
  5. Шильникова Е.В. Моя малая родина: программа по краеведению для младших школьников/ Шильникова Е.В.// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/768/74768/54808